Урок 1.Повторяем фонетику
Цели:
1.Закрепить знания о фонетике
2.Совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.
Ход урок
I.Чистописание.
Линейка, пенал ,книга\\школа ,этаж, стена
-Ребята ,выберите две строчки ,над которыми вы бы хотели поработать .Пишите аккуратно ,чисто, красиво.
Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания
II.Повторение изученного материала.
1.Беседа по вопросам:
-Помните ли вы,что изучает фонетика?(Звуковую сторону речи.; Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
-Что обозначает слово «фонетика»?(Образовано от гр. слова phone,что означает «звук»)
-Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?
Учитель пишет на доске ответы учащихся.
Звуки речи ,ударение,слог,гласные и согласные звуки,глухие и звонкие согласные,ударные и безударные гласные,письменное обозначение звуков речи.
-Что вы помните о количестве гласных звуков и букв?(Гласных букв,т.е.букв,обозначаюзих глазные звуки -10.Глазных звуков -6).Посмотрите верный ответ ,записанный на доске.
-Какими буквами может обозначаться {а}?
-Какими буквами может обозначаться {о}{и}
-Какой звук имеет буква ы(э,у)?
-Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?
-Какой звук может передавать буква –я-?(а,йа)
-Что вы можете рассказать о согласных звуках?(звуков 36,букв 21)Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике(упр 3.)
-В языке все имеет звуковое выражение .Фонетика нужна врачам, логопедам,учителям,поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Известно,что звуков(фонем) в русском языке 42,а букв 33.Это значит ,что отношения между звуками и буквами не такие простые,как мможет показаться на первый взгляд.Об этом поведают сами звуки речи.
-Вы уже знатете,что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную.Звуки мы слышим,а буквы пишемюВ одник случаяк между ними есть полное соответствие ,а в других-полная неразбериха.На этом, к сожалению ,сложные отношения звуков и букв не заканчиваются.Одна,например,буква «Б» трудится в поте лица и за себя и за других,обозначая целых четыре звука. Кто покажет как это происходит?
-Это подтверждают следующие примеры:буря (б),битва (б’),хлеб(п),дробь(п’).
-Вы уже знаете,что звуки и буквы живут в разных царствах:звуки-в царстве того что мы слышим,а буквы-в зарстве того что мы видим.Тот,ккто пишет,переводит звуки из мира слышимого в мир видимого.Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв.Тот,кто действует наоборо:переводит видимые знаки в звучащие слова.Давайте рассмотрим как это происходит?
3.Сравненик буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипуии.
На доске записано слово поля’.
Учитель-Один ученик утверждает,что в этом слове все гласные звуки одинаковые.Как же так?Ведь здесь нет одинаковых букв.Как вы думаете?Приведите проимеры слов,где один и тот же звук обозначег разными буквами (Мяла,пряла)
На доске записаны слова так,как они звучат в речи с помощьн транскрипции.
[атхот],[атгадат’],[патшутит’]
Учитель:Не правда ли,лучше не писать так,как слышится?Произнесите слова так,как правильно вы бы их записали.(Отход,отгадать,подшутить)
4.Артикуляционная гимнастика.
Произнесите 5-7 раз скороговорку(АрхИп осИп,а Осип охрИп)
Физминутка
5.Работа с рубрикой «Давай подумаем»
На доске записаны слова .
Щавель,черемуха,лось,белка,червяк,йогурт,шиповник,юнга,жук,цапля,щука,шустрый ,чудак
Задание: распределите слова по группам: Проблема!
1)Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука :лось,цапля.
2)Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк
3)Слова, которые не попали ни в одну из этих групп :шиповник ,жук, шустрый, белка.
Трое уч-ся на доске ,а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством
6.Выполнение упражнения 4 с комментарием(учебник).
Задание: запишите транскрипцию двух пар.
Лес- (л’эс)-лез-(л’эс)
Грусть-(груст’)-груздь-(грусть’)
-Почему у пар слов одинаковые транскрипции?
(Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять)
III. Итог урока.
-Что изучает фонетика?
Почему нужно изучать фонетика?
Что мы повторили сегодня на уроке?
Сколько гласных звуков и букв в русском языке?
-Сколько согласных звуков и букв в русском языке?Чего больше согласных звуков или согласных букв?
Домашнее задание: закончить упражнени 4 в учебнике.