СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 52. Уточнение, пояснение, присоединение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • активизировать знания обучающихся об уточняющих членах предложения, а также о пояснительных и присоединительных членах;
  • обобщить знания обучающихся о способах осложнения предложения;
  • совершенствовать умения разграничивать синтаксические единицы, осложняющие предложение;
  • совершенствовать умения пунктуационно грамотно оформлять осложнённые предложения на письме;
  • совершенствовать умения делать полный синтаксический анализ предложений;
  • развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;
  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1 мин.

2.

Словарный диктант

Отработать орфографические умения

3 мин.

3.

Проверка домашнего задания

Оценить правописные умения и навыки  обучающихся, умения синтаксически анализировать предложения, а также умения выделять односоставные предложения и определять их тип

5 мин.

4.

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения

3 мин.

5.

Практическая работа

Отработать умения синтаксические конструкции на письме и пунктуационно грамотно их оформлять, рассмотреть случаи обособления второстепенных членов с союзом как

10 мин.

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать знания обучающихся о способах осложнения простого   предложения

6 мин.

5.

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об однородных членах, о разграничении однородных и неоднородных определений

4 мин.

6.

Самостоятельная работа

Отработать правописные умения и навыки, умение синтаксически анализировать простое осложнённое предложение, актуализировать умения выделять и анализировать словосочетания

20 мин.

7.

Проверочная работа

Отработать умения делать синтаксический анализ предложений

5 мин.

8.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

9.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок № 52. Уточнение, пояснение, присоединение»

Урок № 52. Уточнение, пояснение, присоединение

Цель урока:

  • активизировать знания обучающихся об уточняющих членах предложения, а также о пояснительных и присоединительных членах;

  • обобщить знания обучающихся о способах осложнения предложения;

  • совершенствовать умения разграничивать синтаксические единицы, осложняющие предложение;

  • совершенствовать умения пунктуационно грамотно оформлять осложнённые предложения на письме;

  • совершенствовать умения делать полный синтаксический анализ предложений;

  • развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;

  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1 мин.

2.

Словарный диктант

Отработать орфографические умения

3 мин.

3.

Проверка домашнего задания

Оценить правописные умения и навыки обучающихся, умения синтаксически анализировать предложения, а также умения выделять односоставные предложения и определять их тип

5 мин.

4.

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об уточняющих, поясняющих и присоединительных членах предложения

3 мин.

5.

Практическая работа

Отработать умения синтаксические конструкции на письме и пунктуационно грамотно их оформлять, рассмотреть случаи обособления второстепенных членов с союзом как

10 мин.

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения

6 мин.

5.

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об однородных членах, о разграничении однородных и неоднородных определений

4 мин.

6.

Самостоятельная работа

Отработать правописные умения и навыки, умение синтаксически анализировать простое осложнённое предложение, актуализировать умения выделять и анализировать словосочетания

20 мин.

7.

Проверочная работа

Отработать умения делать синтаксический анализ предложений

5 мин.

8.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

9.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Словарный диктант

Пышущий здоровьем ставленник фельдмаршала, прерогатива и привилегия президента, никелированный рефрижератор, приоритет оборонной промышленности, комплимент ветреной девчонке в шёлковой юбчонке, компрометировать интеллигенцию колледжа, дерматиновые кресла кают-компании, артиллерийская канонада перед кавалерийской атакой.

III. Проверка домашнего задания

Преподаватель по цепочке с комментированием проверяет выполнение упр. 230.

Параллельно на доске обучающийся делает синтаксический разбор выделенного предложения.

На оценку один обучающийся разбирает по членам предложения материал упр. 240 № 7. Другой обучающийся из этих предложений выписывает сочетания, не являющиеся словосочетанием, и три словосочетания (на выбор) с различным видом связи разбирает синтаксически.

IV. Наблюдение над языковым материалом

  • Проанализируйте таблицу.

Раздаточный материал

Уточнение, пояснение, присоединение в предложении

Уточняющий член

предложения

Пояснительный член

предложения

Присоединительный член предложения

уточняет, конкретизирует предшествующий член, выполняет одну с ним синтаксическую функцию (является обстоятельством, в основном места или времени, или определением)

поясняет смысл предшествующего члена предложения или даёт ему другое название (можно вставить а именно, то есть)

содержит дополнительные к основному высказыванию сообщения (используются слова даже, например, в частности, главным образом, да и, да и вообще)

Особенности пунктуации

Выделяется запятыми

Выделяется запятыми, если пояснительное слово опущено, то может ставиться тире

Выделяется запятыми



V. Практическая работа

Задание 1. Расставьте необходимые знаки препинания, объясните пунктуацию. Укажите способы осложнения предложений. Синтаксически охарактеризуйте этот член предложения.

  1. По берегу моря по песку у самой воды бегали (кулички) песочники. 2. Только зелень то есть деревья за исключением мелких кустов видна была вблизи ферм. 3. Пр..каз..ики грабили мужиков обсчитывали и (при)том без малейшего права. 4. Пр..дпол..гается изменить (кое)что в структуре управления организовать новый (автомобильно)механический отдел.

Задание 2. В каких предложениях на месте пропусков ставится запятая? Почему?

  1. Берёза __ без сомненья __ поистине красивое дерево, символизирующее Русь. 2. Малыш начал капризничать, однако __ потом быстро успокоился. 3. Дом __ кажется __ высоким. 4. У каждого был свой знакомый охотник, или __ как говорят в Мещере __ егерь. 5. Он __ может быть __ расскажет обо мне. 6. Разумеется __ никто не может заставить тебя учиться. 7. Это __ само собой разумеется. 8. Он __ кажется __ порядочный человек. 9. Он __ якобы __ приехал вчера. 10. Было __ очевидно, что они не будут вместе. 11. Сначала это дело __ казалось __ совершенно безнадёжным. 12. Все вместе мы __ однако __ решили эту задачу. 13. Может быть __ туристы примут это предложение.

Задание 3. Расставьте необходимые знаки препинания. Обоснуйте свои действия.

  1. Он стоит освободитель (на)бок шапка со звездой. 2. Командир батальона старший лейтенант Прудников был рядом за углом хаты. 3. Вот она осень сейчас с..ничкой стучится в окно. 4. Стоял декабрь самый тёмный месяц на севере. 5. Сумерки, но мы дети ещё на улице. 6. Далее начинается лесная тропа путь зверей и охотников. 7. Николай Николаевич больше всего любил щеглов разноцветных нарядных птиц, похожих издали на порхающие цветы. 8. На картине Васнецова мы видим былинных богатырей величественных всадников, охраняющих рубежи земли русской. 9. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор.

Задание 4. Расставьте необходимые знаки препинания. Укажите синтаксическое сходство и различие этих предложений.

  1. Как человек до всего любопытный Яков Степанович вникал в суть любого дела. 2. Мы знаем Якова Степановича как человека любопытного, вникающего в суть любого дела. (Общее – в обоих предложениях определения присоединяются при помощи союза «как»; различие – в первом предложении приложение необходимо обособить, так как оно имеет дополнительное обстоятельственное значение причины, во втором предложении присоединяемый оборот с союзом «как» имеет значение «в качестве», поэтому не обособляется.)

VI. Самостоятельная работа

Осложнённое списывание текста упр. 236.

VII. Проверочная работа

  • Запишите, объясните пунктуацию и орфографию. Сделайте синтаксический анализ предложения.

Брат поручика, Алексей Иванович Крюков, облечённый в халат и туфли, ходил у себя в усадьбе по комнатам и нетерпеливо посматривал в окно. (А. Чехов)

VIII. Подведение итогов урока

  • Откройте учебник на стр. 102 и ответьте на вопросы с 1 по 14.

IX. Сообщение домашнего задания

  • Систематизируйте материал по простому предложению и подготовьтесь к контрольной работе.

  • Выполните упр. 235 по заданию.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!