СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллическихтел".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основе деятельностного подхода. Данная разработка  создана для участия в районном конкурсе "Мой лучший урок".

Просмотр содержимого документа
«описание урока»

Физика 8 класс.

Урок на информационно-деятельностной основе.


Тема Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел.

урока


Цели урока. Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о агрегатных состояниях вещества, понятий плавления и отвердевания, температуры плавления и отвердевания.

Развивающие: развивать умения извлекать информацию из разных источников, умения работать с текстом, видео, рисунком, таблицей, справочной литературой. Развивать интеллектуальные качества: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с различными источниками информации, в том числе ИКТ, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, самоанализ результатов своей деятельности, оценка личных результатов в ходе урока.

Материальная база: проектор- мультимедиа, Диск «Физика 8 класс»- электронное приложение к учебнику В.В. Белаги и др. Сферы.

План урока.

Этап урока

Приемы и методы

Рейтинг

Время

I

Мотивация.



1.Вступительное слово учителя.





5 мин


II

1.Изучение нового материала.

(агрегатные состояния)



2. Продолжение изучения материала (плавление и отвердевание)

2.ИКТ, работа с учебником

§12, обсуждение, заполнение таблицы -1


3. ИКТ, работа с учебником §13, обсуждение, заполнение таблиц 2, 3, 4, 5

9 б




22 б

15 мин




15 мин

III

Контроль усвоения новых знаний.

Тест .Плавление и отвердевание кристаллических тел.

10 б

5 мин

IV

Рефлексия


Заполнение таблицы


3 мин

V

Домашнее задание.

Записано заранее на доске.



1мин



Описание урока.

В течение всего урока учащиеся работают с рабочими картами (приложение -1), в которых даны все таблицы, предназначенные для заполнения учащимися. В карте дается, также, рейтинговая карта, в которой ученик фиксирует личный рейтинг.

I этап урока. Мотивация.

Учитель. Понятие агрегатного состояния вещества для вас не ново. Давайте вспомним, в

каких состояниях может находиться вещество (ответы учащихся). Какое вещество может в земных условиях находиться во всех трех состояниях?( учащиеся отвечают) Не только вода способна быть в трех состояниях, это возможно для всех веществ, но наши земные условия позволяют им находится, или в одном, или в двух состояниях.

Например, в каких состояниях могут находиться кислород, чугун, ртуть? ( учащиеся

высказывают свои мысли). Для вас это может звучать необычно, но кислород, а также

и другие газы, могут быть и твердыми и жидкими, все зависит от температуры, при

которой они находятся.

II этап урока. Изучение нового материала..

1)Демонстрируется фотографии агрегатных состояний вещества. Учащиеся читают §12. «Агрегатные состояния вещества».

После краткого обсуждения учащиеся заполняют таблицу – 1. Перед заполнением учитель дает краткие пояснения, показывает общий вид таблицы на слайде-2. В о второй колонке уч-ся ставят номер рисунка, соответствующего агрегатного состояния.

Таблица – 1.

Агрегатное состояние

Расположение молекул (рисунок)

Расстояние между молекулами

Характер притяжения молекул

Твердое.










Жидкое.











Газообразное









Во второй колонке таблицы предполагается сделать рисунки. Чтобы ускорить работу ученикам предлагаются готовые рисунки, которые нужно вклеить в таблицу. Поверка таблицы проводится с помощью следующего слайда-3, учащиеся сверяют свою таблицу с контрольной и подсчитывают свой рейтинг.

2) Демонстрируются анимации плавления и отвердевания льда, во время демонстрации учитель обращает внимание учащихся на важные моменты, такие, как постоянство температуры в процессе плавления и отвердевания, и что происходит в это время с веществом. Затем учащиеся читают §13 и заполняют таблицу-2 (слайды 4-5)

Таблица-2.

Физическое понятие

Это физическое явление или физическая величина?

Определение

Особенности .

1

Плавление.






2.

Температура плавления







3.

Отвердевание (кристаллизация)






4

Температура отвердевания






3) В процессе заполнения следующих таблиц учащиеся применяют полученные знания на практике. После заполнения учащиеся сверяются с контрольными таблицами, данными в презентации, и подсчитывают свой рейтинг.

Таблица-3 (слайды 6-7) проверяет, умеют ли учащиеся выделять явления плавления и отвердевания в повседневной жизни.

Таблица- 3.

Какое явление наблюдается при …

Плавление.

Отвердевание.

1.

Таяние снега



2.

Образование жировой корочки в остывшем супе.



3.

Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы



4.

Выкипание воды в чайнике




5.

Таяние ледников




6.

Образование облаков из водяного пара




7

Что происходит с оловом при пайке?



Таблица-4 предназначена для работы с таблицей «Температура плавления некоторых веществ»

Таблица – 4.

Вещество при определенной температуре

Агрегатное состояние вещества

Твердое.

Жидкое.

1.

Олово при 2000.



2.

Алюминий 7000



3

Чугун при 1200



4.

Кислород при - 2000.



5.

Ртуть при - 600.



6.

Цезий при 250.



7.

Сталь при 16000.



Для заполнения пятой таблицы учащимся потребуются справочники для определения дневной и ночной температуры на Луне и на Марсе, а также таблица температур плавления и отвердевания.

Таблица - 5.

Вещество.

В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество.

Луна днем

t =

Луна ночью

t =

Марс днем

t =

Марс ночью

t =

1.

Спирт.





2.

Натрий.





3.

Олово.





4.

Ртуть





5.

Вода.







III этап урока. Контроль знаний.

Тест .Плавление и отвердевание кристаллических тел. Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8». Автор А.В. Чеботарева.

Проверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

а

б

г

б

г

а

в

б

IV этап урока. Рефлексия.

Какие новые понятия были изучены на уроке

Как усвоена информация.

Очень хорошо

Не очень хорошо

Усвоил плохо




























Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

к уроку физики в 8 классе по теме « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел»

учителя МКОУ Корниловская СОШ

Кармановой Натальи Григорьевны.

Работаю в основной школе по программе А.В. Перышкина и Е.М. Гутник, учебник А.В. Перышкина, недельная нагрузка – 2 ч. 68 ч в год.

Актуальной задачей современной школы является перенос основного внимания с процесса «передачи знаний» на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями. Ученик хочет учиться тогда, когда это занятие ему интересно, в этом случае включается непроизвольное внимание, и новая информация хорошо откладывается в сознании. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с вопросов: «Чем может быть интересна эта тема учащимся? Как можно привлечь внимание учащихся к изучению темы?» Тема рассматриваемого урока, на первый взгляд, не очень интересна, если, к тому же, учитель сам ее излагает. Поэтому при подготовке данного урока попыталась использовать новые подходы, предлагаемые в методической литературе, в частности в статье Э.М. Бравермана «Урок физики: каким ему быть сегодня», журнал «Физика в школе» №2, 2009 г

Урок построен на информационно-деятельностной основе, в котором изучение новой информации построено на системе самостоятельной работы учащихся с учебником и выполнении тестовых заданий. На этом уроке использую задания в виде обобщающих и систематизирующих таблиц, а также таблиц, которые, по сути , являются тестовыми заданиями. Перед учащимися поставлена задача, не только изучить новый материал, но и систематизировать его, а также применить знания в различных ситуациях. Задания урока позволяют не только осознать новую информацию, но расширить ее, определяя, в каком состоянии будет вещество вне земных условиях.

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Наиболее перспективной считаю рейтинговую систему оценки знаний. Рейтинговая система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность, расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Считаю, что цель урока достигнута. Новый материал изучен и закреплен в результате самостоятельной деятельности учащихся, что позволит учащимся лучше его запомнить и применять его в дальнейшем. Каждый учащийся получил оценку своих знаний, причем сам принимал участие в этой оценке.

Для более продуктивной работы при подготовке уроков, отвечающих новым требованиям, целесообразно проводить анализ урока. Критерии оценки урока также взяты из вышеупомянутой статьи и приведены в приложении-3.





Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение- 1

Рабочая карта учащегося________________________________________________

Тема Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел.

урока


Таблица – 1.

Агрегатное состояние

Расположение молекул (рисунок)

Расстояние между молекулами

Характер притяжения молекул

Твердое.










Жидкое.











Газообразное













Таблица-2.

Физическое понятие

Это физическое явление или физическая величина?

Определение

Особенности

1

Плавление.







.

2.

Температура плавления








3.

Отвердевание (кристаллизация)















Таблица – 3.

Какое явление наблюдается при …

Плавление.

Отвердевание.

1.

Таяние снега



2.

Образование жировой корочки в остывшем супе.



3.

Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы



4.

Выкипание воды в чайнике




5.

Таяние ледников




6.

Образование облаков из водяного пара



7

Что происходит с оловом при пайке?



Таблица – 4.

Вещество при определенной температуре

Агрегатное состояние вещества

Твердое.

Жидкое.

1.

Олово при 2000.



2.

Алюминий 7000



3

Чугун при 1200



4.

Кислород при - 2000.



5.

Ртуть при - 600.



6.

Цезий при 250.



7.

Сталь при 16000.



Таблица - 5.

Вещество.

В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество.

Луна днем

t =

Луна ночью

t =

Марс днем

t =

Марс ночью

t =

1.

Спирт.





2.

Натрий.





3.

Олово.





4.

Ртуть





5.

Вода.





Рейтинговая карта.

Этап урока

Максимальный балл

Личный рейтинг

1

Заполнение таблицы - 1

9


2.

Заполнение таблицы - 2

3


3.

Заполнение таблицы - 3

7


4.

Заполнение таблицы - 4

7


5

Заполнение таблицы - 5

5


6

Контрольный тест

10



Итого.

41



«5» от 36 до 41 б Оценка.

«4» от 28 до 35 б

«3» от 20 до 27 б



Просмотр содержимого презентации
«агрегатные»

Физика 8 класс.  Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.   Учитель физики Карманова Н.Г. МКОУ Корниловская СОШ, Болотнинский р-н, Новосибирская область.

Физика 8 класс. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Учитель физики Карманова Н.Г.

МКОУ Корниловская СОШ, Болотнинский р-н, Новосибирская область.

Таблица – 1. Агрегатное состояние Расположение молекул (рисунок) Твердое. Расстояние между молекулами Жидкое. Характер притяжения молекул Газообразное

Таблица 1.

Агрегатное состояние

Расположение молекул (рисунок)

Твердое.

Расстояние между молекулами

Жидкое.

Характер притяжения молекул

Газообразное

Таблица – 1. проверка Агрегатное состояние Расположение молекул (рисунок) Твердое. Жидкое. Расстояние между молекулами Газообразное Характер притяжения молекул Не более одной молекулы Сильное. Не более одной молекулы Сильное. Больше размера молекулы в несколько раз Слабое.

Таблица 1. проверка

Агрегатное состояние

Расположение молекул (рисунок)

Твердое.

Жидкое.

Расстояние между молекулами

Газообразное

Характер притяжения молекул

Не более одной молекулы

Сильное.

Не более одной молекулы

Сильное.

Больше размера молекулы в несколько раз

Слабое.

Таблица-2. № Физическое понятие 1 Это физическое явление или физическая величина? Плавление. 2. Определение Температура плавления 3. Особенности . Отвердевание (кристаллизация) 4 Температура отвердевания

Таблица-2.

Физическое понятие

1

Это физическое явление или физическая величина?

Плавление.

2.

Определение

Температура плавления

3.

Особенности .

Отвердевание (кристаллизация)

4

Температура отвердевания

Таблица-2. проверка № 1 Физическое понятие Это физическое явление или физическая величина? Плавление. 2. Физическое явление Температура плавления Определение 3. 4 Особенности . Переход вещества из твердого состояния в жидкое Физическая величина Отвердевание (кристаллизация) Температура отвердевания Температура, при которой вещество плавится. Физическое явление Протекает при постоянной температуре Переход вещества из жидкого состояния в твердое Физическая величина Остается неизменной пока тело полностью не расплавится Протекает при постоянной температуре. Температура, при которой вещество отвердевает Постоянна в процессе отвердевания и равна температуре плавления

Таблица-2. проверка

1

Физическое понятие

Это физическое явление или физическая величина?

Плавление.

2.

Физическое явление

Температура плавления

Определение

3.

4

Особенности .

Переход вещества из твердого состояния в жидкое

Физическая величина

Отвердевание (кристаллизация)

Температура отвердевания

Температура, при которой вещество плавится.

Физическое явление

Протекает при постоянной температуре

Переход вещества из жидкого состояния в твердое

Физическая величина

Остается неизменной пока тело полностью не расплавится

Протекает при постоянной температуре.

Температура, при которой вещество отвердевает

Постоянна в процессе отвердевания и равна температуре плавления

Таблица- 3. № 1. Какое явление наблюдается при … Плавление. Таяние снега 2. Отвердевание. Образование жировой корочки в остывшем супе. 3. 4. Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы Выкипание воды в чайнике 5. Таяние ледников 6. Образование облаков из водяного пара 7  Что происходит с оловом при пайке?

Таблица- 3.

1.

Какое явление наблюдается при …

Плавление.

Таяние снега

2.

Отвердевание.

Образование жировой корочки в остывшем супе.

3.

4.

Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы

Выкипание воды в чайнике

5.

Таяние ледников

6.

Образование облаков из водяного пара

7

Что происходит с оловом при пайке?

Таблица- 3. проверка № Какое явление наблюдается при … 1. Плавление. Таяние снега 2. + Образование жировой корочки в остывшем супе. 3. Отвердевание. Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы 4. 5. Выкипание воды в чайнике + + Таяние ледников _ 6. _ + Образование облаков из водяного пара 7 _  Что происходит с оловом при пайке? _ + +

Таблица- 3. проверка

Какое явление наблюдается при …

1.

Плавление.

Таяние снега

2.

+

Образование жировой корочки в остывшем супе.

3.

Отвердевание.

Образование изморози на стеклах окон в сильные морозы

4.

5.

Выкипание воды в чайнике

+

+

Таяние ледников

_

6.

_

+

Образование облаков из водяного пара

7

_

Что происходит с оловом при пайке?

_

+

+

Таблица – 4. № Вещество при определенной температуре Агрегатное состояние вещества 1. Твердое. Олово при 200 0 . 2. Жидкое. Алюминий 700 0 3 4. Чугун при 1200 Кислород при - 200 0 . 5. Ртуть при - 60 0 . 6. Цезий при 25 0 . 7. Сталь при 1600 0 .

Таблица 4.

Вещество при определенной температуре

Агрегатное состояние вещества

1.

Твердое.

Олово при 200 0 .

2.

Жидкое.

Алюминий 700 0

3

4.

Чугун при 1200

Кислород при - 200 0 .

5.

Ртуть при - 60 0 .

6.

Цезий при 25 0 .

7.

Сталь при 1600 0 .

Таблица – 4. проверка. № Вещество при определенной температуре Агрегатное состояние вещества 1. Олово при 200 0 . 2. Твердое. Жидкое. + Алюминий 700 0 3 4. Чугун при 1200 + + Кислород при - 200 0 . 5. + Ртуть при - 60 0 . 6. + + Цезий при 25 0 . 7. + Сталь при 1600 0 . +

Таблица 4. проверка.

Вещество при определенной температуре

Агрегатное состояние вещества

1.

Олово при 200 0 .

2.

Твердое.

Жидкое.

+

Алюминий 700 0

3

4.

Чугун при 1200

+

+

Кислород при - 200 0 .

5.

+

Ртуть при - 60 0 .

6.

+

+

Цезий при 25 0 .

7.

+

Сталь при 1600 0 .

+

Таблица - 5. № Вещество. В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество. 1. Спирт. Луна днем 2. Натрий.  t = Луна ночью 3. Марс днем t = Олово. 4. t = Марс ночью Ртуть 5. t = Вода.

Таблица - 5.

Вещество.

В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество.

1.

Спирт.

Луна днем

2.

Натрий.

t =

Луна ночью

3.

Марс днем

t =

Олово.

4.

t =

Марс ночью

Ртуть

5.

t =

Вода.

Таблица - 5. проверка. № Вещество. В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество. 1. 2. Луна днем Спирт.  t =130 Луна ночью Натрий. ж 3. ж т t =-170 Марс днем 4. Олово. ж Марс ночью т t =-3 Ртуть 5. т т t =-73 ж т ж Вода. т т т пар т ж т т т т

Таблица - 5. проверка.

Вещество.

В каком агрегатном состоянии будет находиться вещество.

1.

2.

Луна днем

Спирт.

t =130

Луна ночью

Натрий.

ж

3.

ж

т

t =-170

Марс днем

4.

Олово.

ж

Марс ночью

т

t =-3

Ртуть

5.

т

т

t =-73

ж

т

ж

Вода.

т

т

т

пар

т

ж

т

т

т

т


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!