СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК 3. Создание образовательного комикса « В мире добрых профессий: сотрудник МЧС»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УРОК 3. Создание образовательного комикса « В мире добрых профессий: сотрудник МЧС»»

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для учащихся 4 класса с ОНР 3 уровня по авторскому дидактическому пособию с применением образовательных комиксов «ДобрячОк спасает мир!».

Тема занятия « В мире добрых профессий: сотрудник МЧС»

Тип занятия: комплексное применение знаний

Цель: Развитие связной речи у младших школьников с ОНР посредством создания образовательных комиксов


Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно-развивающие: развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, речевое дыхание. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Д-Т. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, воображение, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.


Основные ресурсы занятия: Дидактическое пособие «ДобрячОК спасает мир», Интерактивная панель, массажные мячики, дидактическое пособие «Разноцветный Кубик», карточки с заданиями, карандаши, акриловые фломастеры.



ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

А если свой день с улыбки начать,

Ты будешь везде и во всем успевать!


- Ребята, давайте поднимем друг другу настроение! Улыбнитесь друг другу! А вам нравится, когда вам говорят приятные слова, делают комплименты? (ответы детей). Тогда предлагаю поиграть в игру « Приятные слова», а поможет нам в этом разноцветный кубик. У него 6 граней (сторон), каждая из которых определенного цвета- красная, оранжевая, Желтая, зеленая, голубая и фиолетовая. На каждой грани куба нарисовано определенное количество точек. Правила игры: каждый ученик по очереди подбрасывает кубик. Смотрит на цвет выпавшей грани и считает количество точек. Например, выпала сторона красного цвета с двумя точками. Задача ученика сказать 2 комплимента соседу (соседке) по парте и начинаться они должны на букву «К» (красивый, классный, крутой, культурный).


К- красивый, классный, крутой, культурный, креативный, красноречивый, космическая, корректный, конкретный

О- обворожительная, очаровательный, ответственный, общительный, опрятная, озорная, особенный, обаятельный

Ж- женственная, жизнерадостная, живая, жалостливая

З- забавная, заботливый, загадочная, замечательный, задорная, застенчивая, зажигательный


Г- гениальная, гламурная, грамотная, героичный, глубокий, головокружительная,

Ф- фантастическая, фееричная, феноминальный, фартовый



2. Основная часть


Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Правильно, о профессиях! Что нового мы узнали? Да, мы освоили с вами искусство создания комиксов. А какую творческую работы мы выполняли? Верно, создавали короткие комиксы-стрипы на тему «Моя будущая профессия».


- Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по миру «Добрых профессий», для того чтобы ещё больше узнать о профессиях.

У нашей школы есть свой логотип- символ «Доброшкола». На прошлом занятии мы с вами дополнили каждый лепесток этого символа названиями выбранных вами профессий. Давайте посмотрим, что у нас получилось! ( на экране слайд )

А еще мы придумали имя супергероя нашей будущей книги комиксов. Его зовут- ДобрячОК.( слайд на экране). Какой первый звук в слове Добрячок, какой последний? Звук «Д» твердый или мягкий, звонкий или глухой? ( «Д»- звонкий, «К» - глухой) Сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

Привет, друзья! Давайте знакомиться? Меня зовут ДобрячОК, а как зовут Вас? Ребята, я прилетел на вашу планету с очень важной миссией- спасти МИР от зла, безразличия и разных неприятностей! Русская пословица гласит : «Один в поле не воин!» Мне нужны помощники! Вы готовы отправиться со мной в дальний путь и сделать Мир добрее и безопасней? Ребята, у меня как у любого Супергероя, есть супер способность - я могу быстро перевоплощаться в людей разных профессий и отлично справляться с их работой. Отправляясь со мной в путешествие, вы узнаете много нового из Мира профессий, пофантазируете, совершите много хороших и смелых поступков и , возможно, даже определитесь со своей будущей профессией!

Ну что, готовы? ТОГДА ВПЕРЕД!



Вдохновившись Вашими идеями, я оформила основу будущей книги комиксов, которую нам предстоит заполнить вместе!

Логопед выносит книгу

Но перед тем как начать наше путешествие, проведем небольшую разминку. Ее подготовил для нас ДобрячОК.

- Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? (трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые)

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные на свете.

Самые простые. У кого какие?

- Проведём небольшую разминку (Пальчиковая гимнастика). Повторяйте за мной:


ДобрячОК профессий знатных ( соединяем пальцы правой руки с большим пальцем)

И полезных и приятных (соединяем пальцы левой руки с большим пальцем)

Знает столько, что не счесть! (последовательно соединяем пальцы обеих рук с большим)

Повар, врач, судья, учитель

И военный, и строитель, полицейский и художник,

И айтишник, и спортсмен ( загибаем по одному пальцу на обеих руках)

Сразу всех не называет (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вам продолжить предлагает! (вытягиваем руки вперед ладонями вверх)


Тоже самое можно проделать с массажными мячиками. На каждую строчку меняя действия.


- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!


- Молодцы! Отправляемся в путь!


Открываем книгу. На первой странице мы видим эмблему «В мире добрых профессий» в виде игры « Карусель профессий» с вращающейся стрелочкой, девиз наших занятий и приветственное слово.


Ребята, книга приветствует нас! Давайте прочитаем первую инструкцию о том, как пользоваться ею. Эта книга уникальная, в ней есть все, для того чтобы познакомиться с каждой профессией и создать страничку комикса:

  1. Кармашек с идеями «Локации»- разрезанные картинки с изображением архитектурных объектов, которые ребятам надо собрать

  2. Конвертик с облаками слов на выбор

  3. Кармашек с идеями «Помощники Добрячка» - разрезанные картинки с изображениями разных животных. Названия животных содержат звуки, которые ребятам надо автоматизировать

  4. Конверты « Инструменты профессионала»- картинки с изображением предметов, инструментов, необходимых для работы представителям разных профессий

  5. Конверт « Автопарк»- картинки с изображениями различных транспортных средств, служебного транспорта и общественного, на котором передвигаются люди выбранных нами профессий

  6. Конверт «Профессиональный гардероб»- форма сотрудников разных профессий и головные уборы, которые прикрепляются с Добрячку на липучках


Ребята, вращайте стрелочку «Карусели профессий»! Итак, стрелка указывает нам на профессию – сотрудник МЧС. Давайте произнесем вместе наш девиз и познакомимся с этой профессией! Вместе : «В Доброшколе учимся- все у нас получится!»


Переворачиваем страничку


Чем же занимается сотрудник Министерства чрезвычайных ситуаций? Список профессий может быть и таким, что это:

пожарные

водолазы

альпинисты

спелеологи

врачи медицины катастроф

психологи

летчики

водители

механизаторы

крановщики

саперы

специалисты химической и биологической, а также радиационной защиты


МЧС России защищает страну и её население от различных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, например от пожаров, наводнений, землетрясений, аварий на заводах, массовых беспорядков, обрушения зданий, транспортных катастроф.

О ком пойдет речь узнаем из загадки:


С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (пожарники)


Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан.

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд (спасатели)

Ребята, перемещаемся в Гардеробную и ищем форму пожарного и его головной убор.

Боевая Одежда Пожарного включает в себя куртку (иногда с капюшоном), брюки (или полукомбинезон) со съемными теплоизоляционными подкладками и средства защиты рук.

На каком виде транспорта перемещается пожарный? ( Пожарная машина)


Как одним словом назвать: пила, иголка, кисть, молоток? (Инструменты).


Для того, чтобы человек любой профессии мог работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Интересно, какие инструменты необходимы пожарному для выполнения работы? Ребята, вы знаете?


Игра «Что лишнее?»

Ребята, переходим на страничку «Инструменты профессионала». Ищем нужный конвертик и достаем карточки. Все ли предметы необходимы или есть лишние?


Игра «Зачем это нужно?»


Кирка-  используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях

Огнетушитель- для тушения огня

Гидрант-. устройство ,позволяющее подключать оборудование для подачи воды при тушении пожара

Шланг (рукав)- гибкий трубопровод по которому движется поток воды

Рация- устройство для вызова подмоги и общения между собой

Рупор- устройство для усиления звука голоса.

Противогаз- дыхательный аппарат


Задание «Шифровка» Каждому из ребят достается по одному слову из названных выше инструментов пожарного. Задача- заменить гласные буквы на знак «-«, а согласные на знак «/».



Задание «Составь и запиши предложение». Составить предложения с выбранным словом и записать. Потом ребята меняются листочками и проверяют их на наличие ошибок: слова записанные верно подчеркивают синим карандашом, а слова с ошибками- красным.



Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики


ДобрячОК с утра проснулся

Потянулся, улыбнулся ( «Заборчик»-«Трубочка»)

Щетку взял, зубную пасту…

Зубки чистить он пошел («Чистим зубки»)

А потом на верхней полке он варенье нашел

( «Вкусное варенье»)

На часы взглянув в пороге («Часики»)

Он отправился в дорогу! По тропе то вверх, то вниз («Качели»)

Шел пешком он долго-долго и немножечко раскис…( «Блинчик»)

Лошадь встретил, оседлал и по лесу поскакал (« Лошадка»)

Там грибов набрал охапку ( «Грибочек»)

Пересел в автомобиль и мотор в нем заводил (« Заводим моторчик»)

Дру-дры-дро, да

Дры-дру-дра!

Превратился в маляра

Красить потолок пора! ( «Маляр»)



Создаем комикс



  1. Распределение ролей:

Настя, Вова- художники


Али- мастер по шрифтам (писарь)


Алихан, Коля- писатели


  1. Выбор локации (собираем пазлы)

  2. Выбор помощников (собираем пазлы)



Пока наши писатели работают над сценарием, мы займемся правильной речью (автоматизация звука «Р»)


- Назовите слова, где Р в начале слова, в середине, в конце

- Какие слова со звуком «Р» вы сегодня узнали? (пожарный, гидрант, рация, кирка, рупор, противогаз)

- Повторяем за мной:


Дро-дро-дро- воду наливай в ведро

Дра-дра-дра- во дворе детвора

Дру-дру-дру- мы купили по ведру.

Дро-дро-дро – новое ведро.

Дра-дра-дра – дождик льёт как из ведра.



Итак, сценарий готов! Художники рисуют картинки к комиксу по сценарию, а писарь придумывает и записывает фразы героев в словесные пузыри.



Логоритмика от Супергероя


Лучший друг наш- ДобрячОК

Говорит: «Все будет ОК!» ( пальцы правой руки в кулачке, большой палец поднят вверх)

Вот он едет на машине ( имитация управления рулем)

Нажимает на педаль ( правую ногу сгибаем и вытягиваем)

Газ включает, выключает (правая рука на себя, от себя)

Смотрит пристально он вдаль (ладонь ко лбу)

Что случилось? Где беда? (поворот туловища влево-вправо)

Я помочь смогу всегда! (указываем большим пальцем правой руки на себя)

Суперсилу подключаю ( руки вверх, пальчики отбрасываем)

И профессию меняю! (Поворот вокруг себя)



Игра «Закончи предложение»


- Как вы думаете, для чего люди работают?


Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы…приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы…зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы…потом хорошо отдыхать. И т.д.


3. Итог


- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессии ПОЖАРНЫЙ МЧС


Игра «Что было бы, если бы..»


Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если бы не было строителей, пожарных, художников, артистов….

- Чему вы сегодня научились? Что вы запомнили?


-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!