СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения направлены на развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы и привитие интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Упражнения по развитию креативного мышления на уроках русского языка и литературы


Коваленкова Любовь Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ с. Яблочное

Сахалинской области


СЛАЙД 1.Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы.

СЛАЙД 2. "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений". Эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.

В наше время ценятся не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. И общественное развитие, и развитие материальной и духовной культуры, и развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий. Привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на нашу жизнь. Креативное мышление школьников с 2021 года оценивается в рамках исследования PISA. По результатам исследований PISA российские школьники демонстрируют хорошие предметные знания и умения, но уступают в умении мыслить нестандартно, т.е. креативно.

Что такое креативность? Абрахаму Маслоу дал определение креативности как творческой направленности, врожденно свойственной всем, но теряемой большинством под воздействием среды.

Только творчество — это результат деятельности, а креативность — это навык, который можно развить. Далеко не все творчески одаренные люди могут считаться креативными. Важно не просто придумывать идеи, но и прорабатывать способы их реализации на практике.

Креативность — это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции. Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результат - идея.

На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон: применительно к учителям (способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт) и применительно к ученикам (ученики проявляют её, решая задачи неординарным образом).

Зачем учителю формировать у школьника способности к креативному мышлению?

1) привычка размышлять и мыслить креативно – это важнейший источник развития личности учащегося;

2) способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования;

3) креативное мышление - основа для появления нового знания, инновационных идей;

Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на успешность в будущем.

Процесс развития креативного мышления одновременно увлекательный и не очень сложный. Основное препятствие, с которым сталкиваемся и мы, и ученики, – это наш внутренний критик. Мы привыкли поступать по шаблону. И детей учим различным алгоритмам. И сами не решаемся от них отступить. На самом же деле нужно позволить себе и детям хотя бы на время быть несерьезными. И тогда мы сможем научить их выдвигать нестандартные идеи и на их основе разовьём в них свободомыслящую, легко решающую проблемы личность.

Представлю отдельные упражнения, какие-то оставила без изменений, какие-то переработала под свой предмет.

СЛАЙД 3. «Цепочки из ассоциаций» — одно из самых интересных упражнений для развития креативности.

Суть этого задания сводится к следующему: выбираются два-три случайных слова (лучше, если это будет существительные). Ребенку необходимо составить историю, в начале которой было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. Для более чистого упражнения слова выбираются у других учеников. В цепочке может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать лучше с двух-трех.

Например, будем использовать следующие открытые слова-связки: «собака», «лес», «коврик».

«Собака жила в городской квартире. Хозяин её очень любил и часто брал с собой в лес. Ей там нравилось бегать, кататься по земле, играть с опавшими листьями. Уставшая, она возвращалась домой и ложилась на свой любимый коврик».

А можно предложить составить абсурдную историю.

«Собака жила в роскошном замке. Однажды хозяин взял её с собой в лес. Как же она была рада! Здесь она кувыркалась, вдыхала ароматы цветов, играла в прятки с мотыльком. А когда убегала далеко и теряла хозяина из вида, она забиралась на высокую сосну и находила его. Но раздался призывный свист, и она, бросив солнышку воздушный поцелуй, помчалась за хозяином. Вернувшись в замок, она упала от усталости на свой любимый коврик» (Артём, 13 лет)

Это упражнение хорошо предлагать в начале урока. Удивление (мотивация) представляет собой наилучший способ включения обучающихся в учебный процесс с целью активизации поисковой активности и уменьшения влияния информационных нагрузок.

А дальше можно перейти к определению темы урока.

- О ком будет рассказываться в произведении, которое мы сегодня будем изучать? (о собаке, н-р: «Муму» И.С.Тургенев, «Кусака» Л. Андреев и др.)


Следующее упражнение лучше применять по окончании или в процессе изучения произведений.

СЛАЙД 4. «Что, если бы...»

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например:

Что если бы мы все могли читать мысли животных (людей)?

СЛАЙД 5. «Сходства и отличия»

При помощи словаря выберите два любых слова и найдите между ними три сходства и три отличия.

Это упражнение провожу после словарной работы, предлагая выбрать два любых слова и найти между ними три сходства и три отличия. Например, достопримечательность и талантливый (человек).

Сходства: 1.оканчиваются на мягкий согласный, 2.звуки н твёрдые; 3.безударные гласные И. 4. Их можно увидеть…

Отличия: 1. слова разных частей речи; 2. способы словообразования (сложение и суффиксальный); 3.в слове талантливый нет безударных гласных О. 4. Количество слогов. 5. С талантливым человеком можно пообщаться, побеседовать, а с достопримечательностью нет…

СЛАЙД 6 «Словарик»

Нужно придумать новые слова на основе уже имеющихся и сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.

Это упражнение, можно предложить, например, при закреплении или повторении правописания сложных слов.

1.Образовать слова способом сложения основ с соединительными гласными О/Е – зеброшарф – шарф в чёрно-белую полоску, любокласс – класс, который любят, солнцеткань – жёлтая ткань, песнелейка – песня, которая льется, большенос – большой нос). Учащимися выбираются наиболее интересные слова, затем их записывают и обозначают орфограмму.

2. Образовать слова способом сложения начальной части слова с целым словом. Здесь ребят было не остановить. Они выложили все свои увлечения: ТехДаниил – Даниил, который любит технику, футДима – Дима, который любит футбол, литАрина – Арина, которая любит литературу);

3. Особое место занимает группа слов на сложение с ПОЛ- и ПОЛУ-. Мысленно представьте, что вы смотрите в зеркало, видите свое лицо. Составьте новые слова, используя части ПОЛ-, ПОЛУ- и части лица. Ваши слова в качестве примеров будем записывать в кластер – СЛИТНО, ЧЕРЕЗ ДЕФИС, РАЗДЕЛЬНО.

Сначала выслушиваем всех, а потом выбираем самые креативные.

(Полнос, полглаз, полуглаз, полунос, полулоб, полубровь, пол-лоб, пол-ямочки, пол-ланит, пол дремлющего глаза, пол отмороженного носа) На лице нет слова, начинающегося с прописной буквы. Придумать. Записываем и обозначаем орфограмму.

СЛАЙД 7 Очень интересное упражнение «Аббревиатура».

Предлагается записать 1-2 коротких слова из трёх букв. Затем необходимо к каждому придумать расшифровку, как будто это аббревиатура. (ДОМ – Дежурный отряд ми-ми-мишек. Дорожный объезд для мотоциклов. Доставка отпетых мартышек. Древний отряд мамонтов.) (НОС – Научное объединение санитаров. Новый образ семьи.) При записи расшифровки отрабатывается правописание данных аббревиатур.

СЛАЙД 8 «Буквенный бенефис»

Задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну и ту же букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Нужно постараться, чтобы оно было осмысленным, но сильно к смыслу не следует придираться.

Это упражнение можно использовать при изучении любой темы морфологии, синтаксиса. Например, тема причастие и причастный оборот. Светит солнце, сильно слепящее сов синим светом. Или Гордо грустившая Галя губит гнездо грачат. Или Злата задёргала зелёный зонтик, зацепившийся за золотой звонок. Выбирается лучшее. Это предложение записывается, производится синтаксический разбор. Знаки препинания объясняются графически.

СЛАЙД 9 «Ассоциации»

Придумать как можно больше ассоциаций к слову. Условие: начинать нужно с самых очевидных, а потом стараться как можно дальше уйти от них. Например, ассоциативный ряд к словарному слову «тетрадь»: листы, бумага, линии, белый, слова, дневник, сочинение, шуршание, крошки, пятно, рана. «президент» в значении глава государства (России) – Путин, Россия, страна, власть, закон, конституция, политика, выборы, управление, ответственность, борец, спортсмен, хоккей, щука, тигр, тайга, отдых. (можно дополнить визуальным рядом).

Программа развития творческих способностей может включить и такое упражнение

СЛАЙД 10 «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку.



Вот предположительный перечень вопросов:

- Какие предметы или живые существа действуют одинаково? (Самовар и вулкан) (муха и змея), (кошка и змея)

- У предметов есть похожие признаки?

Пытаться угадать, что это за объект?

Определить его в нескольких сравнениях (по одушевлённости, по цвету - зеленый, по форме - круглый, по качеству – мягкий, по наличию хвоста, крыльев, ног и т.д.). Шипит, но не змея, пушистая, но не шиншилла. (но не кролик)

СЛАЙД 11 «Необычное сочинение»

Напишите небольшое сочинение на абсурдную тему. Например: «О детстве Лисицы» (после изучения басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Почему она выросла такой хитрой и умной?

Эти упражнения могут показаться глупыми, но они хорошо развивают способность находить нестандартные идеи.

Но есть и серьёзные работы по формированию креативного мышления.

СЛАЙД 12 Креативное мышление школьников с 2021 года оценивается в рамках исследования PISA, которое включает 4 содержательные области креативного мышления:

Креативное самовыражение:

1а) письменное или устное словесное самовыражение

1b) визуальное самовыражение

Получение нового знания/решения проблем

2a) решение естественно-научных и математических проблем

2b) решение социальных и межличностных проблем

СЛАЙД 13 Задания по всем четырём областям представлены на сайте http://skiv.instrao.ru/ Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы. Например, 

Текст. Комплексное задание «Говорящие имена». 8 класс

Введение.

Писатели часто используют «говорящие» имена, которые многое сообщают читателю. Вы, наверное, помните, что Николай Николаевич Носов наделил говорящим именем каждого малыша-коротыша. Говорящими могут быть не только имена и фамилии людей, но и клички животных, а также другие названия, например, географические. Как вы думаете, зачем писатели используют такие имена? Что они хотят этим нам сказать? + ИЛЛЮСТРАЦИЯ всех героев Незнайки. (каким видом деятельности занимаются, какой род занятий, помочь понять характер героя, какими качествами наделены, помочь понять отношение автора к героям)

Письменное самовыражение. Задание 1/4.

Воспользуйтесь текстом, спроецированным на доску. (Герои русских народных сказок В русских народных сказках говорящие имена помогают отделить положительных героев от отрицательных. Положительные герои, как правило, носят имена, вызывающие уважение и добрые чувства, – Василиса Премудрая, Марья Искусница, Сестрица Алёнушка, Финист-Ясный Сокол, Никита Кожемяка и другие. А если персонажа сказки зовут Баба Яга, Лихо Одноглазое, Кощей Бессмертный или Змей Горыныч, тут читателю впору насторожиться.)

Запишите свой ответ на вопрос. О чём ещё могут сообщить читателю прозвища и имена литературных героев или говорящие названия населённых пунктов, которые авторы используют в своих произведениях? Предложите три разные идеи о роли говорящих имён в художественных произведениях и поясните их примерами. Идеи должны как можно больше отличаться друг от друга.

Пример ответа. Они помогают выделить положительного героя. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» такого героя зовут Гриша Добросклонов.

Закончите предложение. Говорящие имена в художественных произведениях авторы могут использовать, чтобы …. Запишите свой ответ.

Идея 1: выразить отношение автора к герою

Идея 2: помочь понять о каком характере будет идти речь

Идея 3: определить род занятий

Письменное самовыражение. Задание 2/4.

Воспользуйтесь текстом (на доске: 1.В сказках. 2. В комедиях. 3. …..

Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Восьмиклассники обсуждали вопрос, в каких произведениях можно чаще встретить говорящие названия. Ваши друзья предложили две идеи, записанные на доске. Вам нужно подобрать и добавить к списку ещё одну, третью идею, которая как можно больше отличалась бы от обеих идей ваших друзей. Какую идею из приведённого ниже списка следует выбрать?

Выберите из приведённого ниже списка идею, которая как можно больше отличается от обеих идей, записанных справа.

Говорящие названия чаще всего встречаются … Отметьте один вариант ответа. А) В волшебных историях б) В юмористических произведениях в) В баснях г) В небылицах

ЗАДАНИЕ 3 / 4

Запишите свой ответ на вопрос. Как вы считаете, какие говорящие имена и названия подошли бы писателю для повести о современных школьниках? Запишите говорящее имя и/или название, о котором подумает не каждый и которое напомнит читателю о любимых занятиях современных школьников. Запишите свой ответ.

ЗАДАНИЕ 4 / 4

Запишите свой ответ на вопрос. Автор набрала большой лист идей об увлечениях современных школьников, о которых стоит написать в повести. Она сократила этот список, оставив 4 идеи. Она хочет выбрать из них наиболее креативную – такую, которая придёт в голову немногим. Отберите из представленного ниже списка ОДНУ наиболее креативную идею и ОДНУ наименее креативную идею. Укажите их номера.

1. Я – хакер

2. Друзья по переписке

3. Проекты DIY (CДЕЛАЙ САМ)

4. Я – будущий шеф. Повар.

Запишите свой ответ.

Наиболее креативная идея № ______

Наименее креативная идея № _____

Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы, воображение же позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Поиск инновационных путей требует от учителя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития детей является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся.

Спасибо за внимание! ‍



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!