проект
«…и если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть…» Расул Гамзатов
Паспорт мини-проекта
Название проекта
Язык предков
Тип проекта
- практико-ориентированный;
- межпредметный;
Объект проекта
- внутришкольный;
- среднерочный.
сохранение и развитие родного языка
Предмет проекта
сохранение и развитие родного хакасского языка
Информация о школе
- МБОУ «Аршановская СШ» расположено в сельской местности – 60 км от республиканского центра г. Абакана и 40 км от районного центра с. Белый Яр. В селе Аршаново Алтайского района Республики Хакасия.
- Село многонациональное, основная часть учащихся - учащиеся коренной национальности.
- Большая часть семей относится к многодетным и малообеспеченым категориям семей.
Уровни
образования
Количество обучающихся
2018-2019
учебный год
Начальное общее образование
Основное общее образование
2019-2020
учебный год
93
Среднее общее образование
95
102
2020-2021
учебный год
112
91
18
Всего
98
15
206
12
208
222
Сведения о кадровом составе
Показатели
2018-2019
Укомплектованность штата педагогических работников:
- из них внешних совместителей
- из них административных работников
2019-2020
20
1
3
Уровень квалификации педработников, в том числе:
2020-
2021
20
1
3
высшая категория
первая категория
20
1
3
2
1
соответствие занимаемой должности
10
8
1
12
Имеют государственные и ведомственные награды, Почетные звания (без учета совместителей):
-Заслуженный учитель РСФСР образования РФ»;
13
2
- Грамота МО и Н РФ;
- Грамота МО и Н РХ
1
2
4
3
1
3
6
1
3
6
Учащихся
222
Изучают хакасский язык
99% (220)
Хакасы:
75% (167)
из них изучают хакасский язык
100% (167)
Проблема, ее описание
Следствия проблемы
Не желание учащихся изучать хакасский язык. Из 30 первоклассников хакасской национальности, изучающей хакасский язык в школе, родным языком при поступлении в школу свободно владел только 1 ребенок (3 %). По уровню владения родным хакасским языком большинство учащихся нашей школы относятся к слабо владеющим и не владеющим. Возникает проблема, как обучать родному хакасскому языку учащихся, не владеющих или слабо владеющих языком. Большинство родителей хакасской национальности общаются на русском языке, так как не знают родной язык, тем самым нарушается передача родного языка из поколения в поколения от родителей к детям.
Совокупность причин, в том числе недостаточный престиж хакасского языка (а зачем нам он нужен, спрашивают дети), отсутствие полноценной языковой среды, не способствует росту мотивации и устойчивого интереса детей к изучению родного хакасского языка и литературы.
- Низкая мотивация детей (при стабильно высоком качестве знаний по хакасскому языку и литературе);
- конфликтные ситуации с родителями;
- не желание педагогов принимать участие в конкурсах по хакасскому языку.
Причина
Не интересно
Не пригодится
Не престижно
НЕ…
Не доступно всем
Не понимаю
Не нужный предмет
Не нагрузка для детей
Нет языковой среды
Цель проекта
Создать условия для сохранения и развития родного (хакасского) языка, национальной культуры и национальных традиций.
Задачи проекта
- Разработать индивидуальные карты методического сопровождения педагогов;
- Совершенствовать систему наставничества в школе и на уровне муниципалитета;
- Внедрять сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями;
- Развивать работу по преемственности между уровнями образования в школе по преподаванию родного языка, а также с дошкольным учреждением «Торгайях».
2. Работа с родителями:
- Привлекать родителей к проведению и подготовке мероприятий этнокультурной направленности проводимых в школе;
- создать клуб для родителей «Хакасский язык – это интересно»
- организовывать систематические дни открытых дверей для родителей учащихся (по ситуации);
- проводить активную информационную пропаганду среди родителей по средствам информационных ресурсов.
3. Работа с учащимися:
- Повышать интерес учащихся к изучению родного языка через урочную, внеурочную деятельность и программ дополнительного образования детей;
- поощрять учащихся за активное участие в мероприятиях этнокультурной направленности.
Обоснование проекта
нормативно-правовое
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666;
Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
финансовое
Кабинет хакасского языка №22 (телевизор, принтер, компьютер) имеется;
Заправка картриджей – Разрез «Майарыхский»;
Бумага, цветная бумага – бюджетные средства+ «Аршановский сельский совет»
организационное
Администрации школы;
творческая группа учителей;
Районное и школьное методическое объединений учителей хакасского языка.
Сроки реализации. Жизненный цикл проекта
2021 – 2022 учебный год
Направления мероприятий
Система мероприятий в рамках проекта.
Работа с педагогами
Повышения квалификации учителей хакасского языка, посещения различных мастер-классов, обучающихся семинаров по применению современных педагогических технологий на уроках хакасского языка.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в процесс изучения родного языка, для развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Совместно с родительским комитетом школы организовать родительские чаты «Хакасский язык родной язык», где будет размещена полная и достоверная информация по изучению хакасского языка, памятки о значении родного хакасского языка, голосовые мессенджеры, где учителя хакасского языка показать родителям наглядно, как правильно произносить слова в стихах, разъяснительные буклеты, фотографии различных мероприятий школьного, муниципального, республиканского уровней этнокультурной направленности. Заинтересовав родителей, мы получим союзников для развитие творческих, коммуникативных навыков учащихся, дальнейшего изучения и углубления знаний хакасского языка.
Сроки реализации. Жизненный цикл проекта
2021 – 2022 учебный год
Направления мероприятий
Система мероприятий в рамках проекта.
Работа с учащимися
Увеличение доли учащихся, принимающих участие в олимпиадах по хакасскому языку, конкурсах, мероприятиях этнокультурной направленности.
Организация на базе нашей школы круглого стола с известными людьми села Аршаново, деятелями искусств, спорта РХ.
Воспитательные мероприятия, недели хакасского языка в школе проводить на хакасском языке. Для повышения интереса учащихся к изучению родного края, планируем посещение краеведческого музея (г. Абакан), Хакасского драматического театра, поездки в национальный заповедник «Хакасский», встречи с известными работниками культуры и искусства и т.д.
Показатели эффективности реализации проекта
Показатель
до
Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по приобщению к духовным и языковым ценностям для достижения целей духовно-нравственного воспитания
после
43%
Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсах, проектах, акциях, направленных на сохранение и развитие родного (хакасского) языка
60%
Доля педагогических работников общеобразовательной организации (учителя хакасского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, начальных классов, педагоги дополнительного образования), которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория
57%
Доля педагогических работников, охваченных повышением квалификации по вопросам сохранения родного языка
Доля участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Родной язык», «Родная литература» от общего количества обучающихся
78%
76%
Доля победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Родной язык», «Родная литература» от общего количества участников
Доля участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык», «Литература» от общего количества обучающихся
65%
90%
Доля обучающихся, получающих дополнительное образование по программам языковой и культурной направленности
12%
80%
15%
68%
Доля обучающихся, выбравших в качестве ГИА предмет «Родной язык», «Родная литература» от общего количества обучающихся
85%
0%
Уменьшение конфликтных ситуаций с родителями
5%
30%
20%
Ожидаемые результаты
- повышение квалификации и формирование профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников школы в области дополнительного образования детей и духовно-нравственного воспитания, направленного на сохранение и развитие родного (хакасского) языка и культуры;
- получение доступа к культурно-образовательным ресурсам путем создания информационно-культурно-образовательно-развивающей среды;
- повышение результатов участия обучающихся в конкурсах, конференциях, акциях, посвященных родным языкам;
- увеличение доли участников и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- увеличение доли обучающихся, занятых в системе дополнительного образования детей (творческое и языковое направления);
- увеличение доли обучающихся выбравших в качестве предметов ГИА «Родной язык» и «Родную литературу».
Ожидаемые результаты
РИСКИ
Превентивные мероприятия
- Не профессиональный подход исполнителей проекта
- Не достаточная активность участников проекта
- не хватка финансовых средств
- контроль со стороны администрации школы
- Выработка стимулов, поощрения, агитационная работа
- Работа по привлечению спонсоров, участие в грантах
Спасибо за внимание!