СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 кл Христианская церковь

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Христианская церковь". Цель урока: показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию..

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 кл Христианская церковь»




Урок «Христианская церковь в раннее Средневековье»

Цель урока: показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: церковь, проповедь, церковная иерархия, папа, епископы, аббаты, священники, монахи, миряне, монастырь, обет, скриптории, пергамент, тривиум, квадривиум.

Планируемые результаты: описывать устройство Христианской церкви, давать определение понятий, систематизировать исторический материал в виде схемы, излагать суждения о Христианской церкви в период раннего Средневековья.

Виды деятельности учащихся:

  • Работа с тестами (5 учащихся)

  • Работа с контурными картами (3 учащихся)

  • Работа с картой у доски

  • Индивидуальные ответы учащихся

  • Фронтальный опрос

  • Выписывание в тетрадях основных понятий, терминов с пояснением

  • Работа со схемами

  • Мыслительная деятельность (умение анализировать, рассуждать, делать выводы)

  • Самостоятельная работа с текстом

Ход урока

Учитель: Ребята, в этом учебном году мы с вами начали путешествие по истории Средних веков. Назовите, какой период времени охватывает история Средних веков? (С середины V века и до конца XV века).



  1. Этап проверки домашнего задания:



  1. 5 учащихся работают с тестами по теме «Образование варварских королевств. Государство Франков в VI – VIII веках»



  1. 3 учащихся работают с контурными картами (Указать границы варварских государств, область расселения франков к концу Vвека, завоевание франков к концу V – начало VI века)





  1. Индивидуальный ответ - Показать у доски на карте - на какие две части разделилась Римская империя? Какие государства были образованы варварами на территории Западной Римской империи?



  1. Индивидуальный ответ - Рассказать о системе управления Франкским королевством при Хлодвиге (Был вождем франков из рода Меровингов. В бою у города Суасона разгромил римлян, подчинил себе плодородные земли, истребил военных вождей и многих своих родичей. Важные решения принимал сам, советуясь только со знатными. Постоянной военной силой стала дружина, в разные области назначал графов. При Хлодвиге был создан первый сборник законов франков, который способствовал укреплению единого порядка)



  1. Работа класса (фронтальный опрос).

  • Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла, к каким изменениям она привела?

  • Ответы учащихся (В 732 году Карл Мартелл у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам, этому способствовала военная реформа: было создано конное войско, жаловал конным воинам участки земли с живущими на них зависимыми крестьянами)



  1. Как стали называться эти владения? (На латинском языке они назывались феодами, их владельцев стали называть феодалами).



  1. Кого во франкском королевстве называли майордомами и какой властью они обладали? (Это были управляющие королевским двором, они по своей воле возводили на престол и смещали королей из династии Меровингов).



  1. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? (Меровинги были безвольными, не способными к решению государственных дел «ленивыми королями» и в 751 году папа римский разъяснил, кто должен быть королем франков).





II. Этап актуализации знаний учащихся:

Вспомните из курса истории Древнего мира, в каком году и при каком императоре христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру?

(В 313 году, при императоре Константине был издан указ, по которому христианам разрешалось открыто исповедовать свою христианскую веру).





III. Этап объяснения новой темы урока:

Учитель – Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как во времена Средневековья расширилась и укрепилась христианская церковь.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

1) Как была устроена христианская церковь.

2) Как были устроены монастыри в Средневековье.

3) Как и чему обучались в соборной школе.

НАУЧИТЕСЬ:

1) Формировать заключение и делать выводы.

2) Осуществлять отбор информации из текста.



Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

1. Устройство христианской церкви.

Как вы думаете, почему Хлодвиг и франки приняли христианство?

(Ответы учащихся)

- Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным христианским населением.

- Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее богатства.

- Церковь укрепляла власть Хлодвига.

Учитель – Вера в единого Бога сплачивала людей, священник мог их направить на борьбу с врагами, примирить с новыми податями, укреплялся авторитет правителей среди населения.

Давайте рассмотрим с вами схему организации христианской церкви на стр. 21

Перечислите, начиная от папы римского, какие должности были в христианской церкви? Выпишем в тетрадь.

  • Папа римский - глава христианской церкви.

  • Епископы – управляли церковными делами в областях.

  • Аббаты - руководители монастырей.

  • Священники – служили в храмах, вели Богослужения.

  • Монахи – ушедшие в уединение от мирской жизни.

С принятием христианства в Западной Европе распространилась христианская письменность; на латинском языке велось богослужение.

К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

2. Организация монастырей.

  • Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям. К концу VIII века насчитывалось более 250 монастырей.

  • На стр .23 давайте рассмотрим с вами макет монастыря Сен – Гален в IX веке.

  • Выскажите свое мнение, как вы думаете, какие постройки могли здесь находиться?

  • Ответы учащихся (На территории монастыря находилась гостиница, школа для будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани, мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от внешнего мира стеной).

  • Некоторые христиане уединялись в пустынных местах, их называли монахами (в переводе с греческого - одинокий).

  • Монах давал обет безбрачия (отказ от имущества, семьи, жить в трудах и молитве, беспрекословно подчиняться аббату - руководителю монастыря).

3. Искусство рукописной книги (самостоятельная работа учащихся)

  • Выпишите из текста, что такое скриптории и пергамент, дайте пояснение.

  • В монастыре создавали скриптории – мастерская по переписке рукописей.

  • Писали на пергаменте – специально обработанная кожа молодых телят и ягнят (для написания Библии требовалось 300 телят).

4. Семь свободных искусств.

  • При монастырях и соборах стали открываться соборные школы. В них не было деления на классы по возрасту. Обучение шло на латинском языке. Это был международный язык образованных людей Западной Европы, на нем читали молитвы, писали книги, законы, послания.

  • Работа с таблицей















IV. Этап закрепления изученного материала.

    1. Какова была организация христианской церкви?

    2. Какую главную роль выполняли монастыри Средневековья, чем занимались?

    3. Чему учили в соборных школах?

V. Рефлексия.

  • Что нового узнали сегодня на уроке?

VI. Итог урока.

Домашнее задание П.2, прочитать, пересказать, ответить письменно на 1-4 вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!