СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 8. Долг и совесть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Долг и совесть" предназначена для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 8. Долг и совесть.»

Обществознание, 8 класс Урок № 8 ДОЛГ И СОВЕСТЬ Д.З.:  § 6, ?? (с. 51), задания (с. 52-53), © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 8

ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Д.З.: § 6, ?? (с. 51), задания (с. 52-53),

© А.И. Колмаков

Цели и задачи урока: Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах Развивать аналитические навыки в работе с источниками Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей Понять важность компромисса в общественной жизни

Цели и задачи урока:

  • Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
  • Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
  • Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
  • Развивать аналитические навыки в работе с источниками
  • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
  • Понять важность компромисса в общественной жизни
План урока: Моральный долг- врождённый закон или общественный инстинкт? Что такое долг? Долг общественный и долг моральный. Совесть. Моральный долг- врождённый закон или общественный инстинкт? Что такое долг? Долг общественный и долг моральный. Совесть.

План урока:

  • Моральный долг- врождённый закон или общественный инстинкт? Что такое долг? Долг общественный и долг моральный. Совесть.
  • Моральный долг- врождённый закон или общественный инстинкт?
  • Что такое долг?
  • Долг общественный и долг моральный.
  • Совесть.
Знать и уметь Понятия, термины: Знать: Знать: основные положения раздела;  термины: мораль, долг, совесть. основные положения раздела;  термины: мораль, долг, совесть. Уметь: Уметь:  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.   анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.  человек; личность; ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость человек; личность; ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость

Знать и уметь

Понятия, термины:

Знать:

  • Знать:
  • основные положения раздела; термины: мораль, долг, совесть.
  • основные положения раздела;
  • термины: мораль, долг, совесть.

Уметь:

  • Уметь:
  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
  • высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
  • работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
  • человек; личность; ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость
  • человек;
  • личность;
  • ценности;
  • моральный выбор;
  • совесть;
  • долг;
  • мораль;
  • счастье;
  • общественный долг;
  • законы;
  • справедливость
Проверка ЗУНов учащихся Каковы различные значения понятия «добро»? Что означает понятие «зло»? В чем критерий морального поведения?

Проверка ЗУНов учащихся

  • Каковы различные значения понятия «добро»?
  • Что означает понятие «зло»?
  • В чем критерий морального поведения?
Эпиграфы:   «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»   «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т. Карлейль Т. Карлейль «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть» «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть» А.И. Солженицин А.И. Солженицин «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими» «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими» Ж. Ламерти Ж. Ламерти

Эпиграфы:

  •   «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»
  •   «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

  • Т. Карлейль
  • «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»
  • «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И. Солженицин

  • А.И. Солженицин
  • «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
  • «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

  • Л.Н.Толстой
  • «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»
  • «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж. Ламерти

  • Ж. Ламерти
Анализ высказываний  о долге и совести  С какими высказываниями вы согласны? Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь. Ваше собственное понимание счастья. Какие ключевые термины характеризуют эти чувство?

Анализ высказываний о долге и совести

  • С какими высказываниями вы согласны?
  • Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.
  • Ваше собственное понимание счастья. Какие ключевые термины характеризуют эти чувство?
Актуализация проблемы Для чего человек приходит в этот мир? Что он должен в нём сделать? В чём смысл жизни? Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Актуализация проблемы

  • Для чего человек приходит в этот мир?
  • Что он должен в нём сделать?
  • В чём смысл жизни?
  • Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
«Дерево жизни» Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, нарисуйте дерево. Корень дерева – момент вашего рождения, ствол – вся дальнейшая жизнь, ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные), вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

«Дерево жизни»

  • Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, нарисуйте дерево.
  • Корень дерева – момент вашего рождения,
  • ствол – вся дальнейшая жизнь,
  • ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
  • вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

Что такое долг

  • Вопросы и задания:
  • 1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?
  • 2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались?
  • 3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте.
  • 4. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие?
  • 5. Чем вы объясняете многозначность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими требованиями.

Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

  • Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143

Что значит «поступать по совести»?

  • Э. Фромм (1900—1980)немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог
  • Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не со­весть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.
  • Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.
  • Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115
  • Вопросы и задания:
  • 1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»?
  • 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести?
  • 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает}
  • 4. Какова основная идея приведенного фрагмента?
  • 5. Чем объясняется разнообразие точек зре­ния на сущность совести?
  • 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наи­более убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Совесть, сознание долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и на уровне глубоко личностного чувства.

Контрольные вопросы Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Чем они особенны? Почему свободный человек всегда находится в состоянии морального выбора? Как отражается совесть в моральных качествах человека?

Контрольные вопросы

  • Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Чем они особенны?
  • Почему свободный человек всегда находится в состоянии морального выбора?
  • Как отражается совесть в моральных качествах человека?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!