СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уральские пословицы и поговорки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уральские пословицы и поговорки»

УРАЛЬСКИЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОЗВИЩА



От старого времени до нас дошло множество людских прозвищ как личных, так и коллективных. В них закреплена та или иная черта жителей данных деревни, села, города, уезда, губернии и даже целого края.



Теперь, с изменением условий социальной жизни, старые черты давно уже исчезли, а прозвища остались и сейчас вспоминаются лишь как дружеская шутка.



Сейчас, когда Академия наук СССР составляет диалектологическую карту русского языка, очень большое значение имеют прозвища, характеризующие особенности местного говора.



Таковы коллективные прозвища, как «талагаи», «гамаюны», «колдыки», «пичкали» и пр.



К сожалению, далеко не всегда можно получить объяснение причин возникновения данного прозвища. В этих случаях перед любителями-краеведами стоит задача сделать изыскания из истории прозвищ, а вместе с этим из истории того или иного населённого места, района, края.



Баты. Жители Бакальских рудников, Саткинского района, Челябинской области, — за пристрастие их говорить вводное мало что значащее теперь слово «бат» — искажение слова «бает», то есть говорит.



Бесшлейные. Крестьяне и рабочие-сезонники из Уфимского уезда, настолько до революции бедные, что ездили на лошадях, не употребляя шлей, во время работ по постройке железной дороги Самара — Челябинск в конце 1880-х гг.



Биликульские пагалёшники. Крестьяне села Биликуль, Бродокалмакского района, Челябинской области,— за их обычай носить пагалёшки, то есть холщёвые голенища при обычной обуви в виде башмаков или полуботинок.



Бирские калашницы. Торговки калачами в гор. Бирске прежней Уфимской губернии, разговаривавшие очень много и громко; отсюда прозвище всякого человека, говорящего много и громко.



Гамаюны. Жители заводов Каслинского, Нижне-Сергинского, Михайловского, частично Нязепетровского и Бисертского, а также селений Кузнецкого и Рождественского (бывший Кузнецкий район, Челябинской области) за их певучий говорок. Часть этих гамаюнов (из Михайловского и Нижне-Сергинского заводов, Свердловской области) — выходцы из пределов бившей Калужской гамаюнщины; ещё в начале XX столетия некоторые бытовые черты уральских гамаюнов совпадали с чертами калужан-гамаюнов. Гамаюн — мифическая птица с женской головой, отличающаяся любовью к пению.



Деревенские лагуны. Сезонные рабочие на асбестовых рудниках до революции (теперь гор. Асбест), выходцы из окрестных деревень и сёл Камышловского и Шадринского уездов.



Лагун —деревянная посудина бондарной техники с глухо приделанной крышкой и рожком, главным образом для квасу и воды в качестве питья во время работы в поле или на добыче асбеста.



Жженопятые, жженопятики. Рабочие металлургических заводов Сысертского и Кыштымского горных округов. Происхождение прозвища: ввиду отсутствия в старое время надлежащей охраны труда металлурги то и дело обжигали себе ноги о горячий металл.



Зобаны. Жители Кусы — за распространённость среди них зобной болезни (Челябинская область).



Игольники. Жители села Белоярки, Щучанского района, Курганской области,— за употребление «иго» вместо «его».



Казарменные. Жители села Рудничного (на Бакале, Саткинского района, Челябинской области), потомки которых пришедшие для работы на рудник, жили когда-то в казармах, имевших крайне плохое устройство.



Калдыки. Жители некоторых селений Октябрьского района, Челябинской области, в том числе села Большое Никольское, — потомки выходцев из бывшей Самарской губернии, говорящие «калды» — вместо «когда ».



Косулинские нищие. Жители села Косулинского к востоку от гор. Свердловска, в XIX веке промышлявшие нищенством. Переносно: косулинский нищий — вообще «попрошайка».



Крашенинны Таволги. Жители селения Таволги, Невьянского района, Свердловской области; вероятно, в дореволюционное время жители одевались в крашеные холщёвые одежды.



Крупенники. Жители части села Николо-Павловского (в 15 км к югу от гор. Нижнего Тагила), крепостные, предки которых были насильно переселены на Урал из России Демидовым и занимались когда-то обдиранием круп.



Кузюки. Старожилы гор. Златоуста, а переносно — вообще рабочие люди, обросшие домашним хозяйством.



Точно установленного объяснения прозвища не имеется. Но есть предположение, что происходит оно от начальных букв клейма на теле или платье подневольных рабочих старого златоустовского завода: «КЮУЗ» — казенный южноуральский завод.



Куделька. Рабочие асбестовых рудников (в районе современного гор. Асбеста, Свердловской области), до революции занятые добычей «кудельки», или горного волокна, как тогда называли асбест.



Куряки. Жители селений Октябрьского района, Челябинской области, в том числе Большого Никольского, — выходцы из бывшей Курской губернии.



Куштумские растягаи — жители села Куштумги, Миасского района, Челябинской области, за их привычку произносить в разговоре протяжно окончание фраз.



Обушники. Жители рабочего посёлка Верх-Нейвинск, где в начале XIX века рабочий Пузанов обухом топора убил управителя завода Зотова за его зверское обращение с рабочими; об этом в посёлке передаётся предание со всеми подробностями.



Пермяк — солёны уши. Вообще жители бывшей Пермской губернии, особенно её верхнекамской части, где велась и теперь ведётся добыча поваренной соли, так называемой пермянки.



Самовары. Жители деревни Воробьи, Невьянского района, Свердловской области,— вероятно, за вспученность живота от плохих продуктов питания или во время голодовок, как в крепостное время, так и после него.



Сарапулы. Выходцы из гор. Сарапула, теперь центра Сарапульского района, Удмуртской АССР, занимавшиеся скорняжным делом по городам и селам Урала и Приуралья задолго до и некоторое время после революции.



Скопари. Жители целого ряда сёл и деревень, особенно по реке Миассу, а также в селениях Чашинского района, Курганской области, в частности, деревни Иткуль, когда-то выселившиеся из бывшей Псковской губернии. На новом месте скопари выделялись своей бедностью и культурной отсталостью и принуждены были работать у кулаков больше, чем коренное население.



Табашники. Казаки Анненской станицы, теперь Полтавского района, Челябинской области,— очевидно, за большое пристрастие к табаку.



Талагаи. Жители села Кочневекого, Камышловского района, Свердловской области, за их несколько певучий говор.



Тверские. Жители по правому берегу реки Нязи в Нязе-Петровске, Челябинской области, очевидно, за происхождение их предков из бывшей Тверской губернии.



Чердаки. Жители разных селений бывшего Шадринского уезда, в том числе деревни Чердаки, Галкинского района, Курганской области, предки которых вышли из бывшего Чердынского уезда, Пермской губернии.



Чернотропы. Жители деревни Кошкуль, Бродокалмакского района, Челябинской области,— в основном, за свою былую культурную отсталость и неопрятность в домах: сколько грязи на ногах есть, всю тащили в избу, образуя на полу чёрную тропу.



Чесноковики. Жители Полевского завода, Сысертского района, Свердловской области,— за их пристрастие к пирогам с «чесноком» — диким луком.



Шашмурники. Жители села Усть-Гарёвского, Добрянского района, Молотовской области,— вероятно, ввиду обычая женщин ходить в головных уборах — шашмурах.



Шилокопы. Жители городов Кунгура и Сарапула — за их занятие сапожным промыслом.



В.П. БИРЮКОВ

"УРАЛ В ЕГО ЖИВОМ СЛОВЕ" (отрывок из книги)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!