УРОК 38
А. Н. ОСТРОВСКИЙ:
СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ,
ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цель:
ознакомить учащихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет А. Н. Островского кисти В. Г. Перова, таблицы, выставка произведений А. Н. Островского, иллюстративный материал по теме урока; словарь к пьесам А. Н. Островского.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о судьбе и литературно-театральном творчестве А. Н. Островского, о его роли в становлении и развитии русского реалистического театра; принимают участие в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Вводная беседа — «погружение» в тему урока
• Знакомы ли вы с произведениями А. Н. Островского?
• Когда вы познакомились с его произведениями впервые?
• Что вы знаете о нём самом?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Александр Николаевич Островский — явление необычное в русской классической литературе. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как В. Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Ж. Б. Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Ф. Шиллер в Германии.
Всмотритесь в портрет А.Н. Островского, написанный В. Г. Перовым. Когда Василий Григорьевич писал портрет Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант Перова-психолога и стремление к неподслащённой правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным.
«Художник не льстит Островскому ни в чём. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причёсывает, не заставляет принять «величественную» позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берёт Островского таким, какой он есть — в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой,— и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, всё понимающих светлых глаз»,— писал в книге «Лицо времени» искусствовед Леонид Волынский. Кажется на кого-кого, а уж на рыцаря этот человек вовсе не похож! А ведь именно так — «рыцарь театра» — называли современники Александра Николаевича ещё при жизни.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Островского
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества А. Н. Островского.)
• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
Хронологическая таблица жизни и творчества А. Н. Островского |
Дата | Событие |
1823 г., 31 марта (12 апреля) | Родился в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Фёдоровича Островского и его супруги Любови Ивановны |
1831 г. | Смерть матери А. Н. Островского |
1835 г. | Поступление в третий класс 1-й Московской гимназии |
1840 г. | Поступление на юридический факультет Московского университета |
1843 г. | А. Н. Островский оставляет университет, определён на службу в Московский совестный суд |
1847 г. | Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С. П. Шевырева, первый успех |
1850 г. | Опубликована пьеса «Свои люди — сочтёмся!» в № 6 журнала «Москвитянин» |
1851 г. | Образована «молодая редакция» «Москвитянина» |
1853 г. | Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре. |
1853 г. | Смерть отца |
1853 г. | Пьеса «Бедность не порок» |
1854 г. | Драма «Не так живи, как хочется» |
1856 г. | Сотрудничество с журналом «Современник» |
1860 г. | Опубликована пьеса «Гроза» в № 1 журнала «Библиотека для чтения» |
1865 г. | Опубликована комедия «Воевода» в № 1 журнала «Современник» |
1865 г. | Утверждён устав Московского артистического кружка (А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Н. Г. Рубинштейн) |
1865 г. | Опубликована пьеса «На бойком месте» № 9 журнала «Современник». Открытие Артистического кружка. В декабре А. Н. Островский избран его старшиной |
1868 г. | Опубликована комедия «На всякого мудреца довольно простоты» в № 11 журнала «Отечественные записки» |
1869 г. | Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой) |
1870 г. | По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов |
1873 г. | Опубликована «Снегурочка» в № 9 журнала «Вестник Европы» |
1874 г. | А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов |
1879 г. | Опубликована драма «Бесприданница» в № 5 журнала «Отечественные записки» |
1880 г. | Опубликована комедия «Сердце не камень» в № 1 журнала «Отечественные записки» |
1880 г. | Участие в пушкинских торжествах. «Застольное слово о Пушкине» |
1882 г. | Опубликована комедия «Таланты и поклонники» в № 1 журнала «Отечественные записки» |
1882 г. | Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности |
1884 г. | Опубликована драма «Без вины виноватые» в № 1 журнала «Отечественные записки» |
1886 г., 2 (14) июня | Умер, похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щёлыково |
В творчестве А. Н. Островского можно выделить несколько периодов:
• ранний: 1847–1851 гг. — А. Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся»). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, пóзднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды;
• «москвитянский»: 1852–1855 гг. — А. Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создаёт комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». В этих пьесах драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим»,— писал он в «москвитянский» период.
• предреформенный: 1856–1860 гг. Окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А. Н. Островского-драматурга. Высшее достижение — драма «Гроза». Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести;
• пореформенный: 1861–1886 гг. — происходит расширение тематики и проблематики произведений Островского, усложняются художественные приёмы. В это время появляются: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница». Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры.
Таким образом, Островский идёт по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы,— пути всё более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.
3. Сообщение учащегося «Это интересно!»
— А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, а и создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искромётная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме “Анна”» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).
4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Найдите в словаре к пьесам А. Н. Островского следующие слова: герой, простак, резонёр, любовник, трагик, комик, злодей, благородный отец, гранддам, кокет, инженю, травести, старуха. Как одним словом можно объединить эти слова в одно понятие? О какой традиции классического театра они говорят? Сохранилась ли эта традиция в современном театре? «Распределите» роли, пользуясь списком действующих лиц одной из пьес А. Н. Островского.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Какие новые факты из биографии А. Н. Островского вы узнали?
• Можно ли произведения А. Н. Островского называть «пьесами жизни»?
• Современны ли темы произведений А. Н. Островского сегодня?
• Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство — жизнь в Замоскворечье?
• В чём заключалась новизна ранних пьес Островского — в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики?
2. Заключительное слово учителя
— Творчество А. Н. Островского на протяжении полутора столетий осмысливали талантливые критики и исследователи литературы и театра.
В третьем тысячелетии интерес к сочинениям «русского Шекспира» заметно возрастает, театры вновь обращаются к пьесам прославленного драматурга XIX в., а значит, находят в них актуальные проблемы и для нашего времени.
Однако каждый исторический момент вносит новое в понимание культурного наследия прошлого. В настоящей работе рассматривается творчество драматурга, связанное с театральной деятельностью, особое внимание уделяется пьесам, проблематикой которых становится искусство.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Гроза».
2. Подготовиться к аналитической работе в группах на темы: «История создания пьесы», «Смысл названия пьесы “Гроза”», «Система действующих лиц пьесы», «Особенности раскрытия характеров героев».
3. Опережающее задание
Подготовить сообщение «Книга, называемая “Домострой”».
Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — Москва.: АСТ, 2016.