Открытый урок во 2 классе
по русскому языку
Учитель начальных классов: Петрова Людмила Семёновна
Тема: «Употребление заглавной буквы в именах собственных»
(именах, фамилиях, отчествах людей)
Цель урока:
в именах собственных,
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах.
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Задачи:
предметные
метапредметные
развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Дети закрепляют знания о правописании имён собственных. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер, экран, смайлики.
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. ( Дети поворачиваются).
-Раз, два- выше голова; три, четыре –руки шире;
Пять, шесть- тихо сесть; семь, восемь-лень отбросим!
-Пусть этот урок принесет вам радость общения.
-Нарисуйте на листочке смайлик, отражающий ваше настроение, покажите мне и друг другу.
Актуализация знаний.
Определение темы урока и целей.(Частично-поисковый метод)
- Сегодня у нас необычный урок.
-На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы.
- Здесь на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.(девочки в одной группе собирают слово –заглавная , мальчики в другой группе собирают слово – буква)
- Кто догадался, как называется эта страна?
Дети: Страна заглавных букв. Слайд-2
-Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал
Е. Измайлов. Слайд-3
Матюшенцева Настя.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
-- В каких строчках заключена главная мысль? (Буква расти не сама захотела,букве поручено важное дело.)
-А какое важное дело поручено букве?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Дети: «Заглавная буква в именах собственных»
- Какие цели ставите перед собой?
Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)
- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка нам предстоит:
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если очень хорошо работали, то длинный лучик, немного сомневались- короче, а если не участвовали, то короткий.
- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
-У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте ее и скажите какое сегодня число? (-17) .
-Что вы знаете об числе? Разложите число 17 на сумму разрядных слагаемых? Как можно получить это число? (9+8=17)..Запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".
-Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
Минутка чистописания.
-Поедем мы на поезде (Слайд-4), а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.
- Посмотрите на экран. (Слайд-5) Найдите одинаковый звук в этих словах:
Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.
Дети: Звук [г]
- Дайте характеристику этому звуку?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Дети: Буквой «гэ»
- Давайте, разомнем наши пальчики.
ФИЗМИНУТКА
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать. (Сжимать и разжимать кулачки)
(Показ написания буквы Гг учителем) (Слайд-6)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! С заданием справились.
-Нарисуйте к своему смайлику лучик.
Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.
Повторение изученного.
- А вот и первая остановка. Слайд-7
-Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
Дети: это слова.
- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Дети: К имени существительному.
- Докажите?
Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.
- Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
-Назовите имена собственные из этих слов? (Москва, Маша)
-Запишите в свой дневник наблюдений слова, которые относятся к одушевленным и собственным именам. (Маша)- Проверка (большой палец)
-Нарисуйте к своему смайлику лучик…
Физ. минутка. Релаксационная пауза.
– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.
-Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Волга, Иванов, Олег, фамилия, заяц, медведь, город, Нижнекамск, Казань, страна.
- Молодцы, тихонько сели.
Словарная работа. (учебник стр.80 упр.104)
(Работа в парах, кто больше напишет и назовет имена нарицательные, имена собственные?)
-Назовите среди слов Собственные имена?
– Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке? (Весна)
-Почему вы так подумали! (Ответы детей)
-Игра «Снежный ком» ( Составление предложений о весне)
-Из предложений образовался что? (Текст) – Какой текст? (текст повествования)
-Нарисуйте к своему смайлику лучик…
- Продолжаем наше путешествие.
Станция «Грамотейкино». Слайды-8-13
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
5.Сидит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек, и все без застежек.(капуста)
6. Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (огурец)
Слова: воробей, медведь, сорока, заяц, капуста, огурец.
- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу) Слайд-14
Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.
- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев, Капустин, Огурцов. (Самопроверка)
- Как записали фамилии? Слайд-15
Дети: с заглавной буквы.
- Подчеркните заглавную букву в словах.
-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.
-Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
-И об этом нам расскажет…….. Настя Майорова
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Например: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
-С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
-Вывод: (дети) Фамилии пишутся с большой буквы.
- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.
-Игра «Придумай фамилию»
- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий, Иван?
(Петров, Васильев, Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара, плотника?
(Кузнецов, Гончаров, Плотников)
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
- Ребята, а вот и вторая остановка.
- Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд. Слайд-16
- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
Выступление учащегося об имени…. Камилла Ахмадиева
Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Ольга — «святая» ,Виталий – «жизненный»
-У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Используя эти карточки, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.
Максим (лат.) - превеликий
Никита (греч.) – победитель
Мария (др.евр.) – любимая, упрямая
Александр (греч.) – мужественный защитник
Светлана – светлая.
Камилла – совершенство,(«выходец из знатной семьи»)
Анастасия- воскрешающая
Вадим-«правитель»
Марат – «благородный»
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы.
– У нас в классе есть тёзки. Кто такие тёзки?
-Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»
(Дети находят в карточках имена)
Дети: Никита и Светлана.
- Как напишите имена людей?
Вывод: (дети)Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.
-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.
Физкультминутка. ?
Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.
- А как следует обращаться к взрослым?
Дети: По имени и отчеству.
- Откуда же появились отчества?
Об этом нам расскажет……….. Вадим Коновнин
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?
Поработаем самостоятельно (индивид-но.) Выполните задание по карточке № 2
-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
Проверка.(один читает, остальные показывают большой палец)
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод вы можем сделать?
Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.
-Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? -Подчеркните заглавную букву в отчестве.
Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
-Нарисуйте к своему смайлику лучик, если на 5,то длинный лучик, 4- короче, если сделали 3 ошибки, то короткий.
Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем
село Составляйкино. (Слайд -18)
Составить по картинке предложения.
-Составьте предложения, используя Ф,И,О запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах заглавную букву.
Выполните взаимопроверку.(обмен тетрадями, оценивание)
Работа над предложением.
–Какие правила написания предложения вы знаете?
Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, ?, !.
– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?
Нарисуйте к своему смайлику лучик…
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Какова была цель нашего урока?
Дети:
в именах собственных;
узнали об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивали свою речь, грамотно и красиво писали.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Рефлексия.
Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.
- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.
-Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям -положите свои конфеты в зелёную вазу..
-Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите свои конфеты в жёлтую вазу.
(Смайлики вывешиваются на доску); Самооценка
-Как мы сегодня работали? (Дружно)
Игра. Синквейн к слову ДРУЖБА:
Крепкая, настоящая
Доверять, проверять, помогать
Настоящий друг помогает в беде
Верность
Сегодня на уроке я
Домашнее задание .Дифференцированное задание.
- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.
А) Спишите, раскрывая скобки.
Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.
*Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.
Б) Исправь ошибки, запиши правильно.
Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме. Река протекает недалеко от дома моей бабушки иры.
В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.
Меня зовут… Я живу в городе… Вечером я кормлю котёнка …
Карточка №1
Ольга (скандинавс.) — «святая»
Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»
Егор (греч.) – «земледелец»
Виктория (лат.) – победа
Максим (лат.) – превеликий
Анна - «Божья милость, благодать»
Никита (греч.) – победитель
Руслан (тат.) – лев
Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка»
Мария (др.евр.) – любимая, упрямая
Александр (греч.) – мужественный защитник
Светлана – светлая.
Камилла – совершенство
Анастасия- воскрешающая
Вадим-«правитель»
Марат – «благородный»
Карточка №2
-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич