СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека: "Упражнения на развитие произвольного внимания".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека: "Упражнения на развитие произвольного внимания".»

Упражнения на развитие произвольного внимания

ВАЖНО!!! (Для ВСЕХ заданий)

  • Вы должны обращать особое внимание на то, правильно ли ребенок понял инструкцию к каждому заданию. Проверочный вопрос: «Повтори, пожалуйста, что тебе сейчас необходимо сделать».

  • Все задания ребенок должен выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО. В ином случае занятия не имеют смысла.

  • Если ребенок не справляется с заданием, повторите его еще раз, дайте ему еще одну возможность. Если не получится и тогда, то сделайте задание вместе. Важно, чтобы у ребенка был положительный опыт выполнения задания.

  • Недопустимо ругать ребенка за ошибки – это будет снижать его мотивацию к выполнению заданий. Ошибки неизбежны, так как мы еще только развиваем психические процессы ребенка, а не уже развили.

  1. «Рисуем по клеточкам» (прил №5 – примеры узоров)

Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрывая карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Теперь попробуй продолжить рисовать такой же узор сам.

Возможно использование различных узоров. Методика называется «Графический диктант» (можно найти в Интернете различные варианты рисунков).

  1. «Копирование» (см. приложение №1)

Нарисуйте на листке различные геометрические фигуры. Ребенку нужно перерисовать их на свой листок, соблюдая размеры. В первый раз можно рисовать вместе, проговаривая, сколько клеток занимает каждая сторона фигуры и т.д. Задания с перерисовками также развивают моторику.

  1. «Необычное письмо»

Заранее на отдельном листке напишите сточки из букв (не слов!). Ребенку: «Посмотри внимательно на листок и скопируй строчки. Важно не пропустить ни одной буквы. После выполнения возьмите цветную ручку и вместе с ребенком исправьте ошибки, обращая на них внимание. Примеры строк:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕПКТАНЕДДАЗЗЕ

2. ЕНАЛСВЫТАДФКЕРТ АНЕРЕНПОРГЖ ЕТАЛЬТРАМЦАСММД УСОКГАТАПХ

3. ЛИММОДОРРА КЛАТИМБТОРК

4. РЕТАБРЕГТМА НРОРАСОТАНКРНА

5.ДБЕББАРУГВКВА ЛГИЛААХРАФЗДМ

  1. «Поймай слово»

Сейчас я буду тебе читать слова, среди которых нужно выбрать и сосчитать слова, начинающиеся на заданную мной букву. Общее число слов ребенок записывает. Оптимальное количество слов, спрятанных среди других, не больше десятка (называйте любые слова).

  1. «Скопируй точки» (прил. №2)

Разделить листок на две части (левую и правую) и эти части разделить пополам линиями. Задание ребенку: в левой части нарисованы точки, расположенные над и под чертой. Посмотри внимательно. В правой части точек нет. Тебе нужно в правой части листа нарисовать точки в таком же количестве и на тех же местах, что и в левой части.

  1. «Найди отличия» (прил. №3 – не очень хорошее, лучше другие найти)

Ребенку предъявляются две картинки с невыраженными отличиями, которые необходимо найти.

  1. «Раскрась по маршруту». (прил. №4)

Рисуете на листке ряды фигур. Ребенку: «Перед тобой фигуры, тебе нужно будет по моей команде закрашивать некоторые из них. Будь внимателен. Говорить буду один раз. Например:

  1. Закрась во втором ряду первую фигуру.

  2. Закрась в первом ряду третью фигуру, а в третьем ряду последнюю фигуру. И т.д.

Простые инструкции можно говорит только один раз, настраивая детей заранее на восприятие. После каждого задания необходимо проверять его выполнение.

  1. «Наблюдательность»

Предложите ребенку по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу и т.д., то есть то, что он видели сотни раз. Такие описания ребенок делает устно, а затем вы вместе дополняете пропущенные детали.

  1. «Найди лишнюю букву»

Предлагаете ребенку внимательно посмотреть на таблицу с буквами и найти «лишнюю», а затем из всех лишних букв составить слово (таблицы пишите печатными большими буквами в столбик как на образце, все буквы одного цвета)

В В Б В В В В ОООСООО

ЛЛЛЛЛЛА

Х У Х Х Х Х Х КККНККК

А А Л А А А А ХХХКХХХ

Н Н Н Н Н К Н НННИННН

Д Д Д А Д Д Д


  1. «Запрещенные числа»

Ребенку: сейчас я буду задавать вопросы, а ты быстро давать на них ответы. Но при этом необходимо соблюдать 2 правила:

  1. нельзя использовать числа 2 и 4

  2. нельзя повторять одно и то же число, если ты уже его один раз называл

Сколько пальцев на одной руке? (возможный ответ – пять)

Сколько лап у собаки? (столько же, сколько и у кошки)

Сколько будет три плюс три? (шесть)

Сколько ног у курицы? (пара)

Сколько тебе лет? (немного)

Сколько звезд на небе? (очень много)

Сколько будет 2 плюс два? (столько же, сколько три плюс один)

Сколько глаз у бегемота? (столько же, сколько и у меня)

Сколько будет, если к двум прибавить три? (столько же, сколько три плюс три и минус один)

  1. «Буквы заблудились»

Предложите ребенку «исправить» слова, которые обменялись буквами и поставить буквы на «свое место». Важно, чтобы ребенок показывал вам те слова и те буквы в них, которые нужно поменять (а не угадывал). Делайте слова по очереди и внимательно следите, чтобы ребенок делал правильно.

ЯБЛОНО

БАКАН

ДОРОКА

БОРОСА

ВОКЗАГ

ДОРОЛА

  1. «Общий звук»

Предложите ребенку определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворении. (Слушай внимательно!). Если ребенок отвечает неправильно, прочитайте еще раз.


1. Класть в карман братишка рад

Все, что видит, все подряд.

Есть в кармане и конфета, И коробка для крючков,

И старинная монета, и четырнадцать значков…

Брата спрашивает Ирка:

- А когда в нем будет дырка?

(звук Р)


2.Разноцветная метель,

Красных листьев карусель.

В желтых платьях все деревья,

А в зеленом только ель.

(звук Л)


Упражнения на развитие произвольного запоминания

  1. «Что изменилось?» (прил. №6)

Подготовить два несложных рисунка одинакового содержания, но с небольшими изменениями. Подпишите рисунка «№1 и №2» на обратной стороне рисунков. Изначально положить рисунки перед ребенком рисунком вниз, вверх пустой стороной.

Инструкция 1: Перед тобой лежат два листа, смотри – каждый имеет свой номер. По моей команде переверни лист №1 и постарайся запомнить картинку, изображенную на нем. Как только я скажу стоп, переворачивай картинку рисунком вниз. Начали! Время запоминания 15-30 сек.

Инструкция 2: По моей команде переворачивай лист №2 и, глядя на рисунок, ищи изменения. Отмечай их на рисунке цветным карандашом. Начали!

  1. «Пиктограммы»

Подготовить различные словосочетания или абстрактные слова (яркое солнышко, любовь, дружба, уважение, помощь, грусть, смелый, хороший день, ласковый, небрежный и т.д.). Ребенку: сейчас я буду зачитывать тебе слова или словосочетания. Тебе нужно будет к каждому из них нарисовать знак, символ, в общем, небольшой рисунок, так, чтобы потом , глядя на него, ты мог бы вспомнить то слово, которое я тебе назову. Каждому слову присваивается номер, который должен соответствовать номеру рисунка ребенка. Ребенок воспроизводит слова или словосочетания минимум через полчаса, можно и через более большой промежуток времени (на следующий день, через несколько дней). Должно быть 10 слов или словосочетаний.

  1. «Послушай и ответь»

Ребенку: сейчас я прочитаю тебе предложения, послушай его внимательно и постарайся запомнить. После тебе нужно будет ответить на вопросы к этим предложениям. Будь внимателен, читаю только один раз. Темп чтения – невысокий, ответы ребенок может самостоятельно записывать в тетради. Предложения могут быть любыми, например: На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля. Сколько было детей? Сколько было девочек? Вскоре пришли Дима и Вера. Сколько детей стало? Сколько среди них стало мальчиков.

В зоопарке дети увидели: оленя, тигра, страуса, пингвина, волка.

  • Сколько было птиц?

  • Какие животные живут в России?

Затем дети увидели рысь и зайца

  • Кто из животных питается мясом?

  • Сколько всего животных увидели дети?


  1. «Подбери слово» (логическое запоминание)

Ребенку: сейчас я начну произносить слова, а ты, услышав, запиши такое слово-подсказку, которое поможет вспомнить слово, которое я произнесла. Проверить правильно ли ребенок понял инструкцию. К каждому слову (обязателен номер слова – первое, второе…) ребенку нужно подобрать слово- подсказку, записывает сам, в тетради под номерами к каждому слову. Затем по словам-подсказкам ребенок называет слова. Примерный набор слов:

  1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед

  2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

  3. Число, хор, камень, дом, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

  1. «Запомни и ответь»

Подготовьте рисунок, картинку средней сложности (не элементарную!). Положите перед ребенком рисунком вниз, белой стороной вверх. Ребенку: по моей команде, ты перевернешь листок и в течение одной минуты рассмотрите рисунок. Постарайся запомнить то, что изображено на рисунке. Внимание, начали! По истечении времени попросить перевернуть листы рисунком вниз. Теперь я буду задавать тебе вопросы к рисунку.

  1. «Запомни все» (зрительная память)

Выставляете в один ряд 6-8 картинок с изображением самых различных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5-10 секунд, после чего картинки убираются (закрываются) и ребенку предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены.

  1. «Крестики». Выполняется вместе с ребенком или в парах.

Нарисуйте и расчертите квадрат как в игре «крестики-нолики». В этих клеточках вы рисуете крестики (для начала 2 крестика, потом 3, потом 4, соответственно увеличивая квадрат). Вы показываете ребенку свои крестики (свой рисунок) ровно на одну секунду. И он должен воспроизвести ваш рисунок на своем чистом расчерченном квадрате.

  1. «Каскад слов» (слухоречевая память)

Ребенку: сейчас ты должен повторять за мной слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три и т.д.

Огонь

Огонь, дом

Огонь, дом, конь

Огонь, дом, конь, гриб

Огонь, дом, конь, гриб, мел

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна


  1. «Запомни фразы» (слухоречевая память)

Ребенку: сейчас я произнесу по очереди 5 фраз, а ты их должен запомнить и повторить.

  1. Мальчик рисует

  2. Девочка шьет

  3. Папа отдыхает

  4. Мама готовит

  5. Бабушка читает.

Если у ребенка возникают сложности, то пусть нарисует к каждой фразе рисунок, а затем вспоминает фразу по рисунку.

  1. «Запомни рассказ»

Обязательно читайте ребенку небольшие рассказы, стихи, песенки. Необходимо читать с выражением, для того чтобы у детей была активизирована не только логическая, но и эмоциональная память. Например:

Высоко в горах живет горный баран. В небе кружит большой орел. Внизу по деревьям прыгают ловкие обезьяны. Вдруг маленькая обезьяна запрыгнула на высокое дерево. Камнем упал орел вниз и схватил ее острыми когтями. Взрослые обезьяны стаей набросились на орла. Орел вырвался и улетел. С тех пор орел никогда не нападал на смелых и умных обезьян.

  1. «Картинки» (вариант «Запомни все»)

Последовательно покажите ребенку не менее 10 картинок с хорошо знакомыми предметами (время показа каждой картинки 1-2 секунды). После просмотра всех десяти картинок дети должны назвать или записать предметы, которые они запомнили. Порядок называния не имеет значения.

  1. «Запоминание пар слов»

Последовательно называете ребенку несколько пар слов. Например: волк-заяц, лиса-медведь, еж-лось, нора-дупло, змея-олень и т.д. Ребенок должен прослушать все пары. Затем вы называете ему 1-е слово из пары, а он должен назвать 2-е слово. Говорите четко, размеренно (не слишком быстро, но и не медленно), делая промежутки между парами в 1-2 сек.


Упражнения на развитие моторики

  1. «Колечко»

Поочередно и постепенно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно. Упражнение повторяется 8-10 раз.

  1. «Закрась фигуры» (см. прил.№7)

Подготовьте 6 рядов фигур для раскраски (ряды должны быть с одинаковыми фигурами). Например, в такой последовательности: 1-я квадрат,2-я треугольник,3-я шестиугольник, 4-я пятиугольник, 5-я круг. И таких шесть рядов.

Ребенку: посмотри, перед тобой нарисованы несколько рядов фигур. Возьми цветной карандаш в правую руку (для левшей тоже). Закрась первый ряд фигур так, чтобы линии не выходили за контур, а внутри контуров фигур не было пробелов. Начали…Затем разбираем вместе ошибки и обращаем на них внимание ребенка. Далее: возьми карандаш другого цвета в левую руку и постепенно закрась фигуры второго ряда. Важно! Рисуем карандашами, а не фломастерами или ручкой. Обращайте внимание ребенка на качество выполнения задания, особенно левой рукой.

  1. «Художники». (прил. №8)

Перед ребенком бланки, на которых размещены два одинаковых рисунка.

Инструкция 1: Посмотри на верхний рисунок, возьми цветной карандаш в правую руку и раскрась части рисунка (любые на ваш выбор). Линии не пересекать, закрашивать без пробелов. Время выполнения 5 мин.

Инструкция 2: Теперь возьми цветной карандаш в левую руку, и закрась на нижнем рисунке те же части, что и на верхнем. Время выполнения 5 мин.

  1. «Копирование по точкам» (+ внимание) (прил. №9)

Ребенку: посмотри на фигуры, изображенные на листе. Эти фигуры нарисованы путем соединения разных точек. В правой части листа нарисуй точно такие же фигуры, соединив соответствующие точки. Обрати внимание на размер и расположение фигур. Это очень важно. Давай разберем сначала вместе на примере… После выполнения вместе на примере разбираете ошибки, обращаете внимание ребенка на неточности. Затем он работает самостоятельно.

  1. «Рисуем двумя руками» (прил. №10)

Раздаем ребенку бланк. Ребенку: перед тобой на листочках ряды в клеточку. В этих рядах нарисованы линии. Возьми в руку простые карандаши и от середины строчек к краям прочерти линии так, как они нарисованы на образце. Сначала от середины к левому краю левой рукой, затем от середины к правому краю правой рукой. Можно потом предложить ребенку рисовать обеими руками одновременно.



Упражнения на развитие мышления


  1. «Рисунок с противоположным свойством».

Ребенку: сейчас я нарисую тебе фигуру, и тебе нужно будет нарисовать в тетради фигуру, отличающиеся от моей фигуры по каком-нибудь признаку. Нарисуйте, например, зеленый большой круг. Ребенку: измени эту фигуру по 3 существенным признакам (объясните, что такое существенные признаки). И он вам должен нарисовать, например, маленький синий треугольник. Далее работаем также с треугольником.

  1. «Сравни»

Сказать ребенку 2 понятия или положить на стол два предмета. Ребенку: давай попробуем сравнить эти два предмета (слова). Найдем, что в них общего и чем они отличаются. Перед тем как спрашивать дайте ребенку время подумать и лучше вместе записывать сходства и отличия в 2 колонки.

Чашка и стакан, яблоко и груша, помидор и яблоко, тарелка и миска, кофта и свитер, стул и кресло, грузовик и легковая машина, самолет и птица и т.д.

  1. «Четвертый лишний» (прил. №15)

Дать ребенку бланк со строчками из четырех слов. Ребенку: посмотри, перед тобой строчки, состоящие из четырех слов. В каждой строчке одно слово лишнее. Догадайся, какое слово лишнее и вычеркни его. После выполнения задания обсуждаете с ребенком ошибки.

  1. «Найди пару» (прил. №11)

Дать ребенку бланк. Ребенку: посмотри на рисунки. Верхняя картинка парная и эта пара составлена с определенным смыслом, логикой. Нижняя картинка пары не имеет. Для нее, из пяти картинок, нужно найти такую, чтобы логика составления пары для нижней картинки, была такая же, как и логика составления пары для верхней картинки. Разберите один пример вместе.

  1. «Найди существенное» (прил. №12)

Дать ребенку бланк. Инструкция: посмотри на листочек, перед тобой несколько строчек. В каждой строчке написано слово, а в скобках еще несколько. Тебе нужно для слова, стоящего перед скобками, выбрать одно самое важное, самое существенное слово. Разберите вместе пример, объясните почему именно это слово оказалось самым подходящим. После выполнения задания обсудите вместе ошибки.

  1. «Закономерности» (прил.№13)

Дать ребенку бланк. Инструкция: посмотри, на рисунки. Обрати внимание, как изменяются рисунки (фигуры) в рядах. Найди закономерность и отметь нужную фигуру (рисунок) среди предлагаемых.


  1. «Ребусы» (прил.№14)

Дать ребенку бланк с ребусами, обсудить правила решения ребусов

  1. «Часть – Целое»

Ребенку: сейчас я буду называть тебе предмет, а тебе нужно угадать частью чего этот предмет может быть и написать в тетради. Например, Ветка (дерево), страница (книга), и т.д.

  1. «Угадай по признакам»

Ребенку: сейчас я буду говорить тебе признаки предметов, а тебе нужно догадаться, что это за предметы. Называете один раз, а ребенок записывает в тетрадь правильный по его мнению ответ. Например, острая, тонкая, стальная, небольшая, колющая (иголка) и т.д.

  1. «Назови одним словом»

Ребенку: сейчас я тебе буду говорить тебе несколько слов, а ты подберешь к ним обобщающее слово или словосочетание.

Например, щука и окунь, тарелка и ложка, стол и стул, октябрь и февраль, весна и лето, олень и медведь, липа и осина, арбуз и вишня, цветок и дерево, гусь и корова и т.д.

  1. «Склеенные слова» (логическое мышление)

Пишите детям на листке «склеенные» слова. Ребенку необходимо:

  1. отделить слова друг от друга вертикальной чертой

  2. посчитать общее количество слов в каждой строке

слонкорова,

туфликорзиначасы

фартукписьморадугасвет

песнякроватьсанкимедведьчерепаха

коверпонисамолетперчаткисекундамальчики


  1. «Логические задачи» (логическое мышление)

Предложите ребенку решить задачи. Для решения каждой задачи дается 2 минуты. Если ребенок не справляется с решением задачи самостоятельно, то обязательно разберите и решите задачу вместе.

  1. Лиза, Ира и Наташа жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, дом № 2 – высокий деревянный, дом № 3 – невысокий каменный. У кого какой дом, если у Иры и Наташи высокий, а у Наташи и Лизы – каменный?

  2. Два мальчика любили ходить в кино, а два – в театр. Их звали Сеня, Митя, Рома и Максим. Кто куда любил ходить, если Сеня с Митей и Митя с Ромой отдыхали по-разному, а Митя любил ходить в кино?


  1. «Что можно нарисовать?» (аналитико - синтетическая деятельность)

Нарисуйте на листе бумаги несколько квадратов и спросите у ребенка: «Что можно нарисовать из квадрата?». Он предлагает свои ответы (печенье, окно, телевизор). Вместе дорисовываете. Затем рисуете несколько овалов и спрашиваете: «Что можно нарисовать из овалов?». И ребенок сам дорисовывает до определенного рисунка.

  1. «Какие слова здесь спрятались?»

Вы пишите на листке крупно и печатными буквами КОЛЕСОКИСЕЛЬНИК.

Ребенку предлагается, используя этот набор букв, составить все возможные слова, используя каждую букву. Порядок букв можно менять. Ребенок может составить такие слова как ельник, колесо, ель, сок, кисель, лес, колос, кино, лесник, лось и др.

  1. «Найди лишнее»

Вы читаете ребенку текст и просите подумать, все ли правильно в тексте.

Пришла весна. Стало тепло. Побежали весенние ручейки по полям. Пожелтели листья на березах. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Прилетели птицы с юга. Птицы вьют гнезда и выводят птенчиков.

Ребенок находит неправильное предложение и объясняют, почему оно будет лишним в тексте.

  1. «Сравни предмет»

Пишите или называете пары слов и предлагаете ребенку подумать и ответить на вопросы:

  1. Чем они похожи?

  2. Чем они отличаются?

Муха-бабочка, дом-сарай, стол-стул, вода-молоко, молоток-топор и т.д.










Прил. №1



























































































































































































































































































































































































































































































































































































Прил. №2

















































































































































































































































































































































































































































































































































П рил. №3














































П рил. №4









































Прил. № 5






























































































































































































































































































































































































































































































































































































Прил №6





















































Прил. 7


















































Прил. 8


П равой рукой





























Л евой рукой























Прил. №9



Прил. №10




Прил. №11









?





1 2 3 4 5




















?





1 2 3 4











Прил. №12



Цветок (ваза, вода, стебель, солнышко)

Город (машины, пешеходы, светофор, здания)

Река (рыба, тина, вода, лодка)

Книга (картинки, сказки, содержание, листы)

Карандаш (точилка, рисунок, грифель, ластик)

Часы (время, браслет, календарь, циферблат)

Сапог (шнурки, каблук, подошва, пряжка)



Игра (мяч, игроки, карточки, фишки)

Автомобиль (водитель, дорога, колёса, антенна)

Дерево (листья, дупло, плоды, корень)

Задача (класс, тетрадь, условие, учебник)

Концерт (зал, стулья, артисты, билеты)

Рисунок (краски, холст, изображение, фломастер)

Письмо (марки, конверт, почта, текст)

Каникулы (отдых, лето, праздник, подарки)






















П рил. 13













































Прил. № 14







































































































Прил.№15


Дуб, Береза, Дерево, Осина

Часы, Градусник, Прибор, Барометр

Карась, Окунь, Рыба, Щука

Ручка, Карандаш, Фломастер, Ножницы

Чашка, Стакан, Кружка, Тарелка

Футбол, Плавание, Физкультура, Хоккей

Автобус, Троллейбус, Машина, Трамвай

Ель, Сосна, Липа, Кедр

Молоко, Сметана, Хлеб, Сыр

Ловкий, Быстрый, Хитрый, Сильный

Молоток, Топор, Метла, Отвертка

Красный, Светлый, Зеленый, Синий

Столяр, Шофёр, Читатель, Учитель

Генерал, Сержант, Солдат, Полковник

Ручей, Океан, Река, Озеро

Диван, Кровать, Кресло, Раскладушка

Вьюга, Ураган, Дождь, Буря

Лыжи, Коньки, Велосипед, Санки

















21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!