УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
Чей одуванчик улетит дальше?
ЦЕЛЬ: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
ХОД ИГРЫ: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
Снежинки
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох |(не добирая воздуха).
МАТЕРИАЛ: Несколько рыхлых кусочков ваты.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на |снежинку?"
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок
МАТЕРИАЛ: Воздушный шарик, вертушка, рожок.
ХОД ИГРЫ: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.
Пузырь
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
ХОД ИГРЫ: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают "пузырь": наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные "трубочкой" (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят "ф-ф-ф", выдувая воздух в свою "трубочку". Так повторяется 3-4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:
- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит:
- Воздух, выходи!
Все дети сбегаются к центру и произносят звук "т-с-с-с-с", изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Ветерок
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.
МАТЕРИАЛ: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета.
ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики - это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:
- Какого цвета листья на дереве? (Зеленого)
- А на этом дереве, какие листочки? (Желтые)
- На третьем дереве, какого цвета листочки? (Красные)
Взрослый дует на "листочки", показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики; проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от "листочков" до губ ребенка должно быть около 8-10 см.), а также, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч.
Паровоз
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания.
МАТЕРИАЛ: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук "У"), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука "У" ребенок складывал губы "трубочкой". В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате "паровозиком", и ребенок громко подражает гудку паровоза.
Взрослый читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу!
(Т. Волгина)
Осенние листья
ЦЕЛЬ: Обучение плавному, свободному выдоху.
МАТЕРИАЛ: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.
ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: "Смотри, - ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?" Ребенок отвечает: "Очень красивые листья!"
Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.
"Листья, которые мы собрали, - продолжает взрослый, - упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе". Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Птицеферма
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.
МАТЕРИАЛ: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.