СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Обществознание, 10 класс, профиль. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Необходимо работать в комплекте с ученическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Обществознание, 10 класс, профиль. Конспект урока»

Урок 1

Человек как результат биологической и социокультурной Эволюции


Цели: обобщить имеющиеся у учащихся знания о человеке как результате биологической и социокультурной революции.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Повторение изученного материала.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthrpos – человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.


Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественнонаучные (материалистические) теории

Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной (от лат. evolutio – развёртывание) теории

Ф. Энгельс – немецкий социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека.

Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.





















Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

2.1. Моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли (роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.).

2.2. Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

2.3. Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.


Человек:

1. существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершённое)

2. существо универсальное (способное к любому виду деятельности)

3. существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)


Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.


Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»

Определение

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделённый) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Характерные признаки

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я концепция», потребность в самореализации

Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели

Вывод

Человек как отдельная особь среди других людей

Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.

Человек с социально значимыми качествами


Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.
















III. Закрепление умений и навыков

Задание 1. Выбрать правильный ответ:

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены:

1) возрастные физические особенности

2) половые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) мировоззренческие отличия

Ответ: 4


Задание 2. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено.

2) Все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

3) Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим.

4) В биологической природе человека заложены качества, которые принципиально выделяют его из живого мира.

5) Человек является существом не только социально-деятельностным, но и социально мыслящим и социально чувствующим.

Ответ: 135.


Задание 3. Проанализировать суждения о человеке. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Номер

Суждения

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми

Человек обладает мышлением и словесной речью

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми

Процесс становления личность называется стратификацией

Индивид – единичный представитель человечества как биологического вида

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью

Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом социальных качеств


Ответ: 245789


IV. Итоги урока

1. В чем заключается биосоциальная сущность человека?

2. Что составляет биологическую природу человека?

3. Какие наиболее важные отличия человека от других живых существ?

4. Как проявляется социальная сущность человека?

5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

6. Что такое потребности? Какие потребности выделяют ученые?


Домашнее задание.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

Задание №1. Задание с развернутым ответом

Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.


Задание №4. Задание с развернутым ответом

Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.


7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!