СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 38. А.Н. Островский. Судьба, личность, литературно-театральное творчество. 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 38. А.Н. Островский. Судьба, личность, литературно-театральное творчество. 10 класс.»

УРОК 38
А. Н. ОСТРОВСКИЙ:
СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ,
ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Цель:

ознакомить учащихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет А. Н. Островского кисти В. Г. Перова, таблицы, выставка произведений А. Н. Островского, иллюстративный материал по теме урока; словарь к пьесам А. Н. Островского.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о судьбе и литературно-театральном творчестве А. Н. Островского, о его роли в становлении и развитии русского реалистического театра; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа — «погружение» в тему урока

• Знакомы ли вы с произведениями А. Н. Островского?

• Когда вы познакомились с его произведениями впервые?

• Что вы знаете о нём самом?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Александр Николаевич Островский — явление необычное в русской классической литературе. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как В. Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Ж. Б. Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Ф. Шиллер в Германии.

Всмотритесь в портрет А.Н. Островского, написанный В. Г. Перовым. Когда Василий Григорьевич писал портрет Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант Перова-психолога и стремление к неподслащённой правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным.



«Художник не льстит Островскому ни в чём. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причёсывает, не заставляет принять «величественную» позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берёт Островского таким, какой он есть — в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой,— и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, всё понимающих светлых глаз»,— писал в книге «Лицо времени» искусствовед Леонид Волынский. Кажется на кого-кого, а уж на рыцаря этот человек вовсе не похож! А ведь именно так — «рыцарь театра» — называли современники Александра Николаевича ещё при жизни.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Островского


(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества А. Н. Островского.)

• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?


Хронологическая таблица жизни и творчества А. Н. Островского

Дата

Событие

1823 г., 31 марта (12 апреля)

Родился в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Фёдоровича Островского и его супруги Любови Ивановны

1831 г.

Смерть матери А. Н. Островского

1835 г.

Поступление в третий класс 1-й Московской гимназии

1840 г.

Поступление на юридический факультет Московского университета

1843 г.

А. Н. Островский оставляет университет, определён на службу в Московский совестный суд

1847 г.

Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С. П. Шевырева, первый успех

1850 г.

Опубликована пьеса «Свои люди — сочтёмся!» в № 6 журнала «Москвитянин»

1851 г.

Образована «молодая редакция» «Москвитянина»

1853 г.

Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре.

1853 г.

Смерть отца

1853 г.

Пьеса «Бедность не порок»

1854 г.

Драма «Не так живи, как хочется»

1856 г.

Сотрудничество с журналом «Современник»

1860 г.

Опубликована пьеса «Гроза» в № 1 журнала «Библиотека для чтения»

1865 г.

Опубликована комедия «Воевода» в № 1 журнала «Современник»

1865 г.

Утверждён устав Московского артистического кружка (А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Н. Г. Рубинштейн)

1865 г.

Опубликована пьеса «На бойком месте» № 9 журнала «Современник». Открытие Артистического кружка. В декабре А. Н. Островский избран его старшиной

1868 г.

Опубликована комедия «На всякого мудреца довольно простоты» в № 11 журнала «Отечественные записки»

1869 г.

Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой)

1870 г.

По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов

1873 г.

Опубликована «Снегурочка» в № 9 журнала «Вестник Европы»

1874 г.

А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов

1879 г.

Опубликована драма «Бесприданница» в № 5 журнала «Отечественные записки»

1880 г.

Опубликована комедия «Сердце не камень» в № 1 журнала «Отечественные записки»

1880 г.

Участие в пушкинских торжествах. «Застольное слово о Пушкине»

1882 г.

Опубликована комедия «Таланты и поклонники» в № 1 журнала «Отечественные записки»

1882 г.

Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности

1884 г.

Опубликована драма «Без вины виноватые» в № 1 журнала «Отечественные записки»

1886 г., 2 (14) июня

Умер, похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щёлыково



В творчестве А. Н. Островского можно выделить несколько периодов:

• ранний: 1847–1851 гг. — А. Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся»). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, пóзднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды;

• «москвитянский»: 1852–1855 гг. — А. Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создаёт комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». В этих пьесах драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим»,— писал он в «москвитянский» период.

• предреформенный: 1856–1860 гг. Окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А. Н. Островского-драматурга. Высшее достижение — драма «Гроза». Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести;

• пореформенный: 1861–1886 гг. — происходит расширение тематики и проблематики произведений Островского, усложняются художественные приёмы. В это время появляются: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница». Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры.

Таким образом, Островский идёт по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы,— пути всё более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.


3. Сообщение учащегося «Это интересно!»

— А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, а и создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искромётная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).

В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме “Анна”» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).


4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Найдите в словаре к пьесам А. Н. Островского следующие слова: герой, простак, резонёр, любовник, трагик, комик, злодей, благородный отец, гранддам, кокет, инженю, травести, старуха. Как одним словом можно объединить эти слова в одно понятие? О какой традиции классического театра они говорят? Сохранилась ли эта традиция в современном театре? «Распределите» роли, пользуясь списком действующих лиц одной из пьес А. Н. Островского.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа


• Какие новые факты из биографии А. Н. Островского вы узнали?
• Можно ли произведения А. Н. Островского называть «пьесами жизни»?
• Современны ли темы произведений А. Н. Островского сегодня?
• Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство — жизнь в Замоскворечье?
• В чём заключалась новизна ранних пьес Островского — в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики?


2. Заключительное слово учителя

— Творчество А. Н. Островского на протяжении полутора столетий осмысливали талантливые критики и исследователи литературы и театра.

В третьем тысячелетии интерес к сочинениям «русского Шекспира» заметно возрастает, театры вновь обращаются к пьесам прославленного драматурга XIX в., а значит, находят в них актуальные проблемы и для нашего времени.

Однако каждый исторический момент вносит новое в понимание культурного наследия прошлого. В настоящей работе рассматривается творчество драматурга, связанное с театральной деятельностью, особое внимание уделяется пьесам, проблематикой которых становится искусство.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Гроза».

2. Подготовиться к аналитической работе в группах на темы: «История создания пьесы», «Смысл названия пьесы “Гроза”», «Система действующих лиц пьесы», «Особенности раскрытия характеров героев».

3. Опережающее задание
Подготовить сообщение «Книга, называемая “Домострой”».


Источник
: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — Москва.: АСТ, 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!