Тема урока: Э.Ю.Шим «Храбрый опёнок».
Цели урока:
познакомить обучающихся со сказкой Э.Ю.Шима «Храбрый Опенок»;
развивать навыки техники чтения;
учить работать с текстом произведения, анализировать его;
развивать интерес к чтению;
развивать критическое мышление;
воспитывать эмоциональую отзывчивость, сопереживание, любовь к природе.
Метапредметные умения.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Предметные умения
читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведений, темы и жанра), речевые умения;
навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
обогащение речи учащихся средствами литературы.
Умение ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
Оборудование урока:
План урока:
Организационный момент.
Целеполагание.
Взаимотренаж.
Знакомство с произведением.
Анализ произведения.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
- Кто сегодня пришёл в школу за знаниями?
- Кто хочет узнать что-то новое на уроке?
- Сегодня вы сами себя оцените по шкале «Самооценка».
I. Загадки о грибах.
1. Под соснами, под елками
Стоит мальчик с пальчик,
На нем желтый кафтанчик,
Шапка красненькая. (Масленок).
2. Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик).
3. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай!
Это … (Сыроежки).
4. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик).
5. Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах,
Осень мы приносим летом.
Золотистые … (Лисички).
2.Целеполагание.
- Какова тема нашего урока?
- О чем будем говорить?
- Что бы вы хотели узнать, и чему научиться на сегодняшнем уроке?
3. Минутка взаимотренажа (Работа с понятиями. Что такое сказка? Что такое рассказ?)
Слайд №1
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?
- Как его называет автор? (Храбрый)
- Как вы думаете, какого человека можно назвать храбрым?
(Это человек, который ничего не боится.
Храбрый – это смелый человек, мужественный, бесстрашный человек.)
- Значит, и наш сегодняшний герой Опенок должен обладать такими качествами характера: смелый, решительный, бесстрашный, мужественный.
- Как вы думаете, где будут происходить события в это произведении?
(В лесу.)
-Значит, там будут и другие грибы?
А сейчас я буду читать произведение, а вам надо:
- заполнить таблицу. Какие грибы встретятся в произведении, как они одеты, какие у них головные уборы
Грибы | Верхняя одежда | Головной убор |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
4. Знакомство с произведением.
(Прочитывается 1-ый отрывок).
Анализ произведения.
- Какие грибы встретились в произведении?
-Сверить таблицу со своим соседом
-Как одеты боровики?
-Как одеты подосиновики?
-Как одеты маслята?
-Как одеты сыроежки?
Слайд №2 - проверка
Работа с текстом ПОДЧЕРКИВАНИЕ
-Где стоят боровики? (подчеркните красным карандашом)
- Где стоят подосиновики? (подчеркните синим карандашом)
- Где стоят маслята? (подчеркните зеленым карандашом)
- Где стоят сыроежки? (подчеркните желтым карандашом)
- Как автор называет грибы? Соедини пары слов
деды сыроежки
отцы маслята
братцы подосиновики
сестрицы боровики
Лексическое значение слов. (слайды)
Дальше текст читают хорошо читающие уч-ся.
(Зачитывается 2-ой отрывок).
- Какие чувства вызвал у вас прослушанный отрывок? Почему?
(Жалко опенка, потому что он не такой красивый, как другие грибы, и его никто не захотел взять в свою корзинку.
Жалко опенка, потому что с ним никто не захотел дружить.)
- А какие грибы собирают грибники?
- Найдите описание опенка. Подчеркните
- Где вырос опенок? Подчеркните
Слайд №8
(Рисунок опенка, а внизу словарная работа.
Неказистый – некрасивый, непривлекательный).
- Как, по вашему мнению, автор относится к опенку?
( Я думаю, что автор жалеет Опенка, потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.)
Подчеркните
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
( Продолжаем читать по цепочке до конца )
-По ходу чтения ответить на вопросы
Какие грибы пропали первыми? (записать)
Как спасался опёнок? (записать)
- Куда перебрался Опенок первый раз? (Повыше перебрался, на березовые корни.) Подчеркните
- Почему? (Холодно ему в низинке стоять.) Подчеркните
- Куда перебрался Опенок второй раз? ( Вскочил на березовый пенек.)
- Почему? ( Спрятался от дождя.) Подчеркните
- Куда же перебрался Опенок в 3 раз? (Прыгнул в березовое дупло)
-Почему? ( Спрятался от снега.) Подчеркните
-Найти в тексте описание ранней осени. Подчеркните
- Найти в тексте описание середины осени. Подчеркните
-Найти в тексте описание поздней осени. Подчеркните
Какие грибы пропали первыми? (слайд)
Как спасался опёнок? (слайд
Моделирование обложки
-проверка
Слайд №11. (Черты характера Опенка).
Храбрый, трусливый, выносливый, веселый, стойкий, ловкий, находчивый, капризный.
Работа в парах
-выберите из предложенных пословиц те, которые вы считаете подходят к сказке.
(Пословицы).
У страха глаза велики.
Мал телом, да велик делом.
Терпение и труд, все перетрут.
Будет время – и нам люди поклонятся.
Не красавец лицом, да хорош умом.
Обсуждение выбранных пословиц
6. Итог урока.
-Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Я считаю, что эта сказка учит быть храбрым и терпеливым.)
Вывод по прочитанному.
Все невзгоды пережил опёнок: и дождь, и холод и первый снежок, но всё равно дождался своих грибников.
Как часто бывает в жизни, встречаем человека. Ничем не приметен человек, а поближе познакомимся, и этот неприметный человек становится верным, хорошим товарищем, приятным собеседником.
7.Д/З