СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. Строение мышц человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация и морфология мышц, функции групп мышц человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. Строение мышц человека»

Тема: Строение мышц человека


Цель: повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с классификацией и морфологией мышц, дать понятие об основных функциях групп мышц человека; развивать умения и навыки самостоятельной практической деятельности обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного материала

Слайд 2 – Мышечная ткань составляет основную массу мышц и осуществляет их сократительную функцию. Сократимые элементы развиваются из нескольких источников и имеют различное строение.

Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань, которая, в свою очередь, подразделяется на скелетную и сердечную.

Слайд 3 – Давайте вспомним, что из себя представляют клетки мышечной ткани и в чем их особенности. /Ответы обучающихся/

Слайд 4 – Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, волокна которой собраны в пучки. Внутри проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны сокращаться. Скорость сокращения скелетной (исчерченной) мышечной ткани велика и подчиняется воли человека в отличие от сердечной мышцы.

Слайд 5 - Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых мышечных волокон. Эти волокна в определённых участках как бы сливаются (переплетаются). Поперечнополосатая сердечная мышца, не подчиняется нашей воле и работает не переставая от первого в жизни сокращения до последнего.

Слайд 6 – Стенки внутренних органов (сосудов, кишечника, мочевого пузыря) образованы гладкой мышечной тканью. Сокращения гладкой (неисчерченной) мышечной ткани происходят произвольно, медленно.

Слайд 7 – Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы, обеспечивающая все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие, перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клеткой и диафрагмой, глотание, образуется голос, осуществляются движения глаз, работа внутренних органов, в том числе и сердца.

Мышца – musculus – мышь! Название связано с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

У человека два вида мышц: гладкие и поперечно-полосатые.

  1. Изучение нового материала

Слайд 8 – Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.

Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон.

Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу – общая оболочка - фасция.

Слайд 9 – Макроскопическое строение мышц.

Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками.

Сухожилия обеспечивают соединение с костями, состоят из плотной соединительной ткани.

Головка – сухожилие, которое прикрепляется к костям, остается малоподвижным при движении.

Хвост – сухожилие, прикрепляющееся к подвижным костям

Слайд 10 – Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. В организме человека около 600 мышц.

В мышцах расположены:

  • кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада

  • лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц

  • нервные окончания:

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

эффекторы – получают команды из ЦНС

Слайды 11-12 – Классификация мышц.

По функциям:

Сгибатели и разгибатели

Приводящие и отводящие

Супинаторы и пронаторы

Вдоха и выдоха

Жевательные и мимические

Мышцы, совершающие одинаковые движения – синергисты.

Мышцы, совершающие противоположные движения – антагонисты.

По расположению: мышцы головы, шеи, туловища, конечностей.

Слайд 13 - Свойства мышц:

  • возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители

  • сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины

  • растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины

  • эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

Наиболее эффективно мышцы работают в 13:30. КПД мышц 20%. 80% - тепловые потери.

Мышечная координация – согласованная работа мышц.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17 = смеяться энергетически выгодней.

Слайд 14 – Практическая работа (работа в парах).

Используя рисунки учебника и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения. Заполните таблицу:

Расположение мышц

Название мышцы или мышечной группы

Функции мышцы или мышечной группы

Мышцы головы



Мышцы шеи



Мышцы туловища спереди



Мышцы туловища сзади



Мышцы руки



Мышцы ноги



– Дополните информацией вашу таблицу.

/Обучающиеся вписывают недостающую информацию в процессе рассказа учителя/

Слайды 15-16 – Мышцы или группы мышц и их функции

Мимические мышцы - мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.

Жевательные - мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

Трапециевидная – мышца шеи и спины, откидывающая назад голову

Кивательные (грудино-ключично-сосцевидные) – мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

Широчайшая - мышца спины, отводящая руки за спину.

Грудные (большие и малые) – мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед.

Межреберные – мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Пресс – мышцы, поднимающие туловище из положения «лежа» в положение «сидя» при фиксированных ногах.

Ягодичные, глубокие мышцы спины - мышцы, обеспечивающие прямохождение.

Дельтовидная – мышца руки, отводящая плечо в сторону.

Предплечье – мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.

Слайд 17 – Скелетные мышцы приводят в движение кости относительно друг друга в составах, кроме того, они участвуют в образовании стенок брюшной и грудной полостей, таза. Входят в состав стеной верхней части пищевода и гортани. Осуществляют движение глазного яблока, дыхательные и глотательные движения.

Мимические мышцы – мышцы лица, не связаны с суставами, выражают эмоции человека.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 18Задание: По предложенной схеме дайте объяснения классификации мышц человека.

Мышцы Поперечно - полосатые Скелетные Сердечная

(автоматизм)




Гладкие

(мышцы внутренних органов)






Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.



Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ





Слайды 19-20 – Дайте обоснованный ответ!

  1. Почему мышцы к костям прикрепляются под некоторым углом?

(Иначе привести в движение кости было бы невозможно.)

  1. Почему в местах прикрепления мышц образуются шероховатости и бугристость? (Увеличивается площадь прикрепления мышцы к кости.)

  2. Нужны ли эти свойства мышц и связок человеку?

Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг).

Самая крепкая связка – Бертиниева, укрепляющая тазобедренный сустав (выдерживает 350 кг.)

  1. Почему у тренированных людей рельеф костей более выражен?

(Мышечные напряжения раздражают надкостницу в местах прикрепления и стимулируют отделение костного вещества.)


  1. Подведение итога урока


Слайд 21 – Домашнее задание: §13 прочитать. Повторить § 8, статью «Нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция». По желанию подготовить материал о работах И.М. Сеченова в области гигиены труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!