УРОК 41
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»:
ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕСТОКИХ НРАВОВ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА»
Цель:
ознакомить учащихся с городом Калиновым и его обитателями, изображением жестоких нравов «тёмного царства» в пьесе «Гроза»; сопоставить тиранов и жертв «тёмного царства»; научить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; эстетически и нравственно воспитывать учащихся
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об обитателях города Калинова, характеризуют их; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводная беседа
• Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?
• Что такое, с вашей точки зрения, «самодурство»?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых — «Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.
«Гроза», как охарактеризовал её Добролюбов — «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъёма, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «тёмном царстве». Город Калинов, изображённый А. Н. Островским в пьесе «Гроза»,— это и реальный город, типичный для России 60-х гг. XIX в., и обобщённый образ русского купечества, и символ России середины позапрошлого столетия в целом.
В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ничем, что выходит за границы города. Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти всё своё время за высокими заборами усадеб. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!» — обрисовывает Кулигин картину города. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами…
О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, её рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».
2. Выразительное чтение учащимися наизусть монолога Кулигина
(действие первое, явление 3)
Беседа
• Какой предстаёт жизнь города Калинова в монологе Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
• Найдите в этом монологе Кулигина элементы фольклорного стиля, книжные обороты, устаревшие слова.
• Какую роль играют Кулигин и Феклуша в действии первом и в построении драмы в целом?
• Почему в действии первом после монолога и реплик Кулигина автор вводит Феклушу? Что общего и в чем различие в их восприятии природы и нравов города?
3. Аналитическая работа (в группах)
(Задания для групп — на доске или в виде раздаточного материала.)
1-я группа «Город Калинов и его обитатели»
Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги.
В центре города — Базарная площадь, неподалёку старая церковь. Кажется, всё мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города.
2-я группа «Быт и нравы “тёмного царства”»
«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н. Добролюбов)
1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?
2. Докажите справедливость слов Н. Добролюбова.
3-я группа «Самодуры русской жизни»
Дикой Савёл Прокофьич — типичный представитель «тёмного царства»
1. Что означает слово «самодур»?
2. Каково ваше представление о Диком?
3. Что является причиной необузданного произвола Дикого?
4. Как он относится к окружающим?
5. Уверен ли он в безграничности своей власти?
6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.
Презентация результатов работы группы
4. Обобщение учителя
— В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. В доме Кабанихи как и у Дикого всё построено на авторитете силы.
Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого — надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и вполне преуспели в этом.
Жизненный принцип Варвары — «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». По такому же закону живёт и Кудряш. Он благословляет Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и её в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не даёт ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять своё человеческое достоинство. Варвара — дочь Марфы Кабановой — умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван — единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…»,— говорит Кудряш. В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон — муж Катерины — безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила она его, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис — тот же Тихон, только более образован. Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «тёмному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречён на гибель.
5. Составление опорной обобщающей схемы «Город Калинов и его обитатели» (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Постановка и решение проблемных вопросов
• За что можно осудить Кабаниху, а за что — оправдать? Руководствуется ли она корыстными интересами в конфликте с невесткой?
• Сопоставьте характеры Кабанихи и Дикого. Кто из этих двух персонажей вызывает меньшую антипатию? Почему?
• Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?
• Какова роль в драме второстепенных персонажей (Кулигина, Варвары, Феклуши)? Как они характеризуют калиновскую среду и дополняют образы центральных героев?
2. Заключительное слово учителя
— А. Н. Островский показал город вымышленный, но предельно достоверный. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько тёмным было население страны, особенно в провинции. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живёт какой-то особой, замкнутой жизнью.
Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности. Сочувствие к обездоленным и негодование против «тёмного царства» — вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас.
VI. Домашнее задание
1. Дать характеристику городу Калинову от имени одного из персонажей пьесы (письменно).
2. Подготовиться к аналитической работе по теме «Протест Катерины против «тёмного царства».
Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016.