СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю третий урок из методического пособия по теме "Урок 6. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке."

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке»


Урок 6. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке.


Тип урока: урок систематизации и развития имеющихся знаний

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

Р (регулятивные): постановка новых целей, преобразование практической составляющей задания в познавательную задачу;

П (познавательные): умение выделять, систематизировать и сравнивать факты; анализировать текстовую информацию; прово­дить наблюдение, фиксировать и оформлять результаты;

К (коммуникативные): умение отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Л (личностные) способствовать формированию элементов экологиче­ской культуры, интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Планируемые результаты: Знать химическую организацию клетки: строение и функции белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ, находить взаимосвязь между строением и функциями, свойства генетического кода.

Оборудование: учебник (Биология. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е. Т. Захарова /М.: ВЕРТИКАЛЬ, 2018), презентация или флипчарт (для работы с интерактивной доской).

Ход урока

I. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся; выяснение причин отсутствующих на уроке.

II. Проверка домашнего задания

1. Функции белков (можно использовать для опроса нескольких человек сразу)

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ:

О каких функциях белков идет речь:

1) Антитела и интерферон защищают организм от бактерий и вирусной инфекции, многие белки отвечают за свертывание крови, защищают от кровопотери. (защитная)

2) Многие белки транспортируют различные вещества через мембрану клеток, в цитоплазме клеток. Гемоглобин, например, транспортирует кислород и углекислый газ. (транспортная)

3) Входят в состав клеточных мембран, стенок кровеносных сосудов, в состав хрящей, сухожилий. (структурная)

4) Белки-рецепторы на медиаторы, гормоны и другие вещества встроены в мембраны клеток. (рецепторная)

5) Многие гормоны (поджелудочной железы, гипофиза) имеют белковую природу, регулируют различные процессы в организме. (регуляторная)

6) Известно более тысячи ферментов, катализирующих различные реакции. Ферменты имеют активный центр, специфичны, скорость катализа зависит от температуры, рН. (каталитическая)

7) Актин и миозин обеспечивают сокращение миофибрилл мышц. Движение хромосом к полюсам клетки происходит за счет белков, образующих микротрубочки веретена деления.(двигательная)

8) При окислении 1г. белка до СО2, Н2О и NH3 выделяется 17,6 кДж энергии. (энергетическая)

9) Альбумин белка в яйце — запасной строительный и энергетический материал для развития куриного эмбриона. (запасающая)

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС

Структуры белков и их характеристика?

3. Работа в парах (поиски ответов на вопрос, используя интернет ресурсы):

Познавательные вопросы

1) Почему при заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой человек теряет аппетит?

2) С какой целью при отравлении тяжелыми металлами применяют молоко или сырые яйца?

3) Млечный сок какого плода содержит фермент, который по физиологическому действию похож на желудочный сок? Где он находит применение?

4) Как можно быстро определить, содержатся ли в водоеме соли тяжелых металлов?

5) Активность ферментов, расщепляющих белки, зависит от среды желудочного сока (она должна быть кислой), почему тогда эти ферменты не расщепляют собственный желудок?

ОТВЕТ:

- При повышенной температуре происходит обратимая денатурация белков, в том числе и тех, которые являются ферментами. Потеря аппетита – защитная реакция организма.

- В молоках и яйцах содержатся белки, которые нейтрализуют действие тяжелых металлов. Белок вступает в устойчивые соединения и помогает вывести соли из организма.

- Млечный сок папайи, это растение содержит в плодах и листьях протеолитический фермент – папаин, который по своему физиологическому действию похож на желудочный сок.

- Достаточно в пробу воды добавить слюну (в слюне человека содержатся белки – ферменты), если она разойдется, то тяжелых металлов в воде нет, а если образуется комок, то пить такую воду нельзя. Под действием тяжелых металлов происходит необратимая денатурация белка.

- Собственный желудок не расщепляется потому, что имеет защищен слизистой оболочкой, которая имеет слабощелочную среду. При повышенном содержании соляной кислоты в желудке, данное равновесие может быть нарушено и желудок человека может пострадать (язвы, прободение и т.д.)

Учитель заслушивает и дополняет ответы учащихся.

III. Обобщение имеющихся и формирование новых знаний.

Учитель: Кроме белков, жиров и углеводов в клетке синтезируются и другие органические соединения, среди которых, условно, можно выделить - промежуточные и конечные. Получение веществ, обычно связано с работой каталитического конвейера, в результате чего образуются промежуточные и конечные продуктов реакции. К конечным органическим соединениям, чаще всего, относятся аминокислоты, глюкоза, нуклеотиды, АТФ, гормоны и витамины. Все эти вещества выполняют в клетке самостоятельные функции или служат мономерами для синтеза необходимых организму полимеров.

1. Аденозинтрифосфорная кислота (беседа с учащимися с использованием презентации)

- Какое органическое вещество является универсальным источником и основным аккумулятором энергии в живых клетках? (АТФ)

- Где содержится АТФ? (во всех клетках живых организмов)

- В каких клетках и почему АТФ больше всего? (в скелетных мышцах)

- Какое строение имеет АТФ? (АТФ представляет собой нуклеотид, состоящий из остатков азотистого основания (аденина), моносахарида (рибозы) и трех остатков фосфорной кислоты)

- Почему АТФ относят к рибонуклеозидтрифосфатам? (содержит три остатка фосфорной кислоты)

Учитель: В клетках, используется энергия гидролиза АТФ. При этом при отщеплении концевого остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в АДФ (аденозиндифосфорную кислоту), при отщеплении второго остатка фосфорной кислоты — в АМФ (аденозинмонофосфорную кислоту).

Выход с энергии при отщеплении как концевого, так и второго остатков фосфорной кислоты составляет по 30,6 кДж. Отщепление третьей фосфатной группы сопровождается выделением только 13,8 кДж. Связи, при разрыве которых выделяется 30,6 кДж, называются макроэргическими.

Запасы АТФ постоянно пополняются. В клетках всех организмов синтез АТФ происходит в процессе фосфорилирования, подробно об этом мы узнаем на последующих уроках. У человека за сутки образуется и разрушается АТФ в количестве равном массе его тела.

2. Строение и функции нуклеиновых кислот (работа с учебником)

- Прочитайте § 9, стр.63

- Заполните таблицу:

Нуклеиновая кислота


Строение нуклеотида

Особенности строения молекулы

Функции в клетке


РНК

и-РНК




т-РНК




р-РНК




ДНК






ОТВЕТ:

Информацию, которую учащиеся не нашли, работая с учебником, дополняет учитель

Нуклеиновая кислота


Строение нуклеотида

Особенности строения молекулы

Функции в клетке


РНК

и-РНК

В состав нуклеотида входят остатки: фосфорной кислоты, рибозы, азотистого основания.

Пуриновые азотистые основания: аденин, гуанин, пиримидиновые — урацил, цитозин.


Состоит из 300-3000 нуклеотидов

Считывание и перенос информации о синтезе белка. Синтез белка

т-РНК


75-85 нуклеотидов, имеет вид кленового листа, есть антикодон

Транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка

р-РНК

3000-5000 нуклеотидов, определяет структуру рибосом

Структурная (входит в состав рибосом)





ДНК

В состав нуклеотида входят остатки: фосфорной кислоты, дезоксирибозы, азотистого основания.

Пуриновые азотистые основания: аденин, гуанин, пиримидиновые — тимин, цитозин


1. Цепи нуклеотидов образуют двойную спираль (правозакрученная, по 10 азотистых оснований в каждом витке)

2.Цепи антипаралленьны, разнонаправлены

3. Полинуклеотидные цепи соединены комплементарным взаимодействием аденина – тимина (две водородные связи) и гуанига – цитозина (три водородные связи)


Передача и хранение наследственной информации


3. Самоудвоение ДНК.

Учитель: Одним из уникальных свойств молекулы ДНК является ее способность к самоудвоению — воспроизведению точных копий исходной молекулы. Благодаря этой способности молекулы ДНК, осуществляется передача наследственной информации от материнской клетки дочерним во время деления. Процесс самоудвоения молекулы ДНК называют репликацией.

Репликация — сложный процесс, идущий с участием ферментов. Под действием ДНК-полимеразы молекула ДНК раскручивается и около каждой цепи, выступающей в роли матрицы, по принципу комплементарности достраивается новая цепь. Таким образом, в каждой дочерней ДНК одна цепь является материнской, а вторая — дочерней. Раскручивание молекулы ДНК осуществляется на небольшом отрезке - репликативной вилке.

3.1. Биологическая задача (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой)

Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ТЦГАЦЦАТЦ А ГЦ Ц ГА
- Укажите строение противоположной цепи.
- Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.
- Сколько (в%) содержится нуклеотидов (по отдельности) в данном фрагменте?

IV. Рефлексивно-оценочный этап

• самооценка своей учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Прочитать § 9 вопросы (Подумайте! Выполните!) 1-2 стр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!