СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Оборудование урока: репродукции с изображением жизни казаков.

Методические приёмы: повторение теории литературы; доклад обучающегося; беседа; элементы сопоставительного анализа.

 

Ход урока

 

  1. Краткий обзор романа.

     Слово преподавателя

     «Тихий Дон» – прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой категории населения царской России, освобождённой от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряжённых за свой счёт обученных кавалеристов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»»

Урок 2. Картины жизни донских казаков

в романе «Тихий Дон»


Цель урока: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Оборудование урока: репродукции с изображением жизни казаков.

Методические приёмы: повторение теории литературы; доклад обучающегося; беседа; элементы сопоставительного анализа.


Ход урока


  1. Краткий обзор романа.

Слово преподавателя

«Тихий Дон» – прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой категории населения царской России, освобождённой от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряжённых за свой счёт обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчётливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами – временной перерыв, четвёртая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь». Остаётся лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображённая в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. – за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвёртой книги.

Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.


  1. Проверка домашнего задания — подход к определению жанра романа

Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.

  • Почему изменился первоначальный план? (Сам автор объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса... Начал с этого… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что не то... Для читателя останется непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»)

  • Сопоставьте историю замысла автора «Тихого Дона» с замыслами Л.Н. Толстого в работе над «Войной и миром». (Толстой начинал работу над «Войной и миром» с замысла романа о декабристах. «Декабристы» вывели автора на историю возникновения этого движения, к началу ХIX века.)

  • Что такое роман? (Роман – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)

  • Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра? (Особенность произведения Шолохова в том, что это роман-эпопея, разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. В русской литературе два таких ярких примера – «Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.)

  • Сколько лет отделяет эти романы? Сколько лет отделяет действие этих произведений? (Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого.)

Сразу бросается в глаза противопоставление обоими писателями мира и войны. Сначала речь пойдет о мире, в том двойном смысле, который заключён в названии романа Толстого: мире как антитезе войны и мире как стихии народной жизни.

Действе романа сосредоточивается в одной из наиболее «сложных» провинций России – на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?


  1. Реализация индивидуального домашнего задания: доклад обучающегося


Информация для преподавателя

Казачество определяют как военное сословие в России в ХVIII – начале ХХ века. В ХIV–ХVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, нёсшие пограничную службу. В ХV–ХVI вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по её окраинам – на Днепре, Дону, Волге, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в ХVI– ХVII вв. и крестьянских войн в России ХVII–ХVIII вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь – «Тараса Бульбу» Гоголя).

Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское. Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). В 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли.

В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных).

1920 г. – казачество как сословие упразднено.

1936 г. – созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.


IV. Беседа

  • Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад? (Обсуждение в группе.)

Вспомним, что одна из ранних повестей Л.Н. Толстого – «Казаки», написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков. Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть».

  • Как сами казаки представляют свою историю, своё происхождение? (Зачитать эпизод «Спор Штокмана с казаками».)

  • Кому противопоставляют себя казаки? (Хохлам, русским, мужикам (самое ругательное слово у Митьки Коршунова). Комплекс превосходства – см. книгу первую, ч. 2, гл. 5 романа.)

  • Каков образ жизни казаков? (Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу – со своим конём, со «справой», периодически отбывать лагеря, сборы.)

  • Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования? (В центре повествования – несколько семей хутора Татарский станицы Вешенской, откуда родом сам автор. Это семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых.)


V. Реализация второй части домашнего задания

1. Жизнь казачества.

Находим описания эпизодов из жизни семей: «История Прокофия Мелехова» (ч. 1, гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (ч. 1, гл. 2), «На сенокосе» (ч. 1, гл. 9), сцены сватовства Григория и Натальи (ч. 1, гл. 15-22), «Призыв на воинскую службу» (ч. 2, гл. 21).

Анализ эпизода «На сенокосе». Обсуждение по следующим вопросам:

  • Каково настроение эпизода?

  • С помощью каких художественных средств оно создаётся?

  • Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?

  • Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

  • Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

  • Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

Отметим: нет идеализации казаков, народной жизни (вспомнить «Олесю» Куприна, «Деревню» Бунина, чеховские рассказы «В овраге», «Ванька», «Спать хочется» – дикие нравы, невежество, жестокость).

Остановимся на эпизодах, характеризующих нравы: гульба на свадьбе, (книга первая, ч. 1, гл. 21, 23); драка с хохлами (книга первая, ч. 2, гл. 5).

2. Семейное устройство казачества.

Для раскрытия устройства казачьей семьи остановимся на анализе эпизода наказания Григория отцом за гульбу с Аксиньей (т. 1, книга 1, глава 10). Вопросы:

  • На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

  • Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

  • Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

  • Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

  • Как поведёт себя Григорий, когда отец осуществит своё намерение женить его?

3. Выводы.

Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости‚ своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определённым консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком (диалектом).


VI. Заключительное слово преподавателя

Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты.

Уже с истории деда Григория, Прокофия, входит в роман трагическое, предопределяющее развитие событий. Уличное прозвище Мелеховых – Турки. Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди. Главные ценности у Мелеховых – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие («Работящая семья и при достатке», – говорит мать Натальи; «Мелеховы – славные казаки», – дед Гришака; Мирону Григорьевичу «в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе»).

Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.


VII. Домашнее задание

  1. Батальные сцены III части романа. Анализ.

  2. Роль эпиграфа к III части романа.

  3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!