Литосфера. Рельеф. Человек
Урок 20
8 класс
Процессы, происходящие в литосфере, оказывают влияние на жизнь и здоровье людей, на хозяйственную деятельность человека. Большинство из них происходят под влиянием природных сил и носят стихийный, т. е. не зависящий от воли и желания людей, характер .
Задание 1.Рабочая тетрадь, Урок 19, стр. 54, №1,2,3.
Самыми опасными и непредсказуемыми землетрясения, самые сильные и частые из них отмечаются на Камчатке, Курильских островах и острове Сахалин. Последнее разрушительное землетрясение случилось в 1995 г. на севере острова Сахалин, когда был разрушен поселок нефтяников Нефтегорск и погибли около 2000 жителей. К опасным территориям в России относится большинство горных районов и прежде всего Кавказ, Алтай, Саяны, горы Прибайкалья и Забайкалья. 40% территории России считается сейсмоопасной, из которой 20% занимают горы.
Задание 2.Рабочая тетрадь, Урок 19, стр. 55, №4,5.
Извержения вулканов. В России практически все действующие вулканы сосредоточены на полуострове Камчатка и Курильских островах на Камчатке насчитывается 28 активно действующих вулканов (из более 160), на Курилах – 40. Во время сильных извержений столбы газов и вулканической пыли поднимаются вверх на 10–20 км.
С неостывшими недрами помимо вулканов связаны горячие источники и гейзеры. Естественная горячая вода используется не только для обогрева домов, но и для выработки электрической энергии. На Камчатке работает опытная Паужетская геотермальная электростанция.
Задание 3.Рабочая тетрадь, Урок 19, стр. 55, № 6,7.
В горных районах с сильно пересечённым рельефом возникают каменные осыпи и обвалы. Непосредственными причинами осыпей и обвалов может быть деятельность текучих вод или подземные толчки.
Во время затяжных дождей вода, пропитывая рыхлый материал склонов гор в результате образовавшаяся смесь грязи, глины, камня стремительно спускаясь вниз, образует сель. Скорость движения селя достигает несколько метров в секунду. Селевые потоки сносят плотины, мосты, селения, уничтожают посевы, разрушают дороги. Наиболее часты эти явления на Кавказе, в горах Алтая.
При условии чередования водоносных (песок) и водоупорных (глина) пород верхние слои могут сползать вниз по скользкому водоупору. Формируется оползень. Оползни возникают на крутых подмываемых водой берегах рек, озер и даже морей. Такие явления, например, встречаются и на Волге.
Условия жизни человека в горах .
Помимо стихийных явлений в горах есть некоторые другие неприятные факторы, осложняющие жизнь и хозяйственную деятельность человека. К ним относятся пониженное атмосферное давление, разреженный воздух, нехватка кислорода, резкие перепады температур, избыток ультрафиолета. Причем чем выше в горы, тем экстремальнее природные условия. Приспосабливаясь к жизни в горах, человек стал заниматься особыми видами хозяйственной деятельности, которые продиктовала сама природа. Это, прежде всего, добыча полезных ископаемых, животноводство, террасное земледелие, рекреация, создание особо охраняемых территорий, кустарное и полукустарное производство.
Изменение рельефа человеком
Последнее время значительный вклад в формирование рельефа вносит хозяйственная деятельность человека. Именно хозяйственная деятельность создает антропогенные формы рельефа. Наиболее сильное влияние на рельеф оказывает добыча полезных ископаемых, строительство дорог, подземных сооружений и коммуникаций, сельское и лесное хозяйство. Из-за нарушения целостности горных пород происходит проседание поверхности земли и разрушение зданий и промышленных сооружений.
Закрепление
1. Алтай. 2. равнина. 3. Чукотское. 4. платформа. 5.трапп. 6.Колымское. 7. мезозой. 8. Сибирская. 9. Щит. 10.архей
1. Горы на юге азиатской части России
2. Форма рельефа
3. Нагорье на севере России
4. Устойчивый участок земной коры
5. Вулканическая порода
6. Нагорье на севере России
7. Эра средней жизни
8. Древняя платформа
9. Выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность
10. Древнейшая эра
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Домашнее задание
- Базовый уровень- Параграф 17, дописать урок №19 в рабочей тетради. Повышенный уровень- Школа географа-исследователя, учебник стр. 97.
- Повторить параграфы 13-17 /самостоятельная работа/