СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Готовимся к ЕГЭ. Лексика.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Готовимся к ЕГЭ. Лексика.

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Готовимся к ЕГЭ. Лексика.»



Урок 8 Русский язык 10 класс

Тема. Готовимся к ЕГЭ. Лексика.

Цели: повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»; ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отрабатывать навыки выполнения заданий ЕГЭ.

Ход урока

I. Повторение изученного по теме «Лексика»

1. Фронтальный опрос.

  • Что является объектом изучения в лексикологии, фразео­логии?

  • Как осуществляется перенос лексических значений в мно­гозначном слове?

  • Что такое омонимы? Как соотносятся омонимия с поли­семией?

  • Расскажите о видах омонимов в русском языке. Приведите свои примеры.

  • Что такое синонимия?

  • Какие слова называются антонимами?

  • Какие слова мы называем паронимами? В чем кроется причина большого количества речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

  • Какие источники пополнения словарного состава языка вы знаете?

  • Какие пласты лексики являются ограниченными в употреб­лении и почему?

  • Расскажите об устаревших словах. В чем, с точки зрения носителя современного русского языка, состоит различие между архаизмами и историзмами?

  • Фразеологический оборот как единица лексики. Признаки слова и словосочетания (предложения) во фразеологиче­ском обороте.

  • Что такое лексикография? Какие типы словарей вы знаете?



2. Готовимся к ЕГЭ.

Сначала учитель может напомнить ученикам основные прин­ципы ЕГЭ по русскому языку и особенности составляющих его заданий. Стоит упомянуть о том, что задания эти пронизывают собой все языковые уровни, отраженные в разделах учебника, и имеют форму тестов.

Вариант 1

  1. Какое лексическое значение имеет слово «многознаковость» в предложении?

Основной недостаток иероглифического письма - его многозна­ковость и сложность.

а) то же, что и многозначность;

б) свойство системы письма, в которой используется боль­шое количество разных знаков;

в) свойство системы письма, при которой один и тот же знак используется для разных целей;

г) система, при которой для обозначения одного и того же понятия используется несколько знаков.

  1. Какое слово синонимично слову «ложный» в предложе­нии?

Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществление которой и сосредоточивались их усилия.

а) фальшивый; в) лживый;

б) ошибочный; г) несправедливый



3. Какие из приведенных ниже слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения слова «предприниматель»?

а) успешный в) удачливый;

б) удачный г) преуспевающий.



    1. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

а) Нам попался человеческий экзаменатор.

б) Защита человечьего достоинства — основная черта этого публициста.

в) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания.

г) Она думала, что наконец-то нашла родную человечную душу.



    1. Какие из приведенных ниже лексических значений соот­ветствуют фразеологизму «втоптать в грязь»?

а) копать землю; в) несправедливо обвинить;

б) опорочить; г) потерять.


Вариант 2

      1. В каком значении употреблено слово «оригинал» в пред­ложении?

Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновному Пе­тербургу, всегда славилась оригиналами.

а) подлинник (не копия) чего-либо;

б) самостоятельный, не склонный к подражанию;

в) человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих;

г) своеобразный, не похожий на других человек.



      1. В каком предложении вместо слова «суетливый» нужно упо­требить слово «суетный»?

а) И в будни, и в праздники набережная была заполнена суетливой толпой.

б) Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают суетливые заботы о хлебе насущном.

в) Новичков, только что принятых на работу, можно было сразу узнать по неловким, суетливым движениям.

г) Катер подошел к причалу, началась шумная и суетливая посадка.



      1. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

а) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

б) Голосовая буря пронеслась над ущельем.

в) Певец обладает замечательными голосовыми данными.

г) Маяковский — один из голосовых поэтов своего времени.



4. Какие из приведенных ниже лексических значений соответ­ствуют фразеологическому обороту «взять себя в руки»?

а) сдержать себя, успокоиться;

б) взять на себя ответственность;

в) принять важное решение;

г) сдаться.



II. Итог урока

Ориентировочные темы докладов к кон­ференции (ученики готовятся заранее).

1. Эта занимательная наука этимология.

Доклады могут быть посвящены происхождению одного сло­ва или слов одной тематики.

Учащиеся могут исследовать про­исхождение и нарицательных, и собственных имен. Отдельной темой исследования может быть происхождение и топонимов, и имен или фамилий. Такие доклады полезны тем, что показы­вают жизнь слова. Наверняка не все ученики знают, что слово «счастье», например, восходит к слову «часть», а оно, в свою очередь, — к слову «кус» (доля). Знание истории слова позволит повысить орфографическую грамотность учащихся, потому что вскрытие происхождения слова нередко помогает объяснить то, что носителям современного русского языка приходится запоми­нать (например, наличие сочетания сч на месте звука [щ] в слове «счастье»).

Литература по теме

        1. Иванов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов

Под ред. В.В. Иванова. 3-е изд., перераб. М., 1994.

        1. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом

этимологии и толкованием). М., 1995.

        1. КрысинЛ.П. Школьный словарь иностранных слов. М., 1997.

        2. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

        3. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвеще­ние, 1988.

        4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М., 1988.

        5. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь уста­ревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVII-XX вв. М., 1996.

        6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. М., 2001.

        7. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.

        8. Тихонов А.Н. и др. Словарь русских личных имен. М., 1995.

        9. Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1971.

        10. Успенский Л.В. Ты и твое имя. М., 1972.

        11. Успенский Л.В. Имя дома твоего. М., 1972.

        12. Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Опыт этимо­логических заметок. М., 2005.

        13. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2006.

        14. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.

        15. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.



          1. Диалекты русского языка.

Доклады могут быть посвящены многообразию диалектов, распространенных на территории России. Кроме того, учащиеся могут исследовать и литературные произведения, в которых встре­чаются диалектизмы (их можно найти, например, в произведениях М. Шолохова).

Литература по теме

Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.



          1. Специальные слова.

Доклады могут быть посвящены лексике отдельных профес­сиональных групп, например врачей, моряков и т. д. Отдельной темой может быть язык пользователей персональными компью­терами: большинству учащихся специальные слова, относящиеся к этой сфере употребления, хорошо знакомы.

Литература по теме

            1. Головистикова А.НГрудцына Л.Ю. Толковый словарь юри­дических терминов. М., 2007.

            2. Коноплицкий В. Это бизнес: Толковый словарь экономиче­ских терминов. М., 1996.

            3. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу / Под ред. П.Ф. Пероченко. М., 1992.

            4. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.



4. «Да» или «нет» жаргону?

Тема эта сегодня актуальна, как никогда: сейчас многими от­мечается понижение уровня культуры речи. В докладах, посвя­щенных этой теме, можно рассказать о том, что, с одной стороны, жаргоны имеют свою историю и являются частью национального языка, но с другой — нередко мешают общению, замусоривая речь.

Литература по теме

              1. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М., 2006.

              2. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. JL, 1988.

              3. Колесов В.В. Язык города. М., 1991.





Схема 1


Лексика с точки зрения ее происхождения



Схема 2

Лексика с точки зрения ее употребления







Схема 3

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления





Памятка.

                1. Определитесь с темой доклада.

                2. Подготовьте предварительный план доклада. Он обязатель­но должен включать в себя введение (постановка вопроса исследования), основную часть, в которой выстраивается основной материал исследования, и заключение, в котором показываются итоги проведенной работы.

                3. Познакомьтесь с научной и научно-популярной литерату­рой, посвященной этой теме. Начать можно с материалов учебника, а затем перейти к чтению дополнительной лите­ратуры и работе со словарями.

                4. Уточните план доклада.

                5. Подготовьте фактический материал по докладу (выписки из словарей, художественных произведений и т. п.).

                6. Составьте доклад по уточненному плану. Если в ходе работы вы ссылаетесь на научные и научно-популярные работы, не забудьте указать, что это цитата, и должным образом ее оформить.

                7. Прочитайте доклад. При необходимости внесите в него коррективы. Не забудьте о том, что время чтения докла­дов на конференциях всегда регламентируется (5-7 мин), поэтому не забудьте прочитать доклад вслух и проследить, укладываетесь ли вы в регламент.

                8. Будьте готовы к тому, что по теме доклада вам могут задать вопросы. Поэтому вы должны уметь свободно ориентиро­ваться в материале.



.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!