СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 16. Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 16. 5класс классификация

Просмотр содержимого документа
«Урок 16. Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. 5 класс»



Урок 16. Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов.

5 класс

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные:

  • Формировать понятие систематика, царства.

  • Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.

  • Дать представления о разнообразии живых организмов.

Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать живых организмов

  • познавательные процессы.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.





Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

Организационный момент


Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания

1. Устный опрос по предыдущим темам

2. Работа по карточкам

3. Работа у доски.

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Один ученик изображает клетку, указывает ее основные части

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

 Скажите, чем отличается живая природа от неживой?

 Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

 Назовите представителей живой  и неживой природы

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя  незнакомый мотив.

Когда мы  гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся  определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных,  разнообразие которых велико. Но наверное мало кто из нас задумывался, что все живые организмы, которые нас окружают имеют названия, посмотрите пожалуйста на гербарии, которые лежат у вас на столах, это не просто растения, не просто травы, а это организмы, которые имеют свое название.

Цель сегодняшнего урока узнать на какие группы делят ученые всех живых организмов, как ученые классифицируют живых организмов. Тема урока: Как классифицируют организмы (слайд 1)

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают гербарии, находят названия растений

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

Изучение нового материала

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7851/conspect/311398/


Ученые древности уже начали интересоваться проблемой распределения живых организмов по группам, первоначально существовала классификация по принципу пользы или вреда, например ядовитые растения и лекарственные растения, домашние животные и дикие животные, огромный вклад в развитие науки, которая занимается классификацией живых организмов внес шведский ученый Карл Линней. (слайд 2) Этот ученый является основоположником систематики – науки о классификации живых организмов. Этот ученый сделал очень многое для науки: во – первых каждый живой организм стал иметь двойное название, например человек разумный, во – вторых, Линней предложил ввести единый язык классификации – латинский; в – третьих, он описал более 5000 видов растений и 2000 видов животных.

В настоящее время ученым известно около 2 млн. видов живых организмов.

Одни виды чем – то сходны между собой, а другие совершенно различны. Например ворон и сорока – разные виды, но между собой они схожи. (Слайд 3, 4)

Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в  ещё  более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствамиВ настоящее время можно встретить разную классификацию царств живой природы.. В одних книгах мы увидим 4 царства, в других –5 или 6. Мы рассмотрим 4 царства живой природы: бактерии, грибы, растения и животные. (слайд 5)
 

Классификация – это распределять живые объекты по группам на оснований их общих признаков, т.е. классифицировать.

На чем основана современная классификация организмов?

Современная наука стремиться построить естественную систему организмов. Она основывается на выделении существенных признаков организмов и родственных связей между ними.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Перепончатокрылые

Семейсвто: Пчелы настоящие

Род: Шмели

Вид: Шмель земляной

Латинское название: Bombus terrestris



Паспорт отображает название биологических таксонов или групп в классификации.

Самый крупный таксон – царство, самый маленький – вид.

Таксоны соподчинены следующим образом: виды группируются в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы, классы – в типы, типы – в царства.

Растения группируются следующим образом: виды группируются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, порядки – в классы, классы – в отделы, отделы – в царства.

Зачем применяют двойные названия организмов?

Благодаря К. Линнею все организмы получили научные двойные названия, которые состоят из существительного и прилагательного. Шмель на русском языке имеет двойное название – Шмель земляной. Первое слово означает род организма, а второе уточняет его вид.

На основе классификаций организмов создаются определители – справочники  для установления видов организма по их характерным особенностям.

 Классификацией организмов занимается самостоятельная биологическая наука – систематика.



В настоящее время используется совокупность признаков организмов:

  • особенности строения организмов и их клеток;

  • история развития группы на основе ископаемых остатков;

  • особенности размножения и эмбрионального развития;

  • нуклеотидный состав ДНК и РНК;

  • состав белков;

  • тип питания;

  • тип запасных питательных веществ;

  • распространение организмов и т.д.

Принципы систематики

Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758). Его труды положены в основу современной научной систематики.

  • В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности.

  • В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным

Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно дать относительно точное определение. Вид – это группа особей:

  • обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п;

  • способных, скрещиваясь между собой, давать плодовитое потомство;

  • сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом);

  • занимающих одну и ту же экологическую нишу

Объяснение учителя,
















Запишите определение этого понятия























































































































Найдите в учебнике определение понятию вид, запишите определение себе в рабочую тетрадь

Работа с рабочими тетрадями















Работа с учебником












































Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка


Учащиеся выполняют действия, предложенные на экране


Устная оценка учителя

6. Изучение нового материала

Вспомним слайд на котором были показаны ворон и сорока, эти два вида схожи между собой. Родственные виды объединяют в роды, (слайд 6) .Роды объединяют в семейства,

(слайд 7)родственные семейства объединяются в группы, которые в классификации растений называются порядками, (слайд 8) а в классификации животных отрядами. (слайд 9) Родственные порядки и отряды объединяют в классы. (слайд 10) Классы растений объединяют в отделы, (слайд 11) а классы животных в типы. Наконец отделы и типы объединяются в царства. (слайд 12)

Демонстрация слайдов, устная характеристика систематических единиц.

Учащиеся рассматривают примеры на экране и смотрят на примеры, предложенные в учебнике.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Устная оценка учителя

Рефлексия

Ребята сегодня на уроке мы с вами должны были познакомиться с приемами классификации живых организмов, с единицами классификации, с наукой, которая занимается классификацией живых организмов. Достигли вы этой цели?

Как называется наука, которая занимается классификацией живых организмов?

Какие систематические единицы вы знаете?

Учитель задает вопросы

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Устная оценка учителя

Закрепление знаний

Учащиеся получают разрезные карточки, используя которые они должны систематизировать виды человек разумный и береза повислая


 Закрепление

Тестирование (устное).

1. К каким растениям относятся водоросли?

  • К низшим;

  • к высшим;

  • к покрытосеменным;

  • к голосеменным.

2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?

  • К водорослям;

  • к папоротниковым;

  • к голосеменным;

  • к покрытосеменным.

3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

  • К эукариотам;

  • к прокариотам;

  • к внеклеточным организмам;

  • все ответы верны.

4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?

  • Они не делятся митозом;

  • они не имеют оформленного ядра;

  • они имеют оформленное ядро;

  • они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

5. На какие подцарства делят царство животных?

  • На беспозвоночных и позвоночных;

  • на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;

  • на одноклеточных и многоклеточных;

  • на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.

Раздает карточки учащимся, объясняет, что нужно делать.

Выполняют задание учителя


Учитель оценивает учащихся оценкой

Домашнее задание

Записи в тетради, сделать словарик по биологии

Устно объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневник



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


История систематики

http://ru.wikipedia.org/wiki/Систематик


Первые известные нам попытки классифицировать формы жизни предприняли в античном мире Гептадор, а затем Аристотель и его ученик Теофраст, которые объединяли всё живое в соответствии со своими философскими взглядами. Они дали довольно подробную систему живых организмов. Растения были разделены ими на деревья и травы, а животные — на группы с «горячей» и «холодной» кровью. Последний признак имел большое значение для выявления собственной, внутренней упорядоченности живой природы. Так родилась естественная система, отражающая упорядоченность, имеющуюся в природе.


В 1172 году арабский философ Аверроэс сделал сокращённый перевод трудов Аристотеля на арабский язык. Его собственные комментарии были утеряны, но сам перевод дошёл до наших дней на латыни.


Большой вклад сделал швейцарский профессор Конрад Геснер (1516—1565).


Эпоха великих открытий позволила учёным существенно расширить знания о живой природе. В конце XVI — начале XVII веков начинается кропотливое изучение живого мира, вначале направленное на хорошо знакомые типы, постепенно расширившееся, пока, наконец, не сформировался достаточный объём знаний, составивший основу научной классификации. Использование этих знаний для классификации форм жизни стало долгом для многих известных медиков, таких как Иероним Фабриций (1537—1619), ученик Парацельса Северинус (1580—1656), естествоиспытатель Уильям Гарвей (1578—1657), английский анатом Эдвард Тайсон (1649—1708). Свой вклад сделали энтомологи и первые микроскописты Марчелло Мальпиги (1628—1694), Ян Сваммердам (1637—1680) и Роберт Гук (1635—1702).


Английский натуралист Джон Рей (1627—1705) опубликовал важные работы по растениям, животным и натуральной теологии. Подход, использованный им при классификации растений в его «Historia Plantarum», стал важным шагом по направлению к современной таксономии. Рей отверг дихотомическое деление, которое использовалось для классификации видов и типов, предложив систематизировать их по схожести и отличиям, выявленным в процессе изучения. Незаслуженно забыт.

Член Лондонского королевского общества.

В книге Methodus plantarum novae (1682) первым ввёл разделение растений на двудольные и однодольные и дал первую биологическую концепцию вида.

Полемизировал по вопросам классификации растений с Жозефом Питтоном де Турнефором и Августом Ривинусом (англ. Augustus Quirinus Rivinus).

Исследовал влияние света на окраску растений.

Известен также как собиратель английских пословиц и поговорок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!