СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века. 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века. 10 класс.»

УРОК 1
Тема:
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.

Цель:
выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; выставка произведений, изучаемых в 10-м классе; репродукции картин (К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу»); «Читательская анкета» (для каждого ученика).

Тип урока:
комбинированный урок; урок-лекция.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе; анализируют историческое развитие России в XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем нам надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить нестандартные решения. А ещё… чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.

Об этом — слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в ХХI в., и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.

В «летописи эпох», представленной в художественных произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году, русские писатели XIX в. раскроют вам свои сердца, доверят свои чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир, определить шкалу духовно-нравственных ценностей.

III. Актуализация опорных знаний
Выявление уровня читательского интереса:
самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно)

У ч и т е л ь.
Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

Читательская анкета

1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?
а) Познаю мир и себя в нём;
б) хочу быть эрудированной личностью;
в) хочу хорошо учиться;
г) хочу развлечься.

2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
«Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе:
«…каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези;
б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви;
г) развлекательная литература;
д) произведения о природе;
ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения;
л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х. Л. Борхеса о том, что
«книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.

IV. Работа над темой урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

• Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
• В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
• Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

2. Ознакомление со структурой учебника
и спецификой курса литературы для 10-го класса

3. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX в. Основное художественное направление этого периода — романтизм (в переводе с франц.— фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои истоки со времён Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально-освободительных войн. А значит — время великих ожиданий и решительных перемен.
Крайняя неудовлетворённость действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщённый идеальный образ стали сутью романтического искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью — определяющие черты романтизма.

Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX в. Особых вершин романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).
Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм, у истоков которого стоят такие поэты, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных баллад «Людмила» и «Светлана» называли «русским эхом» западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия — одно» стала творческим кредо чуть ли не всех писателей-романтиков.
Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин показал любовь к старине, передал разнообразие чувств молодого человека своего времени.
Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так, существенное влияние на развитие русской литературы первой половины XIX в. оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. пробудила национальное самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространённым явлением того времени.
Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.
Реализм (в переводе с лат. — действительный) — литературное направление, целью которого было, по словам известного французского писателя О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы».
Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии — вот основные черты реализма.
В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения реальной действительности осознаётся как критерий художественности произведения.
В первые десятилетия XIX в. реализм нашёл своё воплощение в баснях И. А. Крылова и бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В. Г. Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Однако настоящим основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин, сумевший в своих произведениях раскрыть суть важнейших явлений русской действительности во всём её многообразии, сложности и противоречивости.

4. Ознакомление со вступительной статьёй учебника по теме урока

5. Составление периодической таблицы
«Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.» (работа в парах)

Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.

   Период   

Описание

Конец 1790-х — 1800-е гг.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-е гг.

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова

1820–1830-е гг.

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь



6. Творческая работа
(на основе рассказа учителя и статьи учебника)
в группах с последующей презентацией классу

Задания группам

• «Историки» — рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в.

• «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.

• «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.

• «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Рассмотрите репродукции картин (размещены на доске)
«Последний день Помпеи» К. Брюллова
и «Явление Христа народу» А. Иванова
и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.

2. Заключительное слово учителя

— Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достаётся в этом ансамбле ведущая партия.

В некоторые периоды одна национальная литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план. В иные же эпохи её голосу внимают многие народы: так, на необозримых просторах Римской империи веками царила латинская литература, в эпоху Возрождения тон в изящной словесности задавала итальянская литература, а в XIX в. на мировой сцене блистала литература России. Однако независимо от места, которое занимает русская классическая литература в ту или иную эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с другими национальными литературами, черпая из них новые идеи и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями.

VI. Домашнее задание

1. Создать «Программу изучения русской литературы в 10-м классе» по следующему алгоритму:
автор и название произведения для обязательного изучения в классе,
для обсуждения в классе,
для самостоятельного чтения.

2. Опережающее задание
а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (3–6 учащихся).
б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу» (4 учащихся).





Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!