СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление причастий в речи VII класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок-исследование в VII классе. Проведён после изучения причастия как особой формы глагола.

Просмотр содержимого документа
«Употребление причастий в речи VII класс»

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад-средняя школа»













УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В VII КЛАССЕ






Учитель русского языка и литературы

Федорович Ольга Владиславовна

















2017


Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Употребление причастий в речи

Цель урока: выявить роль причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера;

создать условия для развития умения выдвигать предположение, анализировать, сравнивать, делать выводы; для развития образного мышления, творческих способностей учащихся, наблюдательности, инициативы;

содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка как учебного предмета

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный этап. Интерактивный метод «Поменяемся местами» (1мин.)

Дети становятся в круг. Они должны быстро поменяться местами, отвечая тем самым на вопросы и выражая своё отношение к тому, о чём спрашивает учитель. Прошу поменяться местами тех,

- кто рад приходу зиму,

- кто с хорошим настроением пришёл на урок,

- кто не хочет уходить на каникулы,

- кто не готов активно работать на уроке,

- кто любит совершать открытия,

- кто хочет узнать на уроке что-то новое,

- кто считает, что знание русского языка и владение им помогут в дальнейшей жизни.

(Слайд 1: Урок русского языка в 7 классе)


  1. Мотивационно-установочный этап. Слово учителя (2мин.)

- Послушайте, ребята, рассказ Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности. (Слайд 2: Портрет Януша Корчака)

«Когда я решаю задачу, цифры — это солдаты, а я полководец. Ответ — крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»

Попробуем и мы сегодня взять свою высоту (Слайд 3: Тема урока: Употребление причастий в речи Цель урока: выявить роль причастий в речи), а на пути к ней преодолеем «препятствие» - вспомним, что нам известно о причастии и о стилях речи.

(Записывают в тетрадь дату, тему урока).


  1. Актуализация знаний. Приём «Я уже знаю» (5 мин.)

Выделяю ключевые понятия по изучаемой теме: причастие, стили речи. Предлагаю учащимся за определённое время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенными понятиями. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.

1-й этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально (1-2 мин.)

2-й этап. Обсуждение полученных записей в парах, затем в группах. Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. (1-2 мин.)

3-й этап. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочерёдно называет одно из записанных выражений и фиксирует его на доске. Основное условие – не повторять то, что уже сказано другими. (2-3 мин.)

В результате на доске – кластеры «Причастие», «Стили речи».

Подводится итог проделанной работы (учитель или учащиеся).

(Слайд 4: Признаки глагола и прилагательного в причастии

Слайд 5: Схема «Стили речи»)


  1. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы (5 минут)

  1. Прочитаем высказывания лингвистов и писателей о причастии. Что особенного они видят в этих словах? (Слайд 6: М.В. Ломоносов и В.И. Даль, их высказывания)

В.И. Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

(Высказывания учащихся)

Сравним словосочетания (Слайд 7: Таблица со словосочетаниями) (работа выполняется устно):

Тёмный лес

Темнеющий лес

Синий горизонт

Синеющий горизонт

Жёлтая кувшинка

Желтеющая нива

Вывод: Причастия так же, как и прилагательные, обозначают признак предмета, только не постоянный, а временный, признак предмета по действию.


М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

(Высказывания учащихся)

Сравним предложения (Слайд 8: Таблица с предложениями) (работа выполняется устно):

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.

Лежащая на столе книга уже прочитана.

За столом сидят ученики и читают книгу.

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.


  1. Проблемный вопрос: Как вы считаете, а в каких стилях речи чаще всего употребляются причастия?

  2. Выдвижение гипотезы. Какое предположение (гипотезу) можно сформулировать? (Чаще всего причастия употребляются в художественном стиле речи) (Слайд 9: Гипотеза (предположение): Чаще всего причастия употребляются в художественном стиле речи)

Чтобы проверить, подтвердить (или опровергнуть) нашу гипотезу, предлагаю провести исследование.


  1. Этап исследования Наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Работа в группах (7 минут)

Для проведения исследования учащиеся работают в группах с текстами разных стилей. Даётся задание прочитать текст, определить стиль и задачу текста, сферу применения, найти причастия и (или) причастные обороты, выяснить их стилистическую роль путём проведения лингвистического эксперимента (изъятия причастий и причастных оборотов из текста).

  • I группа Текст 1


Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, - ветер с родины – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу, - дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что, когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст… (По И.С. Тургеневу)

  • II группа Текст 2

Океан представляет собой огромный резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши. Даже в районах, расположенных в глубине материков, до 90 % всех осадков состоит из воды, испаренной с морской поверхности. 
По подсчетам ученых, количество осадков,
выпадающих на сушу нашей планеты, равно 37500 куб. км. воды. Эта вода растворяет минералы, содержащиеся в почве, и выносит их вместе с осадками в океан. (Из энциклопедии)

  • III группа Текст 3


Я, Игнатьева Марина Ивановна, родилась 6 сентября 1982 года в городе Бресте. В 1983 году семья переехала в город Минск.

В 1989 году я поступила в1 класс средней школы №20. В том же году начала учиться в музыкальной школе №3, которую успешно окончила по классу фортепиано.

Избиралась старостой класса, редактором журнала «Моя школа».

Восьмой класс окончила в 1997 году, была награждена похвальным листом.

Мой отец, Игнатьев Иван Степанович, работает на шинном заводе сменным инженером; моя мать, Игнатьева Нина Петровна, бухгалтер заводоуправления.

10 июля 1997г. Игнатьева

  • IV группа Текст 4

Успехов тебе, космический робот! Что мы сегодня знаем о Марсе? В окрестностях этой планеты уже побывали более полутора десятков космических роботов. Исследования Марса и его окрестностей продолжаются. Сейчас эстафету принимают новые космические аппараты из класса так называемых высокоинтеллектуальных космических роботов. Первая их задача – телевизионная съемка поверхности Марса. Чувствительные спектрометры уточнят состав марсианской атмосферы, другие приборы измерят температуру и давление на разных высотах. 
Затем начнется самый технически смелый,
граничащий с фантастикой этап программы, как раз и давший название всему проекту. (Из газет)  

  1. Пауза для отдыха. Упражнение «Покормите птичек» (1 минута)

  2. Интерпретация полученных данных. Обмен информацией. Вывод. (7 минут)

  1. Выступления учащихся от каждой группы. (Выводы крепятся на доску в соответствующую строку таблицы «Роль причастий в речи») (Слайды 10, 11, 12, 13 с текстами для каждой группы)

  2. Индивидуальное задание понаблюдать за речью одноклассников, родителей, учителей в неофициальной обстановке на предмет употребления причастий и причастных оборотов было дано Колендо Артёму. Послушаем, что удалось ему выяснить.

(Выступление учащегося, вывод)

Слово учителя: - Совершенно верно! Спасибо, Артём. Несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе «силу имени и глагола», в устной речи они встречаются редко.

А.С. Пушкин писал об этом так (Слайд 14: Портрет А.С. Пушкина и его высказывание): «Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр.,  – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

3. Вывод по результатам исследования. (1 минута)

- Ребята, мы с вами пришли к выводу, что причастия употребляются в текстах разных стилей. Чаще всего они используются в художественном стиле (наше предположение подтвердилось), крайне редко – в разговорном стиле. Значит, причастие - это книжная форма.

(В научном стиле причастия служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета. В публицистическом стиле причастия помогают эффективно воздействовать на читателя, придают эмоциональность данному тексту. В художественном стиле причастия делают текст образным, красочным, они помогают эстетически воздействовать на читателя).

Кроме того, причастия являются экономным способом выражения мысли, и употребление их обогащает речь, делает её более яркой и выразительной. (Слайд 15: Кратко вывод исследования)


  1. Применение новых знаний в учебной деятельности. Самостоятельная творческая работа (7 минут)


Сочинение-миниатюра по фотоэтюдам на тему «Зима» (для сильных учащихся).

Конструирование словосочетаний и (или) предложений по фотоэтюдам на тему «Зима» с использованием причастий, причастных оборотов (для слабых учащихся).

Учитель: - Логическим завершением нашего урока станет самостоятельная творческая работа по развитию речи.

Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру в художественном стиле на тему «Зима» с использованием причастий и причастных оборотов или составить словосочетания, предложения на эту же тему, используя причастия и причастные обороты.

Для этой цели рассмотрите фотоэтюды, слушайте музыку и творите! (Слайды 16-22 с фотоэтюдами на тему «Зима», музыка).

(Прочитать 1-3 миниатюры)


  1. Подведение итогов урока (2 минуты)

1. В каких стилях речи употребляются причастия? (В книжных стилях: научном, художественном, публицистическом, официально-деловом)

2. Какую роль играют причастия в речи? (Они являются экономным способом выражения мысли, обогащают речь)

3. В каком стиле речи чаще всего используются причастия? (В художественном стиле)

  1. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам одним предложением высказать своё мнение об уроке, вашем участии в нём, своё впечатление от урока, выбрав начало фразы из предложений, которые вы видите на слайде: (Слайд 23: Рефлексия: Начало фраз)


1. Сегодня я узнал(а)…. 2. Было интересно…. 3. Было трудно…. 4. Я понял(а), что….

5. Теперь я могу….. 6. Я почувствовал(а), что…. 7. Я приобрел(а)…… 8. У меня получилось…. 9. Я попробую….. 10. Меня удивило…. 11. Мне захотелось….

  1. Комментирование и выставление отметок (2 минуты)

  2. Домашнее задание. (1 минута)

- Предлагаю дома дополнить ваши сочинения и оформить их в тетрадях. (Записывают в дневник: закончить сочинение на тему «Зима») (Слайд 24: Домашнее задание: закончить сочинение на тему «Зима»)

  1. Заключительное слово учителя. (1 минута) (Слайд 25: Портрет Бориса Пастернака)

- Наш урок я хочу закончить строками стихотворения Бориса Пастернака:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути –

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протёкших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время, схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!! Я желаю вам удачи в приобретении знаний.

Спасибо за урок! (Слайд 26)



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!