СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 34. Оскар Уайльд. Сказка «Соловей и роза». Герои сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Продолжить формирование умений, навыков анализа и сопоставления героев художественного произведения; помочь учащимся проникнуть в смысл сказки; выяснить, в чем красота Любви, её жертвенность; 
  2. Развивать  у учащихся умения выделять главное, анализировать художественное произведение, сравнивать, классифи-

цировать, обобщать, развивать самостоятельность мышления, устную и письменную связную речь.

3. Создать условия для понимания внутреннего мира, чувств, поступков людей; формировать понятия о ценностях жизни; развивать умение вглядываться в жизнь; отличать добро и зло.

Просмотр содержимого документа
«Значение символов»

Соловей - символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и радости любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха.

Соловей — любимый образ поэтов. Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

Роза - в древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. 



Соловей - символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и радости любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха.

Соловей — любимый образ поэтов. Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

Роза - в древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. 



Соловей - символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и радости любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха.

Соловей — любимый образ поэтов. Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

Роза - в древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. 



Соловей - символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и радости любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха.

Соловей — любимый образ поэтов. Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

Роза - в древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. 



Просмотр содержимого документа
«РМ»

  1. Характеристика героев. Стратегия «Установи соответствие»

Типы героев Характеристика

1. Соловей. А. Равнодушие, цинизм.

2. Студент Б. Непостоянство, быстрая смена настроения, желаний, цели

В. Бескорыстная дружба, верность, самоотверженность, мечта

Г. Робость, беззащитность

Д. Эгоизм, лицемерие, предательство.

  1. Сопоставление отношения героев к любви. Стратегия «Диаграмма Венна».

Сравните, что говорят о Любви Соловей и Студент. Чьё мнение вы разделяете? Обоснуйте свою точку зрения.

Л

Ю

Б

О

В

Ь



Студент Соловей





  1. Дискуссионная карта

Да

Дискуссионный

вопрос

Нет

Оправдана ли гибель Соловья?

1.

2.


  1. Характеристика героев. Стратегия «Установи соответствие»

Типы героев Характеристика

1. Соловей. А. Равнодушие, цинизм.

2. Студент Б. Непостоянство, быстрая смена настроения, желаний, цели

В. Бескорыстная дружба, верность, самоотверженность, мечта

Г. Робость, беззащитность

Д. Эгоизм, лицемерие, предательство.

  1. Сопоставление отношения героев к любви. Стратегия «Диаграмма Венна».

Сравните, что говорят о Любви Соловей и Студент. Чьё мнение вы разделяете? Обоснуйте свою точку зрения.


С

Л

Ю

Б

О

В

Ь


тудент Соловей





  1. Дискуссионная карта

Да

Дискуссионный

вопрос

Нет

Оправдана ли гибель Соловья?

1.

2.


  1. Характеристика героев. Стратегия «Установи соответствие»

Типы героев Характеристика

1. Соловей. А. Равнодушие, цинизм.

2. Студент Б. Непостоянство, быстрая смена настроения, желаний, цели

В. Бескорыстная дружба, верность, самоотверженность, мечта

Г. Робость, беззащитность

Д. Эгоизм, лицемерие, предательство.

  1. Сопоставление отношения героев к любви. Стратегия «Диаграмма Венна».

Сравните, что говорят о Любви Соловей и Студент. Чьё мнение вы разделяете? Обоснуйте свою точку зрения.


С

Л

Ю

Б

О

В

Ь


тудент Соловей





  1. Дискуссионная карта

Да

Дискуссионный

вопрос

Нет

Оправдана ли гибель Соловья?

1.

2.


Просмотр содержимого документа
«Урок № 34. Оскар Уайльд. «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.»

6


5 класс

Урок 34.

Оскар Уайльд. «Соловей и роза». Герои сказки.

Цели:

  1. Продолжить формирование умений, навыков анализа и сопоставления героев художественного произведения; помочь учащимся проникнуть в смысл сказки; выяснить, в чем красота Любви, её жертвенность;

  2. Развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать художественное произведение, сравнивать, классифи-

цировать, обобщать, развивать самостоятельность мышления, устную и письменную связную речь.

  1. Создать условия для понимания внутреннего мира, чувств, поступков людей; формировать понятия о ценностях жизни; развивать умение вглядываться в жизнь; отличать добро и зло.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают содержание сказки, значение образов - символов.

  2. Умеют вести диалог, работать в парах, составлять характеристику героев.

Оборудование:

учебник, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит?

(изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 


Приветствуют учителя, выполняют упражнение

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. «Перестрелка вопросами» по теме Андерсен. Сказка «Стойкий оловянный солдатик»

  2. Чтение и обсуждение домашних письменных работ

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Ученики в парах составляют вопрос по теме предыдущего вопроса (о жизни Андерсена и сказке «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.

  1. Анализ смысла названия сказки

Символика образов сказки:

Соловей - символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и радости любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха.

Соловей — любимый образ поэтов. Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

Роза - в древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. 

  1. Постановка цели урока

Учащиеся изучают значение символов, участвуют в обсуждении, предполагают, что речь в сказке пойдет о любви, определяют цель урока и задачи: узнать содержание сказки, охарактеризовать героев, определить идею.

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.


  1. Прослушивание аудиозаписи сказки и чтение учащимися сказки

  2. Поиск ключевых слов темы по тексту сказки

  • Выпишите ключевые слова темы с обоснованием, обсудите в паре.

  • Какое слово самое главное?

  1. Беседа по содержанию сказки

- Почему это произведение называется сказкой? Какими приемами писатель создает свой сказочный мир?

Кому принадлежат эти слова о любви?

  1. «Любовь дороже жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем» (Соловей)

  2. «Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости, чем в Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой власти. У неё крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело её» (Соловей)

  3. «Какая глупость эта Любовь… В ней и на половину нет той пользы, какая есть в Логике» (Студент)

  4. «Воистину Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить её, и она не выставляется на рынке» (Соловей)

  5. «Она удивительно непрактична, так как наш век – век практический» (Студент)

  6. «Её не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото» (Соловей)

- Сформулируйте основную идею сказки. В каких словах автора она выражается?

- Перечислите героев сказки.

(Студент, Роза, Соловей, Ящерица, Бабочка, Розовый куст, Дуб, Луна, Профессорская дочь, маленькая бабочка, Маргаритка)

- Все герои сказки по-своему видят окружающий мир и стремятся к счастью. У каждого свой путь к счастью. Попытаемся увидеть, как герои сказки ищут любовь, стремятся к счастью?

- Почему Соловей решил помочь Студенту?

- В сказке «Соловей и роза» Соловей добровольно принимает смерть во имя любви.

- Вспомните песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?

Работа в группах. (по две группы с одинаковыми заданиями или работают в парах)

1 группа. Соловей.

- Как понимал любовь и счастье Соловей? О каких этапах любви пел. (Найти в тексте, обобщить и рассказать)

Соловей – верность и самопожертвование

Поет о любви и меняется цвет Розы.

Роза бледная

Любовь зарождается

Роза окрасилась румянцем

Усиление любви.

Стала алой великолепная Роза

Любовь, которая не умирает.

Соловей погиб

Труден путь, к любви, любовь выше жизни, её легко можно раздавить


Вывод. Любовь выше смерти.

2 группа. Студент.

Каков путь к Любви у Студента?

- Найти ключевые выражения, говорящие о Любви? Что он делает, чтобы добиться любви?

  1. Она будет танцевать, если принесу Красную Розу?

  2. Нет Красной Розы, глаза наполнились слезами.

  3. Упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.

  4. Лег на кровать, стал думать о любви и погрузился в сон.

  5. Распахнул окно, выгнул в сад и сорвал Розу.

  6. Бросил Розу на землю, пошел читать запыленную книги.

Вывод. Какая глупость эта любовь смысл жизни в метафизике.

3 группа. Профессорская дочь.

Другой путь показан на примере Профессорской дочки.

Профессорская дочь. Этим сказано все, ничего собственного, даже имени

- В чем счастье профессорской дочки?

ПРОФЕССОРСКАЯ ДОЧЬ


Пообещала танцевать со студентом, если он принесет Красную Розу.


Эта Роза не подойдет к моему туалету.

Каменья, как известно, дороже цветов.

Вывод. Она вообще не стремится к любви, поэтому она даже не взглянула на цветок. Смысл её жизни в практической, материально стороне, в богатстве.

  1. Сопоставительная характеристика героев. Стратегия «Установи соответствие»

Сказки О.Уайльда – это философские произведения, в которых много морали и нравственных проблем. «Соловей и роза» отличается трагичностью рассказанной истории, в которой Соловей добровольно принимает смерть во имя Любви. Здесь две противоположные стороны, два типа героев – Соловей и Студент. Давайте подберем определения к каждому из них. Соловей – бескорыстная дружба, верность, самоотверженность. Студент – эгоизм, лицемерие, предательство. (Как вы понимаете значения этих слов?)

Типы героев Характеристика

1. Соловей. А. Равнодушие, цинизм.

2. Студент Б. Непостоянство, быстрая смена настроения, желаний, цели

В. Бескорыстная дружба, верность, самоотверженность, мечта

Г. Робость, беззащитность

Д. Эгоизм, лицемерие, предательство.

  1. Сопоставление отношения героев к любви. Стратегия «Диаграмма Венна».

Сравните, что говорят о Любви Соловей и Студент. Чьё мнение вы разделяете? Обоснуйте свою точку зрения.

Л

Ю

Б

О

В

Ь





Радость

Чудо

Дороже жизни

Верность

Самопожертвование


Студент Соловей

Страдание

Нет пользы

Нет логики

Глупость


6. Дискуссионная карта (возможно поиск ответа на вопрос)

Да

Дискуссионный

вопрос

Нет
  1. Мы увидели, в чём заключается красота любви. Она в самопожертвовании маленькой птички.

  2. « Он пел о любви, которая обретает совершенство в смерти, о той любви, которая не умирает»

Оправдана ли гибель Соловья?





1.Гибель была напрасной. Девушка не полюбила Студента. (он выбросил Розу).

2.Студент разочаровался, предпочёл метафизику.

Выберите главный аргумент в позиции.


Ученики выясняют, что главное слово – любовь, подтверждают свои предположения



называют признаки сказки






Коллективная работа

находят цитаты, построение схемы

















Примерный ответ:

Этапы любви в Песне Соловья

- ..он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле.

- ...он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.

- ... он пел о том, как подкрадывается любовь в сердце мальчика и девочки.

- Почему расцвела красная роза?

Изменение цвета розы при пении Соловья

- ... Роза была бледная, как легкий туман над рекой, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.

- И лепестка Розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в губы свою невесту.

- И стала алой великолепная Роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.



Коллективная работа

























  1. Подведение

итогов.

  1. Над чем же заставила задуматься сказка?

Задуматься над нашими поступками и действиями.

Единственный путь к счастью – это следовать зову своего сердца.

  1. Рефлексия. Стратегия «ПЛЮМИН»


Домашнее задание.


  1. Сочинение – миниатюра. «Кем бы я хотел быть в сказке О. Уайльда «Соловей и Роза».

  2. Читать сказку «Дикие лебеди» Г. – Х. Андерсена





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!