СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управленческие аспекты развития образовательной среды. Авторы Валиева Ш.К., Испамбетова Л.В., Симонова Т.М

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая организация находится и функционирует в среде…

Среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Просмотр содержимого документа
«Управленческие аспекты развития образовательной среды. Авторы Валиева Ш.К., Испамбетова Л.В., Симонова Т.М»


Управленческие аспекты развития образовательной среды

Валиева Ш.К., Симонова Т.М., Испамбетова Л.В.

г. Рудный Казахстан КГУ «Средняя школа №13» акимата города Рудного


Любая организация находится и функционирует в среде…

Среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и субъекты образовательного процесса.

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности. Функционирование современного образовательного учреждения базируется на менеджменте - общем искусстве управления процессами, протекающими в образовательной среде. Образовательная среда современной школы, обеспечивает: реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития; раскрытие творческого потенциала, самореализацию и свободное самоопределение.

Средовой подход в образовании основан на теории целостности природных и социальных факторов в становлении личности и «представляет собой технологию опосредованного управления (через среду) процессами развития личности ребёнка». (3, с.209)

В КГУ «Средняя школа № 13» акимата города Рудного средовой подход интересен тем, что в современном гуманистическом контексте желаемый педагогический результат достигается путём мягкого, нелинейного управления. При таком условии среда становится важным сред­ством управления развитием учебно-воспитательного процесса в школе. В соответствии с логикой средового подхода была разработана Концепция и Программа развития школы, где управление нашего образовательного учреждения представлено уровневой структурой: первый уровень (стратегический) занимает директор и полномочные коллегиальные органы; второй уровень (тактический) представлен заместителями директора школы, кураторами; третий уровень (оперативный) – руководители методических объединений, творческих групп; четвертый уровень составляют родительский комитет и ученическое самоуправление. Эта структура упорядочивает связи в процессе управления, сводит к минимуму отрицательные последствия многоуровневого подчинения, ускоряет принятие решений и способствует ответственности за их результаты.

Постоянно действующим органом управления является Педагогический совет школы, в задачи которого входит обеспечение системного, комплексного, целостного и средового подхода в обучении с выходом на ожидаемый результат. Важнейшие производственные вопросы, рассматриваются на совещании при директоре, совещании при заместителях директора. Общее руководство методической работы осуществляет методический совет, которому подчиняются методические объединения. Вопросы организационного характера решаются общим собранием трудового коллектива, попечительского совета и ученического самоуправления.

Структура управления полностью соответствует задачам школы и направлена на модернизацию образования, обеспечение его доступности, качества и эффективности. Управление этой структурой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой – позволяет изменять, влиять на действие ее отдельных компонентов.

Разделяя точку зрения доктора педагогических наук Мануйлова Ю.С «Среда осредняет личность. Богатая среда - обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая – оздоравливает. Воспитывать средой, через среду, через ее ниши и стихии – значить формировать тип ее обитателя», в школе успешно действует модель адаптивной школы, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» (10). В типе личности фокусируются требования времени, приоритеты государства, запросы заказчика на образование (самой личности, родителей, лиц их заменяющих, сферы деятельности и т.д.)

Образовательная среда нашей школы – зона жизнедеятельности различных возрастных групп (от 3 до 18 лет). Обучение осуществляется на русском (24 класса) и казахском языках(14 классов). С учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся, в школе организованы два типа классов: 34 общеобразовательных и 4 коррекционно-развивающего обучения. Особенности контингента обучающихся - это дети: с сохранным интеллектом (90%); с ограниченными возможностями в обучении (10%). Кроме того в школе обучаются дети из обычных семей и дети, проживающие в детском доме (7%). Таким образом, происходит вовлечение всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от особенностей и уровня их развития. Данное взаимодействие обеспечивает безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно-ориентированную образовательную среду для всех обучающихся, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов.

Для достижения цели деятельности школы мы определили векторы действий педагогического коллектива: стремление к непрерывному самообразованию, освоение современных образовательных технологий, повышение квалификации через посещения курсов, тренингов, семинаров, круглых столов, виртуальных и панорамных уроков, презентаций проектов, моделей, дистанционных олимпиад, конкурсов, разработкой научных проектов, авторских программ и т.д. Только квалифицированный педагог обеспечивает полноценную образовательную среду, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни детей и взрослых.

В организации жизнедеятельности школьной среды реализуется комплекс соответствующих принципов управления: личностного подхода, реальности, гуманности, демократичности, научности, природосообразности, эффективности. В этих основных принципах и заключается сущность менеджмента, как метода управления школой, его преимущества и прогрессивность.

Важными аспектами управленческой деятельности является эффективное управление ресурсами, реализация специфических возможностей образовательной среды. Выстраивая траекторию своих управленческих действий, мы видим позитивный смысл средоориентированного подхода, который позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования "образовательной среды", в которой происходит его самообучение, саморазвитие и самосовершенствование.









Список литературы:

  1. Білім – инфо. Научно-методический вестник. – С. 3 – 5.

  2. Концепция школы. – 2016. – С . 15 – 17. 

  3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 1998. - 209 с.

  4. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Под ред. академика Новиковой Л. И.- Кустанай: МЦСТ, 1997. 224 с.

  5. Менеджмент в управлении школой. Науч. ред. Т. И. Шамовой. М., 1992 г.

  6. Программа развития школы. – 2010. – С. 5 – 6, 45.

  7. Современные подходы к построению и реализации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. – 2004. – С. 33 – 37, 50 – 54, 78 – 81.

  8. Современные подходы в управлении образованием. – 2008. – С. 69 – 82.

  9. Шек. Г.Г. Проблемы и задачи современного образования в свете возможностей средового подхода. – 2008.

  10. Ямбург Е. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!