СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Употребление заглавной буквы в именах собственных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«"Употребление заглавной буквы в именах собственных"»

Открытый урок во 2 классе

по русскому языку

Учитель начальных классов: Петрова Людмила Семёновна



Тема: «Употребление заглавной буквы в именах собственных»

(именах, фамилиях, отчествах людей)




Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы

в именах собственных,

  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах.

  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

Задачи:

предметные

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.

метапредметные

  • развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;

  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.

Тип урока: Урок закрепления знаний

  • Дети закрепляют знания о правописании имён собственных. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер, экран, смайлики.

Форма урока: урок-путешествие.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. ( Дети поворачиваются).

-Раз, два- выше голова; три, четыре –руки шире;

Пять, шесть- тихо сесть; семь, восемь-лень отбросим!

-Пусть этот урок принесет вам радость общения.

-Нарисуйте на листочке смайлик, отражающий ваше настроение, покажите мне и друг другу.

  1. Актуализация знаний.

Определение темы урока и целей.(Частично-поисковый метод)

- Сегодня у нас необычный урок.

-На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы.

- Здесь на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.(девочки в одной группе собирают слово –заглавная , мальчики в другой группе собирают слово – буква)

- Кто догадался, как называется эта страна?

Дети: Страна заглавных букв. Слайд-2

-Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал

Е. Измайлов. Слайд-3

Матюшенцева Настя.

Буква обычная выросла вдруг,

 Выросла выше всех букв – подруг.

 Смотрят с почтеньем на букву подруги,

 Но почему? За какие заслуги?

 Буква расти не сама захотела,

 Букве поручено важное дело.

 Ставится буква у строчки в начале,

 Чтобы начало все замечали.

 Имя, фамилия пишутся с нею,

 Чтобы заметней им быть и виднее.

 Чтобы звучали громко и гордо

 Имя твоё, имя улицы, города.

 Буква большая – совсем не пустяк!

 В букве большой уважения знак!

-- В каких строчках заключена главная мысль?  (Буква расти не сама захотела,букве поручено важное дело.)

-А какое важное дело поручено букве?

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Дети: «Заглавная буква в именах собственных»

- Какие цели ставите перед собой?

Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)

- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка нам предстоит:

  • закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;

  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если очень хорошо работали, то длинный лучик, немного сомневались- короче, а если не участвовали, то короткий.

- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.

-У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте  ее и скажите какое сегодня число? (-17) .

-Что вы знаете об числе? Разложите число 17 на сумму разрядных слагаемых? Как можно получить это число? (9+8=17)..Запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".

-Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.



Минутка чистописания.

-Поедем мы на поезде (Слайд-4), а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.

- Посмотрите на экран. (Слайд-5) Найдите одинаковый звук в этих словах:

Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

Дети: Звук [г]

- Дайте характеристику этому звуку?

Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Дети: Буквой «гэ»

- Давайте, разомнем наши пальчики.

ФИЗМИНУТКА

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать. (Сжимать и разжимать кулачки)

(Показ написания буквы Гг учителем) (Слайд-6)

 - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.

Молодцы! С заданием справились.

-Нарисуйте к своему смайлику лучик.

Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.



Повторение изученного.



- А вот и первая остановка. Слайд-7

-Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

- Докажите?

Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

 - Какие слова относят к именам собственным?

Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.

- Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.

-Назовите имена собственные из этих слов? (Москва, Маша)

-Запишите в свой дневник наблюдений слова, которые относятся к одушевленным и собственным именам. (Маша)- Проверка (большой палец)

-Нарисуйте к своему смайлику лучик…

Физ. минутка. Релаксационная пауза.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.

-Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Волга, Иванов, Олег, фамилия, заяц, медведь, город, Нижнекамск, Казань, страна.

- Молодцы, тихонько сели.

Словарная работа.  (учебник стр.80 упр.104)

(Работа в парах, кто больше напишет и назовет имена нарицательные, имена собственные?)

-Назовите среди слов Собственные имена?

– Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке? (Весна)

-Почему вы так подумали! (Ответы детей)

-Игра «Снежный ком» ( Составление предложений о весне)

-Из предложений образовался что? (Текст) – Какой текст? (текст повествования)

-Нарисуйте к своему смайлику лучик…

- Продолжаем наше путешествие.

Станция «Грамотейкино». Слайды-8-13

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Эту птицу каждый знает,
    В теплый край не улетает.
    Эта птица - круглый год,
    Во дворе у нас живет.
    И чирикает она,
    Громко с самого утра:
    - Просыпайтесь поскорей. -
    Всех торопит (Воробей)

  2. Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.  (Медведь.)

  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет. (Сорока)

  4. У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. (Заяц.)

5.Сидит Ермошка на одной ножке,

На нем сто одежек, и все без застежек.(капуста)

6. Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (огурец)

Слова: воробей, медведь, сорока, заяц, капуста, огурец.

- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу) Слайд-14

Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.

- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)

Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев, Капустин, Огурцов. (Самопроверка)

- Как записали фамилии? Слайд-15

Дети: с заглавной буквы.

- Подчеркните заглавную букву в словах.

-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.

-Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.

-И об этом нам расскажет…….. Настя Майорова

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

-С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

-Вывод: (дети) Фамилии пишутся с большой буквы.

- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.

-Игра «Придумай фамилию»

- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий, Иван?
(Петров, Васильев, Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара, плотника?
(Кузнецов, Гончаров, Плотников)

Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.

- Ребята, а вот и вторая остановка.

  -  Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд. Слайд-16

- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

Выступление учащегося об имени…. Камилла Ахмадиева

Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Ольга  — «святая» ,Виталий – «жизненный»

-У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Используя эти карточки, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.



Максим (лат.) - превеликий

Никита (греч.) – победитель

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Александр (греч.) – мужественный защитник

Светлана – светлая.

Камилла – совершенство,(«выходец из знатной семьи»)

Анастасия- воскрешающая

Вадим-«правитель»

Марат – «благородный»



- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы.

– У нас в классе есть тёзки. Кто такие тёзки?

-Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»

(Дети находят в карточках имена)

Дети: Никита и Светлана.

- Как напишите имена людей?

Вывод: (дети)Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.

-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.

Физкультминутка. ?

 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

 - А как следует обращаться к взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

- Откуда же появились отчества?

Об этом нам расскажет……….. Вадим Коновнин

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.

- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?

Поработаем самостоятельно (индивид-но.) Выполните задание по карточке № 2

-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)

Виктор Игоревич

Василий Алексеевич

Алексей Юрьевич

Ирина Викторович

Юрий Васильевич

Проверка.(один читает, остальные показывают большой палец)

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод вы можем сделать?

Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.

-Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? -Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.



Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем

село Составляйкино. (Слайд -18)

Составить по картинке предложения.

-Составьте предложения, используя Ф,И,О запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах  заглавную букву.

Выполните взаимопроверку.(обмен тетрадями, оценивание)

Работа над предложением.

–Какие правила написания предложения вы знаете?

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, ?, !.

– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?

Нарисуйте к своему смайлику лучик…

Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?

- Какова была цель нашего урока?

Дети:

  • обобщили и закрепили знания о правописании заглавной  буквы

в именах собственных;

  • узнали об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

  • развивали свою речь, грамотно и красиво писали.

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.

Рефлексия.

Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.

-Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям -положите свои конфеты в зелёную вазу..

-Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите свои конфеты в жёлтую вазу.

(Смайлики вывешиваются на доску); Самооценка

-Как мы сегодня работали? (Дружно)

Игра. Синквейн к слову ДРУЖБА:

Крепкая, настоящая

Доверять, проверять, помогать

Настоящий друг помогает в беде

Верность

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…

  • научился, смог…

  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …



  • Спасибо за работу. Урок окончен. Слайд -19

Домашнее задание .Дифференцированное задание.

- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.


А) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

 *Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.



Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме.  Река протекает недалеко от дома моей бабушки иры.



В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе… Вечером я кормлю котёнка … 











Карточка №1




Ольга (скандинавс.) — «святая»



Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»



Егор (греч.) – «земледелец»



Виктория (лат.) – победа



Максим (лат.) – превеликий



Анна - «Божья милость, благодать»



Никита (греч.) – победитель



Руслан (тат.) – лев



Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка»



Мария (др.евр.) – любимая, упрямая



Александр (греч.) – мужественный защитник



Светлана – светлая.



Камилла – совершенство



Анастасия- воскрешающая



Вадим-«правитель»



Марат – «благородный»














Карточка №2



-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)

Виктор Игоревич

Василий Алексеевич

Алексей Юрьевич

Ирина Викторович

Юрий Васильевич












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!