СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 91 (1). Городская проза. Повесть Ю. Трифонова "Обмен". Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности. 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть с учащимися «городскую прозу» как идейно-эстетический феномен русской литературы и как одну из основных составляющих историко-литературного процесса 1960–1980-х гг; проследить эволюцию поэтики городской прозы Ю. В. Трифонова от «описательной литературы» 1950–1960-х гг. до «мыслящей прозы» 1970–1980-х гг.; рассмотреть городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрыть философский смысл повести «Обмен»; выяснить нравственные основы повести; развивать навыки анализа прозаического текста; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 91 (1). Городская проза. Повесть Ю. Трифонова "Обмен". Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности. 11 класс.»

УРОК № 91(1)
Тема: Городская проза. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен»)

Цель: рассмотреть с учащимися «городскую прозу» как идейно-эстетический феномен русской литературы и как одну из основных составляющих историко-литературного процесса 1960–1980-х гг; проследить эволюцию поэтики городской прозы Ю. В. Трифонова от «описательной литературы» 1950–1960-х гг. до «мыслящей прозы» 1970–1980-х гг.; рассмотреть городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрыть философский смысл повести «Обмен»; выяснить нравственные основы повести; развивать навыки анализа прозаического текста; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: портрет Ю. В. Трифонова, текст повести «Обмен», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о «городской прозе» как идейно-эстетическом феномене русской литературы; прослеживают эволюцию поэтики городской прозы Ю. В. Трифонова от «описательной литературы» 1950–1960-х гг. до «мыслящей прозы» 1970–1980-х гг.; рассматривают городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрывают философский смысл повести «Обмен»; выясняют нравственные основы повести; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В 1960–1970-х гг. в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Валентина Трифонова. В жанре городской прозы работали также С. В. Есин, В. С. Токарева, А. Г. Битов, братья Стругацкие, В. С. Маканин, Д. А. Гранин и другие.

В произведениях авторов «городской прозы» героями были горожане, обременённые бытом, нравственными и психологическими проблемами, уставшие от темпа городской жизни. Рассматривались проблемы одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений «городской прозы» характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на вечные вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».

Юрий Валентинович Трифонов вошёл в историю русской литературы XX в. как основоположник «городской прозы» и заслужил репутацию творца уникального художественного мира, не вписывающегося в жёсткие рамки тематических групп и направлений. Трифонов обратил на себя внимание как серьёзный, вдумчивый писатель циклом «Московских повестей»: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной».

Здесь Трифонов, художественно исследуя воздействие на человека будничного потока жизни (в отличие от представителей военной прозы), как бы изнутри, глазами самих героев рассматривает причины и обстоятельства, способствующие перерождению интеллигента в обывателя — типичная тенденция брежневского периода. Характерные приметы авторского почерка Трифонова нашли отражение в его первой повести «Обмен».

ІV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— В изучении творческого наследия Ю. В. Трифонова можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1950-е — первая половина 1960-х гг.) — период единовременных отзывов критики и читательской аудитории на публикацию повести «Студенты», туркменских рассказов, спортивных и путевых очерков. Все публикации этого времени отличались вниманием к идейному содержанию произведений и оценивали точность и достоверность отражения автором советской действительности. На этом этапе ведущими жанрами были рецензия, отзыв, статья, дискуссия, читательская конференция.

Ко второму этапу, начало которого датируется 1969 г. (выходом в печати повести «Обмен» и появлением первых откликов на это произведение), относятся первые попытки аналитического прочтения текстов Ю. В. Трифонова.

Третий этап, начало которого можно условно обозначить концом 1970-х гг., стал временем, когда творчество Трифонова вошло в сферу интересов профессиональных литературоведов. На четвёртом этапе всплеск интереса к наследию Ю. В. Трифонова был вызван безвременной смертью писателя и острой потребностью оценить его творчество как целостный художественный феномен в контексте русской литературы XX в.

Начало четвёртого этапа следует датировать 1984 г.— временем выхода в печати первой монографии, посвящённой писателю,— книги литературоведа Н. Б. Ивановой «Проза Юрия Трифонова». В дальнейшем этот жанр становится востребованным исследователями, одна за другой издаются монографии.

Вторая половина 1980-х — 1990-е гг.— период становления трифоноведения как отдельной литературоведческой отрасли.

Началом современного этапа развития трифоноведения, безусловно, явилось проведение I Международной конференции «Мир прозы Юрия Трифонова» (РГГУ, 1999), в которой приняли участие наиболее крупные отечественные и зарубежные исследователи творчества писателя.

2. Аналитическая работа
по тексту повести Ю. В. Трифонова «Обмен»

А) Вступительное слово учителя

— Казалось бы, слишком обыкновенное, будничное название для художественного произведения — «Обмен», это скорее раздел в рекламном издании, да и просто привычное для нашей жизни дело. Гораздо более привычное, чем во времена создания повести, а это был 1969 г. «Обмен — слово, прочное закреплённое за определённой сферой нашей жизни, сразу же вызывающее у большинства людей привычные ассоциации, порождённые и собственным опытом, и окружающим бытом… Деловитое это словцо неожиданно выносится Трифоновым в заглавие»,— писал А. М. Турков.

Б) Словарная работа

Запись на доске

Обмен — в экономике — взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда (Большая советская энциклопедия).
Обмен — в экономике — фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития обмен выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктообмен, товарный обмен (Энциклопедический словарь).
Обмен — операция по обмену валюты; стоимость одной валюты, выраженная через другую (Финансовый словарь).
Обмен — мена (Словарь синонимов).

В) Вводно-ориентировочная беседа:
погружение в тему урока

• Ещё раз обратите внимание на заглавие повести и определите будущую направленность разговора на уроке.
• Почему вдруг обычная бытовая, семейная ситуация вырастает в конфликт?
• Кратко перескажите содержание повести «Обмен».

Г) «Практикум начинающего литературоведа»:
аналитическая работа (в группах)

1-я группа.
Характеристика образа Виктора Георгиевича Дмитриева: происхождение, социальный статус, круг интересов, увлечений, занятий, жизненные приоритеты.

2-я группа.
Семья Дмитриевых: происхождение, социальный статус, круг интересов, увлечений, занятий, приоритеты семьи.

3-я группа.
Семья Лукьяновых: происхождение, социальный статус, круг интересов, увлечений, занятий, приоритеты семьи.

Презентация работы в группах

Комментарий. По ходу выступления представителей групп учитель комментирует, корректирует их ответы.

Предполагаемые ответы

1-я группа.

Стремления главного героя, типичного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева — совершить обмен жилья, улучшить собственную жилищную ситуацию. Ему необходимо для этого поселиться с безнадёжно больной матерью, догадывающейся о своей скорой кончине. Материальная заинтересованность подменила у Дмитриева чувство сыновней любви.

И недаром в конце произведения мать заявляет сыну: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошёл… Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись…»

Повесть начинается в кульминационный момент жизни героя — смертельная болезнь матери, затеянный в связи с этим квартирный обмен. Автор, таким образом, ставит своего героя в ситуацию выбора, так как именно в этой ситуации проявляется нравственная сущность человека. В результате оказывается, что Дмитриев — это безвольный человек, постоянно идущий на житейские компромиссы. Уже с начала повести становится ясной его модель поведения — это уход от решения, от ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей.

Итог выбора, совершённого Виктором, плачевен — смерть матери, которую он обменял на материальное благополучие, на обустроенный быт. Но самое страшное то, что в Викторе отсутствует чувство вины, он не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей с семьёй, всю вину он возлагает на обстоятельства, которые он не смог победить.

2-я группа.

Семьи Дмитриевых и Лукьяновых породнились благодаря женитьбе двух представителей их молодого колена — Виктора и Лены. Две эти семьи являются в известной степени противоположностью друг друга.

Так, Дмитриевых от Лукьяновых отличают прежде всего их древние корни, наличие нескольких поколений этой фамилии, что обеспечивает преемственность нравственных ценностей, этических устоев, сложившихся в этой семье. Передача этих ценностей из поколения в поколение и обусловливает нравственную устойчивость членов этого рода.

Постепенно эти ценности уходят из рода Дмитриевых и подменяются другими. В этой связи чрезвычайно важен образ деда Фёдора Николаевича, так как он даёт возможность проследить процесс утраты родом Дмитриевых тех качеств, жизненных принципов, которыми жили их предки и которые отличали дом Дмитриевых от других. Дед предстаёт в повести как некий древний «монстр», так как на его долю выпало немало великих исторических событий, но при этом он остаётся реальной исторической личностью. Дед воплощает лучшие качества дома Дмитриевых — интеллигентность, тактичность, воспитанность, принципиальность, которые когда-то отличали всех представителей этого рода.

Его дочь, Ксения Фёдоровна, уже несколько отдалена от отца: её отличают излишняя горделивость, напускная интеллигентность, неприятие его жизненных принципов (сцена спора с отцом о презрении). Появляется в ней такая черта, как ханжество, то есть стремление выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Играя в повести роль идеальной женщины-матери, Ксения Фёдоровна тем не менее не является положительным героем, так как в ней присутствуют и отрицательные качества.

Несмотря на свои недостатки, Ксения Фёдоровна полностью реализует себя как мать. Она с чувством трепетной любви относится к своему единственному сыну, жалеет его, переживает за него, быть может, винит себя за его нереализованные возможности (Дмитриев в молодости умел прекрасно рисовать, но этот дар не получил дальнейшего развития). Таким образом, мать Виктора является хранительницей духовных связей этой семьи, своей любовью как бы духовно скрепляет себя с сыном.

Окончательно отделённым, духовно отрезанным от деда является Виктор, у которого по отношению к деду осталась лишь «детская преданность».

3-я группа.

Род Лукьяновых — иной и по происхождению, и по занятиям: это люди практической хватки, «умеющие жить», в отличие от непрактичных, не приспособленных к жизни Дмитриевых. Их семья представлена намного у же: они не имеют дома, то есть родового гнезда, тем самым автор как бы лишает их укоренённости, опоры и родственных связей в этой жизни.

Отсутствие родственных уз, в свою очередь, обусловливает отсутствие духовных связей в этой семье, здесь нет любви, семейной теплоты, человеческого участия. Напротив, отношения в этой семье носят отпечаток официально-деловых, являются неуютными, недомашними. В связи с этим закономерными являются две основополагающие черты этого рода — практицизм и недоверчивость.

Чувство любви подменяется чувством долга, именно из-за ощущения своего долга перед семьёй Иван Васильевич материально обустраивает свой дом, материально обеспечивает свою семью, за что Вера Лазаревна испытывает к нему чувство собачьей преданности, так как сама «никогда не работала и жила на иждивении Ивана Васильевича».

Абсолютной копией своих родителей является их дочь Лена. Она соединила в себе взятое от отца чувство долга, ответственности перед своей семьёй, с одной стороны, и преданность Веры Лазаревны своему мужу, семье, с другой, а всё это дополняется тем практицизмом, который присущ всему роду Лукьяновых.

Именно поэтому Лена пытается совершить выгодный квартирный обмен во время болезни свекрови, устраивает Виктора на выгодную работу, предавая тем самым друга детства Лёвку Бубрика, который в то время был безработным. Однако все эти «сделки» не являются для Лены аморальными, так как для неё изначально нравственным является понятие пользы, ибо её главный жизненный принцип — целесообразность. Практицизм Лены достигает высшей степени.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Как жить, если у тебя нет ещё за спиной прожитых лет, когда мудрость твоя находится в будущем, до которого надо ещё дожить? Над этим задумывается, часто подсознательно, каждый подросток. И как часто, особенно за последние годы, никто не может, да и не хочет ему помочь.

Никто, кроме таких честных перед современниками и своей совестью писателей, к каким относится Юрий Трифонов. Он не делает великих открытий, не снабжает своих читателей мудрыми мыслями, а лишь приглашает к доверительной и откровенной беседе о насущном, о наболевшем. А что может быть важнее отношений с родителями в детстве, отрочестве и даже старости?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать пьесу А. В. Вампилова «Утиная охота» и подумать над вопросом: как автор решает проблему взаимоотношения личности и окружающих её людей?

2. Подготовить сообщение — обзор новинок из журналов «Драматург», «Театр», «Современная драматургия».


Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!