Упражнения на развитие силы голоса
Громко – тихо
ЦЕЛЬ: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
МАТЕРИАЛ: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: "Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"
"А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"
Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка - тихо".
Идите с нами играть
ЦЕЛЬ: Выработка умения пользоваться громким голосом.
МАТЕРИАЛ: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
ХОД ИГРЫ: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе со взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.
Не разбуди куклу
ЦЕЛЬ: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
МАТЕРИАЛ: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например: кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.
ХОД ИГРЫ: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит: "Катя гуляла, теперь она устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.
Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.
Кап - кап - кап
ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.
МАТЕРИАЛ: Картинка с изображением дождя.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит:
- Дождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап".
Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".
- Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!"
Ребенок повторяет громче: "Кап-кап-кап!"
- Опять тихо капает дождик и перестал!
В конце игры взрослый читает потешку:
- Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе с взрослым повторяет звукоподражание "кап-кап-кап".
Кто как кричит
ЦЕЛЬ: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить "тоненьким" и низким голосом.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и других животных разных размеров.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. "Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит "пи-пи-пи" (произносит звукоподражание "тоненьким" голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама принесет еду. Как тоненько пищит птенчик?" Ребенок говорит тоненько "пи-пи-пи".
"В это время прилетела птичка, дала птенчику поесть и запищала "пи-пи-пи" (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?" Ребенок повторяет " пи-пи-пи ".
"Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится "тоненьким" голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?" Ребенок воспроизводит образец взрослого. "Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится более низким тоном). Как кошка мяукает?" Ребенок повторяет "мяу-мяу-мяу".
Взрослый продолжает: "А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел". Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает: "Как кошечка мяукает?" Ребенок, понижая голос, говорит "мяу-мяу-мяу".
Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.
Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.
Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2-3. При тихом произношении звуков ребенок не должен переходить на шепот.
Тук – тук
ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков "Т" и "К". Развитие чувства ритма.
МАТЕРИАЛ: Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку молоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку:
- Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: "Тук-тук-тук!"
Ребенок имитирует постукивание: стучит кулачком-молоточком по второму кулачку и говорит: "Тук-тук-тук!" Взрослый:
- Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит "Тук-тук!"). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит "Тук-тук!").
Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.
Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать "тихим" молоточком, если у ребенка тихий голос, его просят "постучать" погромче.
Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка:
- Сейчас я буду стучать быстро, а ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о кулачок.
Выполняя задание, ребенок должен произносить "Тук-тук-тук" в быстром темпе.
- А сейчас мой молоточек застучит медленно - "Тук...тук...тук..." - говорит и показывает взрослый. - Пусть и твой молоточек звучит так же.
Ребенок повторяет.
В конце занятия взрослый дает ребенку постучать своим молоточком.