СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 44. Слово. Лексическое значение слова его отличие от грамматического

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", формировать навык различения лексического и грамматического значения слов.
  2. Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.
  3. Воспитывать культуру учебного труда

Просмотр содержимого документа
«Урок № 44. Слово. Лексическое значение слова его отличие от грамматического»

5


5 класс

Урок 44.

Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", формировать навык различения лексического и грамматического значения слов.

  2. Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.

  3. Воспитывать культуру учебного труда

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «словарная статья», «грамматическое значение слова», основные приёмы толкования лексического значения слова;

  2. Умеют пользоваться толковым словарём (находить нужные статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя разные приёмы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ХИ-ХА-ХО»

По команде учителя они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.







  1. Прослушивание стихотворения И.Токмаковой

Ложка-это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка-это кошка.

У кошки - семь котят.


Тряпка-это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка-это шапка.

Оделся и пошел.


-А я придумал слово.

Смешное слово-плим.

Я повторяю снова

Плим, плим, плим...


Вот прыгает и скачет-

Плим, плим, плим...

И ничего не значит

Плим, плим, плим...

Удалось ли мальчику придумать новое слово?

Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?

Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков!

Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла!

Значение - важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово - значит узнать, понять его лексическое значение.

  1. Совместное целеполагание.

Рассмотрите схему и попробуйте самостоятельно определить тему нашего урока.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение


Участвуют в диалоге с учителем











Учащиеся участвуют в обсуждении, составляют и записывают вопросы по теме урока, определяют цель урока и задачи

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!


  1. Слово учителя

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас

Означено словами. (А.Шибаев)

Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов.

Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка, казахские слова - лексику казахского языка и т.д. Сколько же все-таки слов в нашем языке? (например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»- более 120 000 слов.) На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. Очень много слов знают, например, выдающиеся писатели. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов.

  1. Введение понятий «Лексическое и грамматическое значение слова»

Обсуждение и объяснение схемы

ГОЛУБЬ

Лексическое значение слова Грамматическое значение слова

птица с серовато-голубым или белым имя существительное единственного числа, оперением и большим зобом мужского рода

Дополнительный материал для формирования понятий ГЗ и ЛЗ:

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

ЛЗ: Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

ГЗ: Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

ЛЗ: Покрыться какой-либо растительностью.

ГЗ: Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. 

Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.

  1. Знакомство со структурой словарной статьи толкового словаря.

На доске записаны слова:

Оплот
Ублажать
Ретивый

Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.

Оплот – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
ублажать – глагол, сов. в., I спр.
ретивый – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.

Работа со словарной статьей. Какую информацию о слове можно получить из словарной статьи?

  1. заголовочное слово;

  2. грамматические пометы;

  3. толкование лексического значения;

  4. пример употребления слова в речи.

Айсберг, -а, м. Плавучая ледяная гора. Огромный айсберг.

Задание для работы в парах: в толковом словаре учебника найти и выписать ЛЗ и ГЗ слов аббревиатура, деготь, малодушие, обилие, ялик

  1. Способы толкования лексического значения слова.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:

Способ 1. Изображение предмета (рисунок, фотография...)

РАДУГА — 

Способ 2. Перечисление признаков предмета (действия).

Пример: РАДУГА, -и; ж. Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде.

Способ 3. Подбор близких по значению слов, синонимов.

Пример: БОЛТЛИВЫЙ — говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный...

Способ 4. Включение в толкование однокоренных слов.

Пример: ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ — выражающий вопрос.

  1. Определение слов по их лексическому значению. Упр. № 275


Высказывают свое отношение к услышанному.















Рассматривают схему и объясняют свое понимание. Анализируют другие примеры, определяют ЛЗ и ГЗ.











Делают вывод о различии ГЗ и ЛЗ.





















Изучают структуру словарной статьи толкового словаря учебника












В парах определяют ЛЗ и ГЗ слов



Записывают способы толкования ЛЗ слов.







Выполняют упражнение с последующей коллективной проверкой

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Стратегия «Я не знал… – теперь я знаю…., я не умел… - теперь я умею…»

Учащиеся подводят итоги урока, называя три положительных момента урока

Домашнее задание.


§ 37, ?? на стр. 123, упр. 271





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!