СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. Регуляция пищеварения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере работ И.П. Павлова изучение нервно-гуморальной регуляции пищеварения

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. Регуляция пищеварения»

Урок биологии человека – 8 класс Регуляция  пищеварения Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Регуляция пищеварения

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Основные понятия Пищеварение – это … Фистула - это … Безусловные рефлексы — это … Условные рефлекс – это … Что вам уже известно из курса биологии животных о работах физиолога И.П. Павлова? Какие методы были использованы для изучения пищеварения И. П. Павловым? Чем различаются безусловные и условные рефлексы? Иван Петрович Павлов

Основные понятия

  • Пищеварение – это …
  • Фистула - это …
  • Безусловные рефлексы — это …
  • Условные рефлекс – это …
  • Что вам уже известно из курса биологии животных о работах физиолога И.П. Павлова?
  • Какие методы были использованы для изучения пищеварения И. П. Павловым?
  • Чем различаются безусловные и условные рефлексы?

Иван Петрович Павлов

Иван Петрович Павлов создал ряд глав современной физиологии, новое направление экспериментальной терапии, боролся за объективные методы исследования в психологии. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине. Рис. И. П. Павлов в аудитории кафедры физиологии Военно-медицинской академии после демонстрации лекционного эксперимента. 1912

Иван Петрович Павлов

  • создал ряд глав современной физиологии,
  • новое направление экспериментальной терапии,
  • боролся за объективные методы исследования в психологии.
  • Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине.

Рис. И. П. Павлов в аудитории кафедры физиологии Военно-медицинской академии после демонстрации лекционного эксперимента. 1912

Иван Петрович Павлов Результаты исследований И. П. Павлова по физиологии пищеварения обобщены в его книге

Иван Петрович Павлов

  • Результаты исследований И. П. Павлова по физиологии пищеварения обобщены в его книге "Лекции о работе главных пищеварительных желез", изданной в 1897 г. и ставшей классическим трудом.
  • За выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову присуждается Нобелевская премия.
Иван Петрович Павлов В классических исследованиях на здоровых собаках физиолог изучил главные закономерности деятельности разнообразных отделов пищеварительного тракта. Им было дано подробное описание деятельность ЖКТ, раскрыты особенности секреторного процесса, выделены главные физиологические механизмы его регуляции.

Иван Петрович Павлов

  • В классических исследованиях на здоровых собаках физиолог изучил главные закономерности деятельности разнообразных отделов пищеварительного тракта.
  • Им было дано подробное описание деятельность ЖКТ, раскрыты особенности секреторного процесса, выделены главные физиологические механизмы его регуляции.
Важным открытием явилось определение регулирующей роли центральной нервной системы в обеспечении целостной деятельности системы пищеварения.
  • Важным открытием явилось определение регулирующей роли центральной нервной системы в обеспечении целостной деятельности системы пищеварения.
Метод хронических фистул И. П. Павлов научился вставлять выводные трубки для получения чистого пищеварительного сока на протяжении всего желудочно-кишечного тракта: от слюнной железы до толстого кишечника. Собака Павлова (Музей им. Тимирязева)

Метод хронических фистул

  • И. П. Павлов научился вставлять выводные трубки для получения чистого пищеварительного сока на протяжении всего желудочно-кишечного тракта: от слюнной железы до толстого кишечника.

Собака Павлова (Музей им. Тимирязева)

Метод хронических фистул До Павлова функции пищеварительных органов главным образом изучались в «острых» опытах, которые были связаны с повреждением организма или его физиологических систем. В отличие от всех своих предшественников И.В. Павлов особенное внимание уделял изысканию таких способов операции, которые давали бы возможность после выздоровления животных сберечь нормальные условия деятельности и изучаемого органа, и в целом всего организма.

Метод хронических фистул

  • До Павлова функции пищеварительных органов главным образом изучались в «острых» опытах, которые были связаны с повреждением организма или его физиологических систем.
  • В отличие от всех своих предшественников И.В. Павлов особенное внимание уделял изысканию таких способов операции, которые давали бы возможность после выздоровления животных сберечь нормальные условия деятельности и изучаемого органа, и в целом всего организма.

Во время хирургического вмешательства ученый образовывал постоянные фистулы , чтобы была возможность продолжительно вести наблюдение за работой той или же другой пищеварительной железы.
  • Во время хирургического вмешательства ученый образовывал постоянные фистулы , чтобы была возможность продолжительно вести наблюдение за работой той или же другой пищеварительной железы.
«Мнимое кормление» В опытах с мнимым кормлением И.П. Павлов доказал то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер. При

«Мнимое кормление»

  • В опытах с мнимым кормлением И.П. Павлов доказал то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер.
  • При "мнимом кормлении" пищевод перерезается так, чтобы пища не попадала в желудок.
«Мнимое кормление» И. П. Павлов заключил, что пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекторное воздействие рецепторов ротовой полости на железы желудка.

«Мнимое кормление»

  • И. П. Павлов заключил, что пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекторное воздействие рецепторов ротовой полости на железы желудка.
Если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И. П. Павлов назвал аппетитным соком .
  • Если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И. П. Павлов назвал аппетитным соком .
Исследования работы  слюнных желез Используя хронический эксперимент, Павлов установил: секреция слюны зависит от конкретных раздражителей, в зависимости от раздражителей изменяются свойства выделяемой слюны: она может выполнять пищеварительную, защитную или санитарно-гигиеническую функцию. Эти изменения носят приспособительный характер.

Исследования работы слюнных желез

Используя хронический эксперимент, Павлов установил:

  • секреция слюны зависит от конкретных раздражителей,
  • в зависимости от раздражителей изменяются свойства выделяемой слюны: она может выполнять пищеварительную, защитную или санитарно-гигиеническую функцию. Эти изменения носят приспособительный характер.
Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно Слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, при условии, если животному знаком вкус этой пищи.

Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно

  • Слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, при условии, если животному знаком вкус этой пищи.
Рефлексы были разделены на безусловные и условные. Безусловные рефлексы — это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и т.д. Условные рефлексы дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт.

Рефлексы были разделены на безусловные и условные.

  • Безусловные рефлексы — это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и т.д.
  • Условные рефлексы дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт.
Тормозной рефлекс Тормозной рефлекс на наполнение желудка предохраняет от переедания. Когда пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения.

Тормозной рефлекс

  • Тормозной рефлекс на наполнение желудка предохраняет от переедания.
  • Когда пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАВЛОВСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ 1. Организм — единое, целое. Деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана. 2. Единство организма и среды. Между внешней средой и организмом происходит постоянный обмен веществ и энергии. Для выживания организм должен постоянно адаптироваться к внешней среде. 3. Принцип нервизма. Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых (при участии врожденных безусловных рефлексов) и сложных (приобретаемых условных рефлексов) взаимоотношений. Человек находится так же под влиянием социальной среды (речь, мышление).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАВЛОВСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

1. Организм — единое, целое. Деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана.

2. Единство организма и среды. Между внешней средой и организмом происходит постоянный обмен веществ и энергии. Для выживания организм должен постоянно адаптироваться к внешней среде.

3. Принцип нервизма. Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых (при участии врожденных безусловных рефлексов) и сложных (приобретаемых условных рефлексов) взаимоотношений.

  • Человек находится так же под влиянием социальной среды (речь, мышление).
Нервная регуляция желудочного сокоотделения: Первая фаза секреции  является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней). Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга: Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят рефлексы. Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка. Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят рефлексы. Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка.

Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

Первая фаза секреции  является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней).

  • Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга:
  • Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят рефлексы. Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка.
  • Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока
  • Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят рефлексы.
  • Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка.
Нервная регуляция желудочного сокоотделения: Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока: Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг. От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система). Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит

Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

  • Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока:

Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг.

От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система).

Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит

Нервная регуляция желудочного сокоотделения: Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода. Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе ).

Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

  • Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода.
  • Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе ).
Вторая фаза секреции  - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них.  Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин , вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника.

Вторая фаза секреции  - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них.

Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин , вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника.

Это интересно! Алкоголь, попадая в желудок не переваривается, а быстро всасывается в кровь, вызывая опьянение. Желудок также быстро покидает вода, некоторые простые сахара и водорастворимые микроэлементы. Еда, попавшая в желудок с помощью желудочного сока превращается в полужидкую субстанцию, которая называется химусом. Жидкости и напитки через желудок проходят за минуты, углеводы – за пару часов. Немного дольше перевариваются белки, а вот жиры – до пяти часов.

Это интересно!

  • Алкоголь, попадая в желудок не переваривается, а быстро всасывается в кровь, вызывая опьянение.
  • Желудок также быстро покидает вода, некоторые простые сахара и водорастворимые микроэлементы.
  • Еда, попавшая в желудок с помощью желудочного сока превращается в полужидкую субстанцию, которая называется химусом.
  • Жидкости и напитки через желудок проходят за минуты, углеводы – за пару часов. Немного дольше перевариваются белки, а вот жиры – до пяти часов.
Работа по схеме  « Регуляция пищеварения » Железы желудка Желудок Пища механическое растяжение стенок желудка Пищеварение в желудке 2 часа гормон гастрин рефлекторное выделение желудочного сока Всасывание в кровь выделение желудочного сока гуморальное Железы воздействие желудка Пищеварение в желудке 4-8 ч.

Работа по схеме « Регуляция пищеварения »

Железы

желудка

Желудок

Пища

механическое растяжение

стенок желудка

Пищеварение в желудке 2 часа

гормон

гастрин

рефлекторное выделение желудочного сока

Всасывание в кровь

выделение

желудочного сока

гуморальное

Железы

воздействие

желудка

Пищеварение в желудке 4-8 ч.

Найдите соответствие: А. выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи Б. мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость В. рефлекторное отделение желудочного сока - 2 часа Г. слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта Д. переваривание пищи в желудке - 4-8 часов  1.  Безусловные рефлексы (врожденные) 2.  Условные рефлексы 3.  Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения

Найдите соответствие:

  • А. выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи
  • Б. мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость
  • В. рефлекторное отделение желудочного сока - 2 часа
  • Г. слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта
  • Д. переваривание пищи в желудке - 4-8 часов

  • 1. Безусловные рефлексы (врожденные)
  • 2. Условные рефлексы
  • 3. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения

Найдите соответствие: 1.  Безусловные рефлексы (врожденные): Г. слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта; Б. мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость. 2.  Условные рефлексы: А. выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи. 3.  Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения: В. рефлекторное отделение желудочного сока; Д. переваривание пищи в желудке.

Найдите соответствие:

  • 1. Безусловные рефлексы (врожденные):
  • Г. слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта;
  • Б. мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость.
  • 2. Условные рефлексы:
  • А. выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи.
  • 3. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения:
  • В. рефлекторное отделение желудочного сока;
  • Д. переваривание пищи в желудке.

Ответьте на вопросы: 1.  Слюноотделение у собаки на вид кормушки с пищей — рефлекс условный или безусловный? 2.  Как возникают ощущения голода и насыщения? 3.  Как осуществляется гуморальная регуляция желудочного сокоотделения? 4.  Где располагаются центры слюноотделения и отделения желудочного сока?

Ответьте на вопросы:

  • 1. Слюноотделение у собаки на вид кормушки с пищей — рефлекс условный или безусловный?
  • 2. Как возникают ощущения голода и насыщения?
  • 3. Как осуществляется гуморальная регуляция желудочного сокоотделения?
  • 4. Где располагаются центры слюноотделения и отделения желудочного сока?
Ответьте на вопрос: Чтобы выяснить значение печени, знаменитый французский физиолог Клод Бернар, в лаборатории которого некоторое время работал И. М. Сеченов, использовал острый опыт: он соединил воротную вену с печеночной, пустив кровь в обход печени. Вскоре животное погибло из-за нарушения постоянства состава крови в организме. Из этого был сделан вывод, что печень поддерживает постоянство состава плазмы крови. Почему подобные исследования называют «задачами черного ящика»?

Ответьте на вопрос:

  • Чтобы выяснить значение печени, знаменитый французский физиолог Клод Бернар, в лаборатории которого некоторое время работал И. М. Сеченов, использовал острый опыт: он соединил воротную вену с печеночной, пустив кровь в обход печени. Вскоре животное погибло из-за нарушения постоянства состава крови в организме. Из этого был сделан вывод, что печень поддерживает постоянство состава плазмы крови.
  • Почему подобные исследования называют «задачами черного ящика»?
Оказывается! Причиной гастритов и язвы желудка является бактерия Нобелевская премия по медицине Уоррен и Маршалл в 2005 году Helicobacter  Pylori

Оказывается!

Причиной гастритов и язвы желудка является бактерия

Нобелевская

премия по медицине

Уоррен и Маршалл

в 2005 году

Helicobacter

Pylori

Методы изучения пищеварения: Зондирование Рентгенография Эндоскопия Ультразвуковая локация Радиоэлектронные методы

Методы изучения пищеварения:

  • Зондирование
  • Рентгенография
  • Эндоскопия
  • Ультразвуковая локация
  • Радиоэлектронные методы
Домашнее задание: Изучить § 34. По группам подготовить сообщения: 3 группа – ботулизм, холера, дизентерия и другие инфекционные заболевания пищеварительного тракта; 1 группа – методы изучения ЖКТ;  2 группа – о паразитических червях: эхинококках, бычьем цепне, печеночном сосальщике, глистные инвазии; 4 группа – правила приема пищи, здоровое питание.

Домашнее задание:

  • Изучить § 34.
  • По группам подготовить сообщения:
  • 3 группа – ботулизм, холера, дизентерия и другие инфекционные заболевания пищеварительного тракта;
  • 1 группа – методы изучения ЖКТ;

  • 2 группа – о паразитических червях: эхинококках, бычьем цепне, печеночном сосальщике, глистные инвазии;
  • 4 группа – правила приема пищи, здоровое питание.

Всего доброго!

Всего доброго!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!