СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление Российским государством в 17 веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Управление Российским государством в 17 веке»

Тема: Управление Российским государством в 17 веке.


Цель: Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в середине XVII века и раскрыть суть проводимых реформ.

Задачи: : формирование у обучающихся знаний и новых способов действий по теме «Управление Российским государством в 17 веке

систематизировать знания учащихся о правлении первых Романовых.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1.Начало 17 века для нашей страны был крайне сложным и трагическим. Не случайно этот период вошел в историю под названием Смутного времени. Пресечение династии Рюриковичей сделало московский престол предметом борьбы различных политических сил и авантюристов. В стране свирепствовали голод, полыхали народные восстания, ее территория стала легкой добычей для иностранных интервентов. Само существование Русского государства оказалось под угрозой.

Вспомним события этого периода.

Лист1.1. Установите правильное соответствие:

1) 1589г.     а) начало вторжения иностранных войск в Россию

5) 1613г  б) создание Второго ополчения

3) 1609г.    в) избрание  на царство Михаила Романова

4) 1611г.    г) введение патриаршества


1)1598-1605     а) оборона Смоленска

2)1605-1606     б) период «семибоярщины»

3)1606-1607     в) царствование Бориса Годунова

4)1609-1611     г) царствование Лжедмитрия 1

5)1610-1612     д) восстание под предводительством И. Болотникова


2. Укажите верные утверждения:

а) со смертью царя Фёдора прервалась правящая династия в России

б) настоящее имя Лжедмитрия 1 Григорий Отрепьев

в) Лжедмитрию 1 удалось долго удержаться на московском престоле

д) ослабление центральной власти привело к Смуте

е) вторым избранным царём на русский престол был польский королевич Владислав

ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие


3.Исключите лишнее, объясните свой выбор

Иван IV, Василий III, Борис Годунов, Федор Иванович.

Ответ:

В списке - русские цари рода Рюриковичей. Лишнее имя -Борис Годунов, первый русский избранный царь.


4. Среди причин (1...) нужно назвать династический (2...), который наступил после трагедии в (3...), где убили младшего сына (4...) Грозного, царевича (5...). У царя (6...) детей не было, и после его смерти прервалась династия (7...). На (8...) соборе впервые в истории России был избран (9...), им стал (10...) Годунов.


Лист2.1.Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце X V I века. Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. Неудачи его царствования подготовили почву для появления

самозванца.

A) Борис Годунов

2. «Чудом спасшийся» царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России.

Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность

его не ослабевала.

B) Лжедмитрий I

3. «...был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью».

Б) Василий Шуйский


2.Главным последствием Смуты стало то, что русский народ смог отстоять свою национальную независимость и утвердить на престоле новую династию в лице племянника царя Федора Ивановича –Михаила Романова.

Видео.

Проблема –Какая форма правления установилась при первых Романовых?

- Кем и когда Михаил Романов был избран на русский престол?

- Кто стал фактическим правителем Русского государства при Михаиле Романове и почему?

Сообщение о правлении М.Р. Асипет.


Лист3.Михаил Романов правил 1613-1645 годы. Отец патриарх Филарет правил с сыном, носил официальный титул «великий государь». В 1617 году со Швецией заключен Столбовский мир. Швеция отказалась от Новгорода, но сохранила города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Между поляками и русскими заключено Деулинское перемирие в 1618 году на 14,5 лет. Россия лишилась Смоленска, Чернигова, Северской земли. Владислав не отказался от претензий на Московский престол.


-В первые годы своего правления на чью поддержку опирался Михаил Романов?

В 1613—1622 гг. Земские соборы функционировали постоянно, хотя круг обсуждаемых проблем значительно сузился. Земский собор собирался в основном для решения финансовых вопросов (введения новых налогов, обеспечения армии и т. д.). С 1622 г. более 10 лет он не собирался. Затем деятельность Собора несколько активизировалась, особенно в обсуждении и принятии решений по вопросам внешней политики. Важное место в истории страны занял Земский собор 1649 г., принявший и утвердивший новый свод законов — Соборное уложение, и Собор 1653 г., решивший вопрос о принятии Левобережной Украины в состав России. Однако позже Земские соборы перестали собираться.


-Как называется форма правления, при которой в управлении государством принимают участие представители сословий?


-Василий Шуйский, вступая на престол, целовал грамоту, которая определяла правила его правления, но бояре свергли его. Михаил Романов тоже клялся держать совет с боярами, но в годы его правления царская власть окрепла. Как вы думаете, почему?


3.Лист4.Прочитайте отрывок из сочинения современника и выполните задание.

«Вопрос. Для чего пишется «самодержца»?

Ответ. Как прежние цари, после царя Ивана Васильевича, выбраны на царство: и с них были взяты письма, то им быть не жестоким… без суда и без вины некого не казнить ни за что, и мыслить о всяких делах с боярами и с думными людьми сообща, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делать. А нынешнего царя выбрали на царство, а письма он на себя не дал никакого, что прежние цари давали, и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим, и потому выше пишется «самодержцем» и государство своё правит по своей воле И с кем похочет учинить войну и покой, и по покою что кому по дружбе отдать, или какую помощь чинить , или и иные всякие великие и малые своего государства дела похочет по своей мысли учинить, с боярами и с думными людьми спрашивается о том мало, в его воле, что хочет, то учинить может; однако кого из бояр и из думных, и из простых людей любит и жалует, спрашивает и советует с ними о всяких делах А отец его, блаженной памяти царь Михаил Федорович, хотя «самодержцем» писался, однако без боярского совету не мог делать ничего…»

-Укажите имя упоминаемого в отрывке «нынешнего царя»?

-Укажите годы его правления?

- О каком изменении характера власти по сравнению с предыдущими правлением пишет автор? Приведите подтверждение этих изменений с опорой на текст источника.

Сообщение об А.М.

-За что Алексей Михайлович был прозван Тишайшим?


Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойным.

-Почему уже первые годы правления Алексея Михайловича ознаменовались бунтом?

-Объясните, почему в середине 17 века потребовалось принять новый свод законов в России?

-Какие новые установления были закреплены Соборным уложением 1649года?


Лист5.«О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать...» (из Соборного уложения 1649 г.)

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело…. мыслил и делать хотел, и такого после сыска казнить смерти.

2. Также будет кто при державе царского величества хотеть Московским государством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления начнет рать сбирать … и таковых после сыска казнить…

21. А кто учнет к царскому величеству, или на его государевых бояр, и окольничих, и думных, и ближних людей, и в городах и в полках на воевод, и на приказных людей, или на кого нибуди приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнить

смертью без всякой пощады.

- Можно ли считать, что Соборное уложение 1649 г. Принято под влиянием событий Смутного времени?

- Как защищалась жизнь государя и его приближенных?

- Как вы думаете, почему умысел против государя карался сразу смертной казнью?

5.Укрепление самодержавной власти сопровождалось дальнейшим развитием ритуалов, созданием богато украшенных атрибутов царской власти.


Презентация Алсу.С начала XVII в. был создан так называемый Большой наряд, который использовался в особо торжественных случаях: венчании на царство, приеме послов и т. д. В Большой наряд входили скипетр и держава, сделанные западноевропейскими мастерами, и царский венец, выполненный в 1627 г. по указу царя в кремлевских мастерских иностранными мастерами. Державу украшают сюжетные композиции с изображением эпизодов из жизни библейского царя Давида: помазание Давида пророком Самуилом, победа Давида над Голиафом, возвращение с победой, гонение от Саула. Среди драгоценных камней царского венца особенно выделяются громадные сапфиры. На двухъярусном навершии — редкий по размеру и насыщенности цвета изумруд.


Итог.

- Как вы думаете, Какая форма правления установилась при первых Романовых?

( Романовы вступили на престол в условиях Смутного времени, когда общество раскалывалось на тех, кто поддерживал сильную власть царя, и тех, кто выступал против нее, на тех, кто требовал дальнейшего закрепощения крестьян, и тех, кто боролся с этим. Иван Грозный не смог окончательно подавить боярскую оппозицию. Борьба между самодержцем и боярством прошла красной нитью через все политические конфликты до конца XVII в., когда данное противостояние постепенно осабевало, а значение Боярской думы падало).










































Управление Российским

государством в 17 веке.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!