СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение и функции нервной клетки, понятие о нервных цепях, рефлекторной регуляции

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция»

Тема: Нервная ткань. Рефлекс. Рефлекторная регуляция


Цель: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, при­чины возбуждения и торможения нейронов.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс .

2. Работа в парах по вопросам в учебнике на с. 39.

  1. Изучение нового материала

– На предыдущем уроке мы говорили о том, что организм способен к саморегуляции. Но что обеспечивает регуляцию функций в организме человека? Что такое регуляция? Давайте разберемся.

Слайд 2 – Регуляция – координирующее влияние на клетки, ткани, органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.

Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: гуморальный и нервный.

Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ, выделяемых в кровь и тканевую жидкость.

Нервная регуляция осуществляется нервной системой.

Слайд 3 – Из курса биологии животных вам известно, что нервная система подразделяется на центральную и периферическую.


Нервная система Центральная НС Периферическая НС Головной мозг Спинной мозг Нервные окончания Нервные узлы Нервы









Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Слайд 4 – Нервная система формируется нервной тканью, в состав которой входят высокоспециализированные нервные клетки – нейроны, и клетки, заполняющие пространство между нейронами и окружающими их капиллярами. Клетки нервной ткани образуют нервы, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами тела.

Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

  • чувствительные – образованы дендритами чувствительных нейронов

  • двигательные – образованы аксонами двигательных нейронов

  • смешанные – образованы аксонами и дендритами

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания:

  • рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

  • эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Информация передается в виде нервных импульсов – кратковременного изменения электрического потенциала мембраны нервной клетки, который распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны.

- Конечно же работу нервной системы мы связываем с рефлексом. Что такое рефлекс? /Ответы обучающихся/

Слайд 5 – Напомню, что рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС. Рефлексы помогают организму адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды и обеспечивают его жизнеспособность.

Слайд 6 – Схема «Виды рефлексов»

Виды рефлексов



  • приобретенные

  • индивидуальные

  • непостоянные

  • образуются на любой раздражитель

  • рефлекторные центры в коре головного мозга


(слюноотделение, письмо, игра на пианино)



Значение: приспособление к условиям окружающей среды.

  • врожденные

  • видоспецифичные

  • постоянные

  • на специфичный раздражитель

  • рефлекторные центры на уровне спинного и ствола головного мозга


(пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, поддержание гомеостаза)

Значение: помогает выживанию, это «применение опыта предков на практике».

















Слайд 7 - Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

Слайды 8-9 - Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя видами нейронов. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам.

Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Коленный рефлекс относится к спинномозговым рефлексам. Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса включает в себя центростремительный и центробежный нейроны и не содержит вставочных нейронов.

В рефлекторной дуге различают 5 элементов:

1 – рецепторы,

2 – чувствительный нейрон,

3 – нервный центр,

4 – двигательный нейрон,

5 – исполнительный орган.

Слайд 10 – Известная ситуация, когда прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки.

Более сложные рефлекторные дуги могут быть образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона.

Болевые сигналы от чувствительных рецепторов попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам. Те в свою очередь возбуждают исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки. Мышцы сокращаются, и рука сгибается.

Слайд 11 – Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке центральной нервной системы и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса. Иными словами, нервный центр — это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта.

Слайд 12 - Описанные выше коленный и сгибательный рефлексы относятся к разряду врожденных. Для осуществления врожденного рефлекса организм имеет готовые рефлекторные дуги. Поэтому для их осуществления не требуется никаких особых дополнительных условий, вот почему они получили название безусловных рефлексов.

Слайд 13 – Для осуществления же открытых И. П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Условные рефлексы формируются в течение жизни, когда для этого возникают необходимые условия. Образование условных рефлексов лежит в основе обучения организма различным навыкам и приспособлений к изменяющейся среде. Наличие рефлекторной дуги — непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения.

Слайд 14 – Тем не менее, нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах. Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса. Такое устройство позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.

Слайд 15 - Внутриорганные вегетативные ганглии иннервируют сердце, бронхи, среднюю и нижнюю треть пищевода, бронхи, мочевой пузырь, желчный пузырь, желудок и кишечник. Расположены эти вегетативные ганглии, соответственно, в органах, которые они иннервируют.

Слайд 16 – Итак, рефлекторная дуга представляет собой цепь последовательно связанных нейронов, которая формирует реакцию организма на внешние раздражители и происходит при участии высшей нервной деятельности.

Принцип обратной связи. Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости скоординировать.


IV. Закрепление полученных знаний

Слайд 17 - Лабораторная работа «Мигательный рефлекс».

Опыт проведите самостоятельно по описанию на стр. 41-43 учебника.

Результаты занесите в рабочую тетрадь.

Работа с вопросами на с. 43.


Слайд 18 - Домашнее задание: § 9 прочитать. Ответить на вопросы к параграфу. По желанию подготовить сообщение о работе Павлова И.П. или Сеченова И.В..






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!