СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю третий урок из методического пособия по теме "Урок 4. Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды.".

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды.»

Урок 4. Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды.


Тип урока: урок систематизации и развития имеющихся знаний

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

Р (регулятивные): постановка новых целей, преобразование практической составляющей задания в познавательную задачу;

П (познавательные): умение выделять, систематизировать и сравнивать факты; анализировать текстовую информацию; прово­дить наблюдение, фиксировать и оформлять результаты;

К (коммуникативные): умение отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Л (личностные) способствовать формированию элементов экологиче­ской культуры, интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Планируемые результаты: Знать химическую организацию клетки: строение и функции липидов, находить взаимосвязь между их строением и функциями.

Оборудование: учебник (Биология. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е. Т. Захарова /М.: ВЕРТИКАЛЬ, 2018), презентация или флипчарт (для работы с интерактивной доской).

Ход урока

I. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся; выяснение причин отсутствующих на уроке.

II. Проверка домашнего задания

1. Распечатанный мини-тест (можно использовать для опроса нескольких человек сразу)

ТЕСТ

1. К макроэлементами относятся все элементы группы:

1) Mn, Cl, Ca 2) C, O, H 3) Se, Ag, S 4) Zn, N, Fe

2. Верным утверждением является:

1) молекул воды – диполь 2) в воде хорошо растворимы все неполярные молекулы

3) максимальную плотность вода имеет при температуре 00С 4) молекула воды неполярная

3. Соотношение ионов натрия и калия по обе стороны наружной клеточной мембраны:

1) Снаружи клетки всегда больше калия и меньше натрия, чем внутри.

2) Снаружи клетки всегда больше натрия и меньше калия, чем внутри.

3) Натрия и калия снаружи клетки всегда больше, чем внутри.

4) Натрия и калия внутри клетки всегда больше, чем снаружи.

4. Внесение в почву азотных удобрений влияет на:

1) плодоношение растений 2) вегетативную массу растений

3) развитие растений 4) синтез хлорофилла

5. Верным суждением является:

1) Жиры относятся к гидрофильным веществам.

2) Кровь, в норме, имеет слабокислую среду

3) Щелочная среда — если водородных ионов много.

4) Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью.

ОТВЕТ: 1-2, 2-1, 3-2, 4-2, 5-4

2. Работа в парах (поиски ответов на вопрос, используя интернет ресурсы):

Задание 2.1.

Вопрос: Насколько возможно внесение азотных удобрений в период перед сбором урожая? Свой ответ аргументируйте

ОТВЕТ: (предполагаемый, и дополняемый учителем)

- Азот необходим растениям для нормального формирования вегетативных органов, поэтому внесение азотных удобрений оправдано в период образования вегетативных органов (при прорастании семян, например)

- В период перед сбором урожая внесенные азотные удобрения не будут полностью израсходованы растениям и отложатся в разных частях растений, например, в корнеплодах моркови или листьях капусты

- Опасность нитратов в том, что они в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов, которые вызывают тяжелые отравления у людей и негативно влияют на их здоровье (например, из нитритов, в присутствии аминов образуются нитрозамины, которые обладают канцерогенной активностью и вызывать перерождение клеток)

- Основными накопителями нитратов являются зеленые овощи (салат, петрушка, щавель, шпинат), а также корнеплоды, например, свекла, морковь, репа

- Нитраты распределяются неравномерно, больше всего их, например, у капусты – в кочерыжке, у моркови в центре, у огурцов – в поверхностных слоях

- При хранении растения теряют до 30% нитратов, также растения теряют нитраты при замачивании, чистке и мойке овощей, при тепловой обработке и варке

- При подозрении на отравление нитратами помогает промывание желудка, крепкий чай, витамин С

- Рекомендуется использовать нитратомер и нитрат – тестер при покупке продуктов растительного происхождения

Задание 2.2. (работа в группах)

Познавательная задача 1

Что произойдет с черенком растения, которое вы поставили в соленую воду, и ждете образования придаточных корней, чтобы посадить в грунт (вегетативное размножение понравившегося растения)?

ОТВЕТ: Растение засохнет, придаточные корни не образуются потому, что вода из клеток растений будет переходить в раствор (из-за разности концентраций). Именно поэтому внесение большого количества удобрений в почву недопустимо,так как вокруг растения образуется раствор с повышенным содержанием соли.

Познавательная задача 2

Почему растения болот имеют морфологические признаки, объединяющие их с растениями, растущими в местах с дефицитом воды (ксерофитами)? Ответ аргументируйте.

ОТВЕТ: В болотах вода очень холодная. Растения не способны всасывать холодную воду потому, что падает корневое давление, то есть сила, с которой корень способен всасывать воду из почвы.

Познавательная задача 3

Известная диета колдунов для быстрого похудания основана на том, что в течение двух недель человек ест все, что хочет и сколько хочет, только без соли. Одновременно он должен 2 раза в неделю посещать баню и пить много воды. Имеет ли научное обоснование описанная диета для похудания? Ответ аргументируйте.

ОТВЕТ:

- Ион натрия, входящий в состав поваренной соли, является основным внеклеточным ионом. - При его недостатке затруднено попадание многих питательных веществ в клетку (пищеварительная система работает (энергия тратится), но в холостую. Поэтому происходит снижение веса ( и то не сразу, так как запасов этого иона в организме достаточно). На этом основана известная бессолевая диета

- Посещение парной способствует выведению излишек ионов натрия (с потом), и потеря веса идет быстрее

- Не стоит злоупотреблять бессолевой диетой потому, что ионы натрия обеспечивает постоянство осмотического давления в крови и создают условия для существования красных кровяных телец – эритроцитов, а также обеспечивают (вместе с калием) слабощелочную реакцию, например, слюны. Ион хлора необходим для синтеза соляной кислоты, обеспечивающий кислую среду желудка.

- Для сохранения здоровья предпочтительно употреблять продукты с небольшим содержанием соли потому, что многие из них уже содержат необходимые ионы в достаточном количестве, например, в молоке до 0,15%.

III. Обобщение имеющихся и формирование новых знаний.

Учитель:

Жизнь существует во Вселенной лишь потому, что атом углерода обладает некими необычными свойствами.
Джеймс Джинс

- Как вы думаете, о каких веществах сейчас пойдет речь? (органических)

В земной коре органические соединения встречаются редко и легко разлагаются, горят или окисляются. Несмотря на это их значение чрезвычайно велико потому, что они являются основой всех жизненных форм. Свое название органические вещества  получили на начальной стадии развития химии.  Во времена господствования этих воззрений (суть которых заключалась в том, что органические вещества могут синтезироваться только в живых организмах, так как для этого необходима особая «жизненная сила» (лат. vis vitalis), присущая только живому.

- Как фамилия ученого, предложившего назвать вещества, полученные из организмов – органическими, а науку, изучающую их – органической химией? (Якоб Берцелиус)

Уделим особое внимание органическим веществам биологического происхождения, а именно - углеводам, липидам, белкам и нуклеиновым кислотам. Ибо, как сказал Майк Адамс «Органическая химия изучает углеродные соединения. Биохимия изучает углеродные соединения, которые ползают».

1. Органические вещества клетки (работа с учебником)

Прочитайте § 7

Задание 1. Составьте опорный конспект по схеме

Задание 2. Заполните таблицу «Жиры. Липиды»

Функции

В чем проявляются

  1. 1. Энергетическая

  2. 2. Структурная

  3. 3. Запасающая

  4. 4.Теплоизоляционная

  5. 5. Источник метаболической воды

  6. 6. Регуляторная

7. Кофакторы ферментов

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

ОТВЕТ:

1) Энергетический материал клетки, при окислении 1 г выделяется 38,9 кДж

2) Фосфолипиды входят в состав клеточных мембран.

3) Растительные и животные жиры — запасной энергетический материал.

4) Жир плохо проводит тепло, подкожная жировая клетчатка защищает от переохлаждения.

5) Полное окисление жиров сопровождается выделением большого количества углекислого газа и воды.

6) Жирорастворимые половые гормоны — важнейшие регуляторы метаболизма и поведения.

7) Жирорастворимые витамины A,D,E,К входят в состав ферментов.

Задание 3.

- Насколько верно утверждение, что углеводы являются анаболиками жиров?

ОТВЕТ: Элементарный состав углеводов и жиров одинаковый, они состоят из трех химических элементов: углерода, водорода и кислорода. Если углеводы поступают в избытке, то из них в организме синтезируются жиры и откладываются про запас, поэтому углеводы считаются анаболиками жиров

IV. Рефлексивно-оценочный этап

• самооценка своей учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Прочитать § 7 вопросы (Подумайте! Выполните!) 1-3 стр. 51



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!