Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества»
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование познавательной потребности.
Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач
Метапредметные:
Развивать умения применять знания.
Развивать логическое мышление..
Развивать умение анализировать условия.
Предметные:
Формировать в ходе урока понятия «количество вещества», «число Авогадро».
Сформировать умение решать задачи на количество вещества.
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выделять нужную информацию.
Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль».
Ход урока.
Постановка цели урока.
Повторение домашнего задания.
Составьте электронные схемы строения атомов.
а) калия 1S22S22P63S23P64S1
б) кальция 1s22s22p63s23p64s2
в) алюминия 1s22s22p63s23p1
Упр. 3. Схемы образования химической связи для Ме.
а) K0 -1e → K+
б) Ca0 -2e → Ca2+
в) Al0 -3e → Al3+
Составьте электронные схемы строения атомов
Упр. 2.
а) 1s1; водорода
б) 1s22s22p63s23p5; хлора
в) 1s22s22p3.азота
Упр. 3. Схемы образования химической связи.
а) H∙ + ∙H → H : H
б) :Cl∙ + ∙Cl: → :Cl:Cl:
в) :N∙ + ∙N: →
:N :: N:
∙ ∙
Определите тип химической связи молекул: Cl2, CO2, NaI.
Фронтальный опрос:
Где расположены элементы – Ме в таблице Д.И.Менделеева? Металлические свойства –это……..
В группе сверху вниз-
а) уменьшается атомный радиус
б) увеличивается электроотрицательность
в) увеличивается число энергетических орбиталей
4) уменьшается заряд атома
3. Слева направо в периоде металлические свойства элементов
А) не изменяются
Б) изменяются периодически
В) ослабевают
Г) усиливаются
4. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства у атома
А) серы, б) углерода в) фосфора. Г) кислорода. Почему?
5. Наиболее ярко выражены металлические свойства у атома
А) кальция, б) бериллия, в) бария, г) стронция. Почему?
6. Радиус атома в ряду P- S -CL
А) увеличивается, б) уменьшается, в) не изменяется, г) увеличивается , а затем уменьшается.
7.Перечислите особенности строения атомов элементов – Ме.
.
8.Что такое аллотропия? (Аллотропия углерода, кислорода, фосфора?)
Задания: Работа по ПС.
Изучение нового материала.
Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?
Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.
Какие бы вы предложили единицы измерения?
Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?
- из молекул, атомов, ионов.
Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И физики придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?
Для О2 – 32г /моль Mr(O2) = 32
Для O3 – 48г / моль Mr(O3) = 48
Для H2O – 18г / моль Mr(H2O) = 18
Оказалось, что в 32г O2, в 48г О3, в 18г H2O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6,02 ∙1023. Это число назвали числом Авогадро (обозначается NA).
Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна относительной атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙1023 атомов этого вещества.
Запись на доске.
NA = 6,02∙1023 – постоянная Авогадро
Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙1023 молекул какого – либо вещества, и назвали молем.
Что такое моль? (работа с учебником).
Моль – единица количество вещества, в котором содержится 6,02∙1023 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.
n = N/NA, N = NA ∙ n, NA = N/n,
где n – число молей, N – число атомов или молекул,ионов, NA – постоянная Авогадро.
Вопрос: Чему равна масса 1 моль вещества?
Масса 1 моль вещества называется молярной массой, обозначается М.
│Mr│=│M│ равные по числу, но разные по обозначению.
И вычисляется по формуле:
M = m/n, единицы измерения: г/моль, кг/кмоль, мг/млмоль.
Закон АВОГАДРО - в 1 моль любого вещества содержится одинаковое число структурных частиц.
Закрепление.
Заполнить таблицу.
Вещество | Число молекул N = NA ∙ n | Молярная масса M = m/n | Число Молей n = m/M | Масса вещества m = M ∙ n |
O2 | N = 6,02∙1023∙ 2 = 12,04∙1023 | M(O2) =32г/Моль | 2моль | m = 2моль |
H2SO4 | 12,04∙1023 | M(H2SO4) = 98г/Моль | 98г/98г/моль =1моль | 98г |
СиCl2 | 18,06∙1023 | M(СиCl2) = 135 кг/кмоль | 3кмоль | 405 кг |
Черным выделены величины, которые даны по условию задач.
Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 48 г кислорода О2?
Дано: m(O2) = 48г Решение: Mr(O2) = 16∙2=32.
M(O2)=16∙2=32г/моль
Найти: n(O2); N(O2) n(O2)=m(O2)/M(O2)=48г/32г/моль=1.5моль
N(O2)= NA∙n(O2)= 6,02∙1023моль-11,5моль=9.03∙1023( молекул)
Ответ:
Задача №2. Определите массу 1,25 моль серной кислоты.
Дано: Решение:
n (H2SO4) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты
М(H2SO4)=2+32+64=98г/моль
Найти: m(H2SO4); 2. Найдем массу вещества m=n∙M;
M(H2SO4)=n(H2SO4)∙M(H2SO4)=1,25
моль∙98г/моль=122,5г
Ответ:
Дано: Решение
N(СО2) = 18.06 ∙1025 ( молекул) n = N/NА = 18.06 ∙1025/6,02∙1023моль-1= 3 моль
m = M ∙ n= 44 г/моль ∙ 3 моль=132г
Найти: m? N ?
Итоги урока.
Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).
Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.
1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро NA(6,02∙1023).
Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr.
Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr.
Домашнее задание. §15. Упр. 1-3( после параграфа , п