Литература. 5 класс
Лев Николаевич Толстой
1828-1910
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Литература. 5 класс
Всю жизнь писатель искал ответ на вопрос:
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Январь 1852 года.
Лев Николаевич Толстой
поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога
М.Ю.Лермонтов (1837 г.)
Эпизод Кавказской войны
М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Кавказская война
- война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864
- Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»).
- Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
- Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ:
«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —
война и свобода ».
Литература. 5 класс
Рассказ-быль «Кавказский пленник» (1872 год)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» – рассказ-быль
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека.
Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Смысл заглавия рассказа
«Кавказский пленник»
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК .
Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь,
подчинить.
Кавказ – простор, красота…
СВОБОДА
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Рядом оказываются противоположные понятия
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев?
АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ) – противопоставление образов, картин, слов, понятий
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе.
Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета.
Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.
Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.
Загадка рассказа
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
- Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
- Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».
Почему?
НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ - ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:
- ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ?
- КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?
- КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?
- А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?
- ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?
- ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:
ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?
Составьте таблицу
Сравнительная характеристика героев рассказа
Жилин
Костылин