СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 14. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. 8 класс. География России. Природа. Население. Автор: В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 14. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. 8 класс. География России. Природа. Население. Автор: В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя.

Просмотр содержимого документа
«Урок 14. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. 8 класс. География России. Природа. Население. Автор: В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя.»

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Урок 14 8 класс

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Урок 14

8 класс

Крушение Российской Империи в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независи­мость Финляндия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупированная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны­нешней России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные государственные образования. Но в результате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР – Союз Совет­ских Социалистических Республик.

Крушение Российской Империи в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независи­мость Финляндия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупированная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны­нешней России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные государственные образования. Но в результате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР – Союз Совет­ских Социалистических Республик.

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Карельско­го перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоединена населенная украинцами Северная Буковина. В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Лат­вия, Эстония. В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Востоке — Курильские острова и Южный Саха­лин (возвращенные в результате разгрома Японии).

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Карельско­го перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоединена населенная украинцами Северная Буковина. В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Лат­вия, Эстония.

В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Востоке — Курильские острова и Южный Саха­лин (возвращенные в результате разгрома Японии).

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государства — бывшие союзные республики. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государства — бывшие союзные республики.

Присоединение и утрата территорий России в ХХ в

Начиная с XX века, в России усиливается практическая роль географической науки. Особенно после того, как был провоз­глашен сдвиг хозяйства на Восток - в малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения - без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой по­ловине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались на­вигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными су­дами — ледоколами.

Начиная с XX века, в России усиливается практическая роль географической науки. Особенно после того, как был провоз­глашен сдвиг хозяйства на Восток - в малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения - без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой по­ловине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались на­вигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными су­дами — ледоколами.

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера. С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком. Шмидт и Воронин Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. прохо­дил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. Новая эпоха в исследовании этого района началась с появления атомных ледоколов . 17 августа 1977 года ледокол «Арктика» стал первым в истории достигшим Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными. Папанин И.Д. Атомоход

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.

С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Шмидт и Воронин

Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. прохо­дил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина.

Новая эпоха в исследовании этого района началась с появления атомных ледоколов .

17 августа 1977 года ледокол «Арктика» стал первым в истории достигшим Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.

Папанин И.Д.

Атомоход"Арктика"

В советские годы были практически завершены географические открытия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географических объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо известных территориях. В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних райо­нах Восточной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, на­званная в честь И.Д. Черского, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария. Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены месторождения руд цветных металлов. С.В. Обручев  Н.Н. Урванцев И.М. Губкин Попугаева Л.И. В 30 годы геолог Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. В 50-ые годы в Якутии ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой были обнаружены месторождения ко­ренных алмазов.

В советские годы были практически завершены географические открытия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географических объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо известных территориях.

В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних райо­нах Восточной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, на­званная в честь И.Д. Черского, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария. Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены месторождения руд цветных металлов.

С.В. Обручев

Н.Н. Урванцев

И.М. Губкин

Попугаева Л.И.

В 30 годы геолог Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. В 50-ые годы в Якутии ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой были обнаружены месторождения ко­ренных алмазов.

Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего развития транспорта. К центрам нефте- и газодобычи За­падной Сибири, лесоперерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были протянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская магистраль, полностью задействован Северный морской путь.

Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего развития транспорта. К центрам нефте- и газодобычи За­падной Сибири, лесоперерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были протянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская магистраль, полностью задействован Северный морской путь.

В XXI веке в России обладая огромным Арктическим побережьем, продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В 2011 на льдине работает станция «Северный полюс-38».  Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специ­альная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова - часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России. Применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и эко­логией, осуществляемые специальными спутниками «Метеор», «Океан», «Ресурс».  Создаются Геоинформационные системы (ГИС) для сбора, хранения, переработки, анали­за географической информации с последующим использованием ее для развития хозяйства страны

В XXI веке в России обладая огромным Арктическим побережьем, продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В 2011 на льдине работает станция «Северный полюс-38».

Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специ­альная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова - часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.

Применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и эко­логией, осуществляемые специальными спутниками «Метеор», «Океан», «Ресурс».

Создаются Геоинформационные системы (ГИС) для сбора, хранения, переработки, анали­за географической информации с последующим использованием ее для развития хозяйства страны

Закрепление Задание 1.Рабочая тетрадь, Урок 14, стр. 38-43, №1-9.

Закрепление

  • Задание 1.Рабочая тетрадь, Урок 14, стр. 38-43, №1-9.
Домашнее  задание Базовый уровень- Параграф 12, дописать урок №14 в рабочей тетради. Повышенный уровень- Школа географа-исследователя, учебник стр. 71. Проект стр.71

Домашнее задание

  • Базовый уровень- Параграф 12, дописать урок №14 в рабочей тетради.
  • Повышенный уровень- Школа географа-исследователя, учебник стр. 71.
  • Проект стр.71


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!