СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Упражнения для снятия эмоционального напряжения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры, упражнения, этюды для снятия эмоционального напряжения. В данном разделе собраны самые интересные  упражнения  от известных авторов, так же добавлены игры, адаптированные к детям дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Упражнения для снятия эмоционального напряжения"»

Игры, упражнения, этюды, направленные на предупреждение и снижение агрессии у дошкольников



  1. Игры и упражнения на снижение эмоционального напряжения.

  2. Этюды и упражнения на самоорганизацию и саморегуляцию.

  3. Игры и упражнения когнитивного блока.

  4. Интерактивные игры и упражнения поведенческого блока.

  5. Упражнения на релаксацию.

С дошкольниками можно проводить занятия, включая по одному упражнению или одной игре из каждого блока. Таким образом, каждое занятие состоит из 5 - 6 игр.

1. Игры на снижение эмоционального напряжения у дошкольников.

Одной из наиболее тяжелых проблем агрессивных детей является неспособность выражать чувства раздражения, гнева надлежащим образом.

Задача данного блока - научить детей выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, т.е. обучить их адекватным способам выражения собственных чувств.

Для реализации этой задачи можно использовать комплекс игр, которые позволят детям в безопасных условиях и социально приемлемым образом выразить, «выплеснуть» сильные негативные эмоции и тем самым снять психическое напряжение. Вместо призывов «держать себя в руках» детям предлагаются определенные способы отреагирования. Благодаря их освоению, дети смогут, не травмируя себя и окружающих, справиться с состоянием эмоционального напряжения. Необходимо дать выход энергии и агрессивным импульсам, т.к. если дать выход негативной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную поддержку, он постепенно сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Дав выход агрессии, ребенок становится более спокойным, уравновешенным, организованным.

Предлагаемые игры позволяют решить вышеизложенную задачу по тем сочетаниям вокальной, вербальной экспрессии с определенными физическими упражнениями, которые дети могут выполнить либо самостоятельно, либо вместе с руководителем группы.

«Ноги топают, а шарики хлопают». (Кэти Вандерлих) (Cathy Wunderlich)

Необходимо нарисовать контуры детских ступеней. Затем дети закрашивают их понравившимся цветом. После этого дети начинают топать ногами по картону до тех пор, пока ступни не станут горячими, пока «злость не выйдет». Это первое упражнение. Во втором упражнении «Шарики хлопают» ведущий предлагает детям избавиться от злости, агрессии, сдавливая и «взрывая» десять шариков. Ведущий предлагает детям ощутить, как их раздражение и злость выходят через большой и указательный пальцы, когда они сильно сжимают ими шарики, в определенный момент взрываются. Ведущий говорит, что злость «выходя» из шарика, «рассеивается» в воздухе в момент взрыва, и ребенок успокаивается.

«Разозлись!» (Патриция Давидсон) (Patricia Davidson)

Использование данной техники приводит к достижению двойной цели:

  1. «Разозлись» помогает детям понять, что злость и раздражение являются вполне допустимыми проявлениями человеческих чувств;

  2. игра учит детей эффективным способам вербального и невербального выражения агрессии.

Карточные коробки распределяются поровну между участниками. Дети по очереди выходят в круг и ставят коробки друг на друга, при этом, говоря вслух о том, что их раздражает или злит больше всего. Когда все коробки сложены в виде башни, ведущий просит детей подумать о том, что их сейчас злит, просит сделать разгневанное лицо и разбить построенную башню. Игру на этом можно закончить и повторить еще несколько раз.

«Шкала гнева» (Джойс Мигер) (Joyce Meagher)

Цель: научить детей различать такие состояния, как раздражение, фрустрация и гнев, с тем, чтобы они могли своевременно предупредить проявления бурных и не контролируемых эмоциональных реакций.

На доске изображается мишень, мячики с песком ударяются об нее и отскакивают с силой, пропорциональной силе броска.

В начале упражнения детям объясняется, что раздражение - это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень. Затем ведущий предлагает детям сделать то же самое, просит подумать и высказать что-нибудь, что не очень сильно раздражает или злит его. Со словами: «Я разозлился сильнее, когда...» - все поочередно бросают мешочки все с большей силой. Наконец, дети бросают мешочки изо всех сил: «Я разозлился очень сильно, когда...». Упражнения повторяются несколько раз.

«Разрывание бумаги» (Кэти Дэйвис) (Kathy Daves)

Для этой техники необходимы старые газеты и журналы, ненужная бумага. В начале ведущий спрашивает у детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объясняет, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем ведущий начинает разрывать бумагу. Дети присоединяются к нему и вместе бросают кусочки бумаги в круг в центре комнаты, затем кусочки подбрасывают вверх. Дети делают кучки и прыгают в них, обсыпают ими друг друга. Это упражнение вызывает у детей радость, восторг и одновременно дает выход агрессивной энергии.

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними - подушки. Закрывая глаза, они начинают со всей силой бить подушки руками, а ногами по полу с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 2 - 3 минуты, затем дети по команде ведущего ложатся в позу «звезды», широко раздвинув руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

«Брыкание»

Дети разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего.

Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!». Упражнение длится 2 минуты, затем пары меняются ролями.

«Ругаемся овощами»

Ведущий предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - морковка», «Ты - редиска», «А ты - репа» и т.д.

Замечание: можно ругаться и фруктами и одеждой и многое другое. «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты,...солнышко!” Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Жужа” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

“Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”. Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

«Мусорное ведро»

Детям выдаются пиктограммы с выражением злости, гнева, раздражения. Ведущий предлагает детям избавиться от этих отрицательных эмоций, как от мусора, который засоряет людей. Дети рвут пиктограммы на мелкие кусочки, выражая свое неудовольствие чем-либо и выбрасывая кусочки бумаги в ведро.

«Тигр на охоте»

Взрослый - тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает ребят охоте. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра. Тигр очень медленно выставляет лапу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, затем другую, подгибает голову, выгибает спину и медленно, осторожно крадется к добыче. Сделав 5 - 6 скачков, он группируется, поднимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич «Ха!». Тигрята повторяют.

«Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи!»

Ведущий говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте, устроим соревнование, кто громче зарычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть

раздается самое громкое рычание». Нужно просить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседа. Паровоз едет по помещению в различных направлениях, то быстро, то медленно. В конце игры происходит «крушение», и все валятся на пол.

«Мое настроение»

Для упражнения необходимы мелки, гуашь, фломастеры, цветные карандаши и бумага. Ведущий предлагает детям нарисовать на листе злость, доброту, радость, грусть, гнев, восторг и др. Затем предлагает детям вспомнить ситуацию или событие, которое вызвало у них гнев или злость и отразить свое состояние в рисунке.

Два барана” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”. Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

“Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Попроси игрушку, 1” (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику «1»: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю». Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется

это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Попроси игрушку, 2” (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

Прогулка с компасом” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туристы не могут общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Зайчики” (Бордиер Г. Л. и др., 1993)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

Кроме упражнения “Зайчики” рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе “Как играть с тревожными детьми”. “Я вижу...” ( Карпова Е.В., Лютова Е.К. 1999)

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очерединазывают предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: “ Я вижу...” Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Толкалки” (Фопель К., 1998)

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”. Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Рубка дров” (Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

Скажите следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!” Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Головомяч” (Фопель К., 1998)

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: “Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате”. Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!