СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 18 Тема. Влажность воздуха

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 18 Тема. Влажность воздуха»

География 6 класс

Урок № 18

Тема. Влажность воздуха

Цели: образовательная: формирование знаний о влажность воздуха, испарения и конденсации водяного пара;

развивающая: развитие практических навыков определять влажность воздуха; развитие пространственного картографического мышления,  внимания, памяти; формирование умений работы с картой, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;

воспитательная: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы влеченности и ощущения успешности; содействие пониманию важности наблюдений за влажностью воздуха и облачностью для составления прогноза погоды.

Задачи:

  • сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «облака»;

  • выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.

Планируемые результаты:

личностные: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

предметные: выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью; решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

метапредметные:

познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей.

регулятивные: умение работать с учебником и картой;

коммуникативные: делать самостоятельный анализ, умение слушать другого, работать в паре и команде;

Оборудование: учебник «География 5-6 класс» авт. Алексеев, Николина- М.: «Просвещение», 2014 г; атласы «Физическая география.» 6-й класс, презентация к уроку, раздаточный материал, гигрометр и психрометр.

Тип: урок изучения нового материала (урока усвоения новых знаний): 

Формы работы учащихся:

- коллективная во время рассказа учителя;

- индивидуальная при работе: с картами атласа, при анализе схем и рисунков;

- парная при закрепление знаний.

Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые.

Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте); поисковая работа с учебником, фронтальный опрос.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

Здравствуйте, ребята!

А как вы настроены на сегодняшний урок?

А чтобы быть еще более успешными на сегодняшнем уроке предлагаю вам воспользоваться древней китайской мудростью:

СЛАЙД 1(Эпиграф)

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!

Китайская мудрость


  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


СЛАЙД 2

На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Атмосферное давление. Ветер». Поверим ваши знания.

1. Прием «Свои примеры» (работа в парах (группах))

Задачи. Приведите свои доказательства того, что атмосферное давление существует.

2. Прием «Географический практикум»

Задача. Какова относительная высота горы, если на ее вершине атмосферное давление равна 550 мм рт. ст., а у подножия - 750 мм рт. ст.?

Решения

1) Вычисляем разницу давлений у подножия и на вершине:

750 - 550 = 200 (мм рт. ст.).

2) Зная, что на каждые 100 м подъема вверх давление снижается примерно на 10 мм рт. ст., составляем пропорцию:

100 м — 10 мм рт. ст.

х м — 200 мм рт. ст.

x =   = 2000 (м)

Выполните задания.

  1. Что такое ветер? Какие ветра вам известны?

  2. Стрелкой укажите, откуда и куда будет дуть ветер:

775 мм 761 мм

753 мм 760 мм

748 мм 758 мм

3. Поверхность Земли нагревается и остывает неодинаково, так как: а) быстрее нагревается суша, а остывает вода; б) быстрее нагревается вода, а остывает суша; в) суша нагревается и остывает быстрее воды.

4. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется: а) штилем; б) бризом; в) муссоном.

5. Жители каких азиатских стран хорошо знают, что такое муссон? Используйте политическую карту на с. 184—185 и карту на рисунке 96 учебника.

6. В чём сходство и различие между бризом и муссоном?

7. Как вы думаете, откуда появилось пожелание «Попутного ветра!»?


СЛАЙД 3

Прием «Привлекательная цель»

Вам приходилось любоваться причудливыми формами облаков? Они постоянно меняются: напоминают то сказочные дворцы с башнями и куполами, то стадо белых овечек, то штрихи и мазки неизвестного художника с буйной фантазией. Иногда они тонкие и прозрачные, а иногда - тяжелые и низкие. Из таких тяжелых темных облачков часто идет дождь, а то и ливень. А после дождя образуются лужи, где можно пускать кораблики, можно прыгать через лужи, а то и просто в них... Но вот пригрело солнышко, небо ясное, а лужи исчезли. Проблемный вопрос. Куда они исчезли? И как снова появились на небе облака? Можно ли, наблюдая за облаками, предвидеть изменения погоды? Вы сможете ответить на эти вопросы сегодня на уроке.

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Влажность воздуха».

СЛАЙД 4

Вы молодцы, правильно определили тему урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

Целеполагание. СЛАЙД 5

- Какая же задача стоит перед нами на этот урок?

Выяснить, что такое…

Научится…

Но я хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться, но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару. И нам понадобятся учебники (ст. ), страницы атласов.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Что происходит с водой в атмосфере?

СЛАЙД 6

Вода присутствует во всех земных оболочках, в том числе и в атмосфере. Она попадает туда, испаряясь с водной и твёрдой поверхности Земли и даже с поверхности растений.

Вспомните состав атмосферы. Наряду с азотом, кислородом и другими газами в воздухе всегда содержится водяной пар — вода в газообразном состоянии. Как и другие газы, он невидим. Это не тот пар, что идёт из кипящего чайника, — там под­нимаются мельчайшие капельки жидкой воды. При охлаждении воздуха содержащийся в нём водяной пар превращается в капельки — конденсируется. Сконденсированные из водяного па­ра мелкие частицы воды можно наблюдать в виде облаков высоко в небе или в виде тумана низко над поверхностью Земли. При отрицательных температурах ка­пельки замерзают — превращаются в снежинки или льдинки.

СЛАЙД 7

Проблемный вопрос.

Объясните, почему лужи после дождя высыхают. Когда лужи высыхают быстрее — когда тепло или когда холодно? Видели ли вы водяной пар?

Используя и уточняя ответы учащихся, учитель подводит их к выводу: водяной пар — это пар невидимка, вода в лужах испаряется и превращается в водяной пар.

Большая часть водяного пара (86%) поступает в атмосферу с поверхности морей и океанов, а 14% — в результате испарения с поверхности суши. Водяной пар прозрачен. Доказательством того, что в воздухе содержится водяной пар, является выпадение росы на траве ярким солнечным утром. Она образовалась ещё ночью на охлаждённой поверхности растений. Ледяные узоры зимой на окнах также являются примером замёрзших капелек воздуха. Учащиеся дополняют рассказ о доказательствах наличия водяного пара в воздухе примерами из собственных наблюдений.


  1. Влажность воздуха

Влажность воздуха - количество водяного пара в воздухе.

В воздухе всегда находится определенное количество влаги. Выделяют абсолютную и относитель­ную влажность.

Составление схемы: «Виды влажности»

Рассматривая рис. 98, учащиеся делают вывод, что количество водяного пара в воздухе зависит от его температуры.

Далее учащиеся по тексту учебника знакомятся с понятиями «абсолютная влажность» и «относительная влажность». Учитель говорит, что абсолютная влажность измеряется в граммах в 1 м3 воздуха.

Передавая прогноз погоды, диктор говорит, что влажность воздуха сегодня, например, составляет 88%. Что это значит? Учащиеся читают текст § 43 на с. 142 и подводятся к определению понятия «относительная влажность». Узнают, что она измеряется в %. Учащиеся устанавливают, что относительная влажность от 30 до 60% — нормальная, более 60% — высокая, менее 30% — низкая.

  • Абсолютная влажность - максимальное количество воздушного пара, которое может содержать­ся в 1 м3 воздуха при данной температуре. Измеряется в граммах.

  • Абсолютная влажность — это количество водяного пара (в граммах), кото­рое содержится в 1 м3 воздуха.

СЛАЙД 8

Известно, что при определенной температуре в 1 м3 воздуха может содержаться определенное коли­чество воды. Например, при -20 °С - не более 1 г воды; при -5 °С - не более 3 г воды; при 0 °С - не менее 5 г воды; при 10 °С - не более 9 г воды; 20 °С - не более 17 г воды.

СЛАЙД 9

Проблемный вопрос.

Почему в мороз звезды светят ярче и нет облаков, чем в оттепель?

Звёзды светят всегда одинаково, просто их свет может казаться ярче или тусклее в зависимости от возможности атмосферы пропускать их свет. Чем чище небо и воздух - тем ярче кажется их свет. От мороза (в безветренную погоду) мелкие частички пыли, летающие в воздухе, притягиваются к земле, и влажность воздуха меньше, поэтому лучше видно свет звёзд.

В оттепель воздух насыщен влагой, в нём висят микрочастицы воды, что даёт эффект марева - слабого тумана, снижающего видимость.

Ещё визуальный эффект яркости даёт снег, чем больше чистого снега, тем больше он даёт бликов от звёздного неба.

  • Относительная влажность — это отношение (в процентах) количества водяного пара, которое содержится в воздухе, к тому его количеству, кото­рое может содержаться в нём при определённой температуре.

  • Относительная влажность - отношение фактического содержания водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре. Измеряется в процентах.

Если в прогнозе погоды сообщается, что относительная влажность 75%, это значит, что воздух содержит 75% того количества водяного пара, которое он может содержать при этой температуре.

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

Проблемный вопрос.

О чём свидетельствует влажность 88%? Учащиеся делают вывод, что такая влажность характерна для дождливой погоды.


СЛАЙД 12

Причины работы гигрометра.

Для измерения относительной влажности используют прибор - гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличи­вается. При сухом воздухе волос укорачивается. Изменение длины волоса передается стрелке, которая показывает относительную влажность.

Гигрометр психрометри́ческий — прибор для измерения влажности воздуха и его температуры.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)


  1. Первичная проверка понимания

Далее, последовательно анализируя рубрику «Шаг за шагом», учащиеся учатся рассчитывать относительную влажность.

Рассчитываем относительную влажность

Представьте, что в какой-то день в городе Сочи и на Прикаспийской низменности одинаково жарко: +30 °С. И там и там 1 м3 воздуха может содержать 30 г водяного пара. Но в реальности измерено, что в этот день в Сочи воздух содержит 24 г водяного пара в 1 м3 воздуха, а на Прикаспийской низменности — 6 г.

1. Вспоминаем, что такое относительная влажность.

2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе к максимально возможному для этой температуры:

а) для Сочи: 24 :30 = 0,80; б) для Прикаспийской низменности: 6 : 30 = 0,20.

3. Выражаем полученные отношения в процентах:

а) для Сочи: 0,80 • 100% = 80%;

б) для Прикаспийской низменности: 0,20- 100% = 20%.



  1. Первичное закрепление.

СЛАЙД 13

Географический практикум

Задача 1. При температуре -20 ос абсолютная влажность воздуха равна 0,55 г/м3. Вычислите относительную влажность воздуха.

Решения

1) По таблице определяем, чему равен абсолютная влажность воздуха по приведенной температуры в состоянии насыщения: 1 г/м3.

2) Составляем пропорцию:

1 г/м3 - 100 %

0,55 г/м3 - х %

x = 100 %= 55 %

Задача 2. При температуре +27 С, относительная влажность воздуха - 33 %. Вычислите абсолютную влажность воздуха.

Решения

1) По таблице определяем абсолютную влажность воздуха по приведенной температуры в состоянии насыщения: 26,1 г/м3.

2) Составляем пропорцию:

26,1 г/м3 - 100 %

х г/м3 - 33 %

x = = 87 (г/м3 )


Игра «Да или нет»

1. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться.

2. Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха.

3. Прибор для измерения влажности называется гигрометром.

4. Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей.

6. Количество осадков на земной поверхности называется облачностью.


Дайте ответы на вопросы.

    1. Закончите предложения: «Абсолютная влажность — это ...»; «Относительная влажность — это ...»

    2. Для чего человеку нужны знания об относительной и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться эти знания?


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок за работу на уроке.

СЛАЙД 14

      1. Параграф 43, изучить

      2. Выполнить задание 1, 2, 4 стр.50 письменно

      3. Приготовить сообщения про один из видов облаков или осадков.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

СЛАЙД 15

Памятки

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…

  • « Моё настроение …


СЛАЙД 16

Спасибо за внимание!


Список использованной литературы:

  1. Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012. — 160 с. — (Академический школьный учебник) (Полярная звезда);

  2. учебник «География 5-6 класс» авт. Алексеев, Николина- М.: «Просвещение», 2014;

  3. Довгань В. Г., Супрычев А. В.. География в определения, таблицах и схема. 6-7 классы.

  4. Цыпин В.Л. География. 6 - 9 классы


Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/22/urok-po-geografii-v-6-klasse-na-temu-vlazhnost-vozdukhaoblaka

  2. http://festival.1september.ru/articles/593565/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!