СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" (5 класс, презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к первому уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Урок подводит ребят к пониманию сути противопоставления героев. Домашнее задание - составление сравнительной характеристики Жилина и Костылина

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" (5 класс, презентация)»

Литература. 5 класс Лев Николаевич Толстой 1828-1910  Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Литература. 5 класс

Лев Николаевич Толстой

1828-1910

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Литература. 5 класс Всю жизнь писатель искал ответ на вопрос: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК?  Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Литература. 5 класс

Всю жизнь писатель искал ответ на вопрос:

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает  на службу  и отправляется на Кавказ.

Январь 1852 года.

Лев Николаевич Толстой

поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Величие и красота Кавказа

Величие и красота Кавказа

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Военно-грузинская дорога

М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Эпизод Кавказской войны

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ Кавказская война война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864 Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

Кавказская война

  • война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864
  • Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»).
  • Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
  • Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода ».

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ:

«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —

война и свобода ».

Литература. 5 класс Рассказ-быль  «Кавказский пленник» (1872 год)  Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Литература. 5 класс

Рассказ-быль «Кавказский пленник» (1872 год)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»  – рассказ-быль Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека. Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» – рассказ-быль

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека.

Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Смысл заглавия рассказа «Кавказский пленник» Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК . Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.  Кавказ – простор, красота… СВОБОДА

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Смысл заглавия рассказа

«Кавказский пленник»

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК .

Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь,

подчинить.

Кавказ – простор, красота…

СВОБОДА

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Рядом оказываются  противоположные понятия

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Рядом оказываются противоположные понятия

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев?

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев?

АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ)  –  противопоставление образов, картин, слов, понятий

АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ) – противопоставление образов, картин, слов, понятий

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан  в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе. Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета. Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей. Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА

Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе.

Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета.

Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.

Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.

Загадка рассказа НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог. Лев Толстой – писатель, стремящийся  к простоте и логике повествования, даёт рассказу название  «Кавказский  пленник», а не  «пленники».  Почему?

Загадка рассказа

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

  • Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
  • Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».

Почему?

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ,  МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:  ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ? КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?  КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?  А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?  ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?  ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?

НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:

  • ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ?
  • КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?
  • КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?
  • А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?
  • ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?
  • ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА  ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:

ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?

Составьте таблицу Сравнительная характеристика героев рассказа Жилин Костылин  

Составьте таблицу

Сравнительная характеристика героев рассказа

Жилин

Костылин  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!