СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление качеством образования в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида (технологические аспекты).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются технологические аспекты управления качеством образования в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Рассмотрены особенности организации коррекционной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Управление качеством образования в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида (технологические аспекты).»

Управление качеством образования

в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида (технологические аспекты)


Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула



Н.В. Васильева,

заместитель заведующего по логопедическому сопровождению и инклюзивному образованию детей с ОВЗ

МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов, Тульская область



Аннотация. В статье раскрываются технологические аспекты управления качеством образования в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Рассмотрены особенности организации коррекционной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, коррекционно-педагогическая работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения речевого и психофизического развития, комплексное компенсаторное воздействие, коррекция речевого, психофизического развития, коммуникативных, сенсомоторных качеств ребенка с ОВЗ.



В дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) поступают дети с различными нарушениями речи, часто осложненными сопутствующими отклонениями общего психического и интеллектуального развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.

Содержание коррекционной работы в условиях ДОО компенсирующего вида направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания им помощи в освоении программы коррекционно-развивающего обучения. Создание условий для коррекции речевого, психофизического развития, коммуникативных, сенсомоторных качеств ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), дальнейшей социальной адаптации и формирования основ базовой культуры личности.

Выполнение поставленных целей возможно через: комплексное компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ по коррекции речи и базовых психических процессов; сочетание дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии; интегрированные связи между разными сферами деятельности ребенка.

Актуальными в работе педагогов являются следующие принципы:

- развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- коррекции и компенсации, позволяющей определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка;

- принципы индивидуальности, доступности, педагогической конфиденциальности, многоуровневой дифференциации (организация групп по уровню развития).

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала:

- лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей,

- при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОО представляет собой целостную систему, включающую в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Каждый специалист отвечает за объем профильной работы и доминирует в своем направлении. Коллективность, сплоченность, взаимопонимание, персональная ответственность участников коррекционной работы, а также комплексный подход дают возможность правильно и тщательно проанализировать результаты диагностики, объективно выявить причины нарушений, наметить пути психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОО.

Взаимосвязь специалистов в логопедических группах ДОО имеет очень важное значение и является залогом успешности всей коррекционно-развивающей работы. Все специалисты работают в единой сплоченной команде, координации действий которой помогают практикумы, педагогические советы, коллективные консультации, взаимопосещения. Специалистами обсуждаются актуальные вопросы профилактики коррекции речи детей, обеспечивается интегрированное взаимодействие, преемственность.

Особенно значимым является ежедневное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. В логопедической группе оно осуществляется при участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планирования, при совместном выборе методов и приемов работы. Одним из средств осуществления взаимосвязи являются задания логопеда воспитателю, включающие в себя такие составляющие, как логопедические рекомендации по индивидуальной работе с детьми, перечни логопедических пятиминуток, подвижных игр, специальных упражнений, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям. Рекомендации по индивидуальной работе учитель-логопед предлагает ежедневно, остальные задания даются воспитателям один раз в неделю.

Коррекционное воздействие участников образовательного процесса, такое, как «логопед – воспитатель – родители», будет усилено осуществлением взаимосвязи между ними посредством активного применения игр и специальных упражнений, которые использует логопед в подгрупповых занятиях, воспитатель в организованных видах деятельности и свободное время, родители во время домашних занятий.

Для логопедизации работы воспитателя служат логопедические пятиминутки, которые содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, импрессивной и экспрессивной речи, а также неречевых психических функций у детей.

Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия микрогруппами. По методическим рекомендациям логопеда воспитатель использует методы и приемы по проведению индивидуальных занятий. Список рекомендуемой учителем-логопедом литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания воспитанниками.

Взаимосвязь инструктора по физической культуре с учителем-логопедом группы заключается в практическом применении на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе рекомендаций логопеда по постановке правильного речевого дыхания, выполнению элементов звукоподражательных, имитационных упражнений, упражнений для развития общей и мелкой моторики, а также коррекции психоэмоциональной нагрузки.

Инструктор по физкультуре организует совместно с воспитателями физкультурные досуги, спортивные праздники, консультирует по вопросам организации самостоятельной двигательной активности детей, закрепления их умений и навыков. Кроме того, инструктор выступает на родительских собраниях, пропагандирует здоровый образ жизни, выпускает «Листки здоровья» и предлагает разноплановую информацию по укреплению детского организма, здоровья, о значимости физического развития в дошкольном детстве.

Взаимодействуя с медицинской сестрой, инструктор по физической культуре подбирает индивидуальные средства физвоспитания в соответствии с рекомендациями, проводит диагностику уровневых возможностей детей под контролем медсестры, а также контролирует физическую нагрузку во время занятий и режимных моментов, консультируется с педагогом-психологом по вопросам личностных характеристик воспитанников, особенностей работы с гипер- и гипоактивными детьми.

Совместно с музыкальным руководителем проводит утреннюю гимнастику, комплексные занятия, подготовку досугов и праздников. При взаимосвязи музыкального руководителя и учителя-логопеда, первый помогает исправить речевые дефекты детей, используя музыку и движения. Лексические темы, с которыми знакомят детей в группе, музыкальный руководитель закрепляет на своих занятиях. Здесь он придерживается той же тематики при подборе музыкального и литературного материала (песни, хороводы, стихи, загадки, игры).

Речевая основа (база), созданная на логопедических и коррекционных занятиях, позволяет музыкальному руководителю развивать у детей технику речи, ее интонационную окрашенность, ритмическую составляющую, совершенствовать речь в целом. Глубоко погружаясь в лексическую тему, рассматривая ее со всех сторон, музыкальный руководитель в ходе игр и упражнений задействует все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный), совершенствует психологическое состояние.

Музыкальный руководитель рекомендует воспитателю закреплять умения и навыки, полученные на занятиях музыкой, например, закрепление музыкально-ритмических движений, разучивание текстов к играм, стихотворений к утренникам с акцентом на интонационную выразительность речи, элементарное музицирование в группе, отработка правильных окончаний в текстах песен).

Самыми эффективными являются логоритмические занятия, содержание которых планируется совместно с учителем-логопедом и воспитателем. Эти занятия являются неотъемлемой составляющей общей коррекционной работы над вербальной и невербальной стороной речи. Совместно с логопедом и воспитателем музыкальный руководитель обсуждает отдельные задачи, игровые моменты, используемые как на музыкальном, так и на логопедическом и коррекционном занятиях.


Список источников:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник/ Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.

2. Козлова С.А., Флегонтова Н.П. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 202 с.

3.  Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 155 с. 

4. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 302 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!