СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей начальной школы»

Пояснительная записка.

 Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении  с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

 Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  • поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);

  • сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);

  • сравнение новой буквы с уже изученными ( Какую букву напоминает новая буква?);

  • поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);

  • конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);

  • печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);

  • распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт  графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Задание 1

Цель: формировать умение находить заданную букву в тексте

Буквы А – зачеркни, буквы У – обведи в кружок, буквы И – подчеркни одной линией.

И О а У у и А О у о и У О И

У О у о и И о у У а а О у о

И А О а о И У А у а О У о а

А у О и у И а у А О У и У а

Задание 2

Цель: формировать умение находить заданную букву в предложенном тексте на время.

Поймай букву.

 Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Подчеркни букву о.

Котенок и щенок

Однажды щенок увидел котёнка. - Как тебя зовут? – спросил щенок котёнка. -Гав, - ответил котёнок. - Чего ты дразнишься? – обиделся щенок. - Это меня так зовут – ГАВ! - сказал котёнок. – Я не хотел тебя обидеть. Давай дружить! Так Котенок и Щенок стали друзьями.

Задание 3

Цель: формировать умение находить одиннаковые буквы

Буквы – подружки.

Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

  Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Найди «подружку» букве, соедини стрелочкой.

А С

И Т

Б А

Г Н

Н Б

С И

Т Г

Задание 4

Цель: освоение написания буквы

Напиши в воздухе.

     Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Задание 5

Цель: развивать зрительную память

Выбирай правильно.

    На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Задание 6

Цель: формировать запоминание графического облика буквы

Как из одной буквы сделать другую.

     На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать,  как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют : «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д.

Дорисуй или убери необходимый элемент у буквы

Г ____

Р____

С_____

Ю______



















Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Упражнения для развития мелкой моторики рук

у детей начальной школы








Подготовила

студентка группы Ш-41

Торкай Галина

преподаватель: Голоскок Г.Н.


Ейск, 2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!