Физика 8 класс.
Урок на информационно-деятельностной основе.
Тема Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел.
урока
Цели урока. Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о агрегатных состояниях вещества, понятий плавления и отвердевания, температуры плавления и отвердевания.
Развивающие: развивать умения извлекать информацию из разных источников, умения работать с текстом, видео, рисунком, таблицей, справочной литературой. Развивать интеллектуальные качества: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с различными источниками информации, в том числе ИКТ, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, самоанализ результатов своей деятельности, оценка личных результатов в ходе урока.
Материальная база: проектор- мультимедиа, Диск «Физика 8 класс»- электронное приложение к учебнику В.В. Белаги и др. Сферы.
План урока.
№ | Этап урока | Приемы и методы | Рейтинг | Время |
I | Мотивация. | 1.Вступительное слово учителя. | | 5 мин |
II | 1.Изучение нового материала. (агрегатные состояния) 2. Продолжение изучения материала (плавление и отвердевание) | 2.ИКТ, работа с учебником §12, обсуждение, заполнение таблицы -1 3. ИКТ, работа с учебником §13, обсуждение, заполнение таблиц 2, 3, 4, 5 | 9 б 22 б | 15 мин 15 мин |
III | Контроль усвоения новых знаний. | Тест .Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 10 б | 5 мин |
IV | Рефлексия | Заполнение таблицы | | 3 мин |
V | Домашнее задание. | Записано заранее на доске. | | 1мин |
Описание урока.
В течение всего урока учащиеся работают с рабочими картами (приложение -1), в которых даны все таблицы, предназначенные для заполнения учащимися. В карте дается, также, рейтинговая карта, в которой ученик фиксирует личный рейтинг.
I этап урока. Мотивация.
Учитель. Понятие агрегатного состояния вещества для вас не ново. Давайте вспомним, в
каких состояниях может находиться вещество (ответы учащихся). Какое вещество может в земных условиях находиться во всех трех состояниях?( учащиеся отвечают) Не только вода способна быть в трех состояниях, это возможно для всех веществ, но наши земные условия позволяют им находится, или в одном, или в двух состояниях.
Например, в каких состояниях могут находиться кислород, чугун, ртуть? ( учащиеся
высказывают свои мысли). Для вас это может звучать необычно, но кислород, а также
и другие газы, могут быть и твердыми и жидкими, все зависит от температуры, при
которой они находятся.
II этап урока. Изучение нового материала..
1)Демонстрируется фотографии агрегатных состояний вещества. Учащиеся читают §12. «Агрегатные состояния вещества».
После краткого обсуждения учащиеся заполняют таблицу – 1. Перед заполнением учитель дает краткие пояснения, показывает общий вид таблицы на слайде-2. В о второй колонке уч-ся ставят номер рисунка, соответствующего агрегатного состояния.
Таблица – 1.
Агрегатное состояние | Расположение молекул (рисунок) | Расстояние между молекулами | Характер притяжения молекул |
Твердое. | | | |
Жидкое. | | | |
Газообразное | | | |
Во второй колонке таблицы предполагается сделать рисунки. Чтобы ускорить работу ученикам предлагаются готовые рисунки, которые нужно вклеить в таблицу. Поверка таблицы проводится с помощью следующего слайда-3, учащиеся сверяют свою таблицу с контрольной и подсчитывают свой рейтинг.
2) Демонстрируются анимации плавления и отвердевания льда, во время демонстрации учитель обращает внимание учащихся на важные моменты, такие, как постоянство температуры в процессе плавления и отвердевания, и что происходит в это время с веществом. Затем учащиеся читают §13 и заполняют таблицу-2 (слайды 4-5)
Таблица-2.
№ | Физическое понятие | Это физическое явление или физическая величина? | Определение | Особенности . |
1 | Плавление. | | | |
2. | Температура плавления | | | |
3. | Отвердевание (кристаллизация) | | | |
4 | Температура отвердевания | | | |
3) В процессе заполнения следующих таблиц учащиеся применяют полученные знания на практике. После заполнения учащиеся сверяются с контрольными таблицами, данными в презентации, и подсчитывают свой рейтинг.
Таблица-3 (слайды 6-7) проверяет, умеют ли учащиеся выделять явления плавления и отвердевания в повседневной жизни.
Таблица- 3.
№ | Какое явление наблюдается при … | Плавление. | Отвердевание. |
1. | Таяние снега | | |
2. | Образование жировой корочки в остывшем супе. | | |
3. | Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы | | |
4. | Выкипание воды в чайнике | | |
5. | Таяние ледников | | |
6. | Образование облаков из водяного пара | | |
7 | Что происходит с оловом при пайке? | | |
Таблица-4 предназначена для работы с таблицей «Температура плавления некоторых веществ»
Таблица – 4.
№ | Вещество при определенной температуре | Агрегатное состояние вещества |
Твердое. | Жидкое. |
1. | Олово при 2000. | | |
2. | Алюминий 7000 | | |
3 | Чугун при 1200 | | |
4. | Кислород при - 2000. | | |
5. | Ртуть при - 600. | | |
6. | Цезий при 250. | | |
7. | Сталь при 16000. | | |
Для заполнения пятой таблицы учащимся потребуются справочники для определения дневной и ночной температуры на Луне и на Марсе, а также таблица температур плавления и отвердевания.
Таблица - 5.
№ | Вещество. | В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество. |
Луна днем t = | Луна ночью t = | Марс днем t = | Марс ночью t = |
1. | Спирт. | | | | |
2. | Натрий. | | | | |
3. | Олово. | | | | |
4. | Ртуть | | | | |
5. | Вода. | | | | |
III этап урока. Контроль знаний.
Тест .Плавление и отвердевание кристаллических тел. Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8». Автор А.В. Чеботарева.
Проверка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | б | а | б | г | б | г | а | в | б |
IV этап урока. Рефлексия.
№ | Какие новые понятия были изучены на уроке | Как усвоена информация. |
Очень хорошо | Не очень хорошо | Усвоил плохо |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |