СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление наклонений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление наклонений

Просмотр содержимого документа
«Употребление наклонений»

«Мозговой штурм». К данным существительным подберите имена прилагательные: 1в. - боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, 2в. - иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

«Мозговой штурм».

К данным существительным подберите имена прилагательные:

1в. - боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко,

2в. - иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

Примеры: 1в. - зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, 2в. - вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

Примеры:

1в. - зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко,

2в. - вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

ВЕЛИКИЕ  МЫСЛИ  ВЕЛИКИХ  ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут и голова становится светилом .  (Г.Ф. Александров) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные.   ( Ф.М. Достоевский) Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.  ( Франсуа Фенелон)

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

  • От чтения к нам знания идут и голова становится светилом .

(Г.Ф. Александров)

  • Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные.

( Ф.М. Достоевский)

  • Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.

( Франсуа Фенелон)

ТЕМА УРОКА:    «УПОТРЕБЛЕНИЕ НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА В РЕЧИ».

ТЕМА УРОКА: «УПОТРЕБЛЕНИЕ НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА В РЕЧИ».

ВСПОМНИТЬ ВСЁ.

ВСПОМНИТЬ ВСЁ.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ (ВСПОМНИМ О ЗНАЧЕНИИ НАКЛОНЕНИЙ): выражение побуждения к действию. действие как реальный факт. действие как возможное или желательное. Изъявительное наклонение – Условное наклонение – Повелительное наклонение –

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ВСПОМНИМ О ЗНАЧЕНИИ НАКЛОНЕНИЙ):

  • выражение побуждения к действию.
  • действие как реальный факт.
  • действие как возможное или желательное.
  • Изъявительное наклонение –
  • Условное наклонение –
  • Повелительное наклонение –
Наклонение глагола изъявительное повелительное условное Могут быть в настоящем,  прошедшем или будущем времени Основа глагола  настоящего времени + -и- + -те Основа глагола  прошедшего времени + -л- + бы

Наклонение глагола

изъявительное

повелительное

условное

Могут быть в настоящем,

прошедшем

или будущем времени

Основа глагола

настоящего времени

+ -и- + -те

Основа глагола

прошедшего времени

+ -л- + бы

Глаголы изъЯВительного наклонения. Заполните таблицу, выписав из стихотворения ТРИ ЛЮБЫХ ГЛАГОЛА и образовав три времени. Начальная форма Прошедшее время читать читал Настоящее время Будущее время читаешь прочитаем Глаголу нравится читать, Шуметь, бурлить, кипеть, Играть, работать и мечтать, Шить, жить, свистеть и петь Глаголы какого наклонения вы употребили?

Глаголы изъЯВительного наклонения.

Заполните таблицу, выписав из стихотворения ТРИ ЛЮБЫХ ГЛАГОЛА и образовав три времени.

Начальная форма

Прошедшее время

читать

читал

Настоящее время

Будущее время

читаешь

прочитаем

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь

Глаголы какого наклонения вы употребили?

«Орфографический поединок».

«Орфографический поединок».

Е или И? Вставьте пропущенные буквы Ве..т Хвал…т Круж…т Крас…т Руб…т Открыва…т Ед…т Стро…т Растоп…т Верт…т Держ…т Пил..т Ненавид…т Кол…т Гон…т Жал…т Та…т Смотр…т Вар…т Показыва…т Стел…т Бор…тся Плач…т Терп…т Кле… Се…т Обид…т

Е или И?

Вставьте пропущенные буквы

  • Ве..т
  • Хвал…т
  • Круж…т
  • Крас…т
  • Руб…т
  • Открыва…т
  • Ед…т
  • Стро…т
  • Растоп…т
  • Верт…т
  • Держ…т
  • Пил..т
  • Ненавид…т
  • Кол…т
  • Гон…т
  • Жал…т
  • Та…т
  • Смотр…т
  • Вар…т
  • Показыва…т
  • Стел…т
  • Бор…тся
  • Плач…т
  • Терп…т
  • Кле…
  • Се…т
  • Обид…т
Проверим!  И  е  е  Е  и  и  Е  и  и  Е  и  и  Е  и  е  И  е  и  И  е  и  Е  и  е  И  и  и

Проверим!

И е е

Е и и

Е и и

Е и и

Е и е

И е и

И е и

Е и е

И и и

КУЛЬТУРА  РЕЧИ. ХАОС.  ВЫПИШИ ЛИШЬ ТЕ ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЕНЫ ВЕРНО.  одень (кого-то)   одень (на себя)     лягу   вылазь    хочем  ляжу   надень (кого-то)         хотим     ездию  езжу   ляжьте          лягте  вылезай     надень (на себя) напяливает

КУЛЬТУРА РЕЧИ. ХАОС. ВЫПИШИ ЛИШЬ ТЕ ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЕНЫ ВЕРНО.

одень (кого-то) одень (на себя) лягу

вылазь хочем

ляжу надень (кого-то)

хотим

ездию

езжу ляжьте

лягте

вылезай надень (на себя)

напяливает

Проверьте. одень (кого-то) лягу хотим езжу   лягте вылезай      надень (на себя)

Проверьте.

  • одень (кого-то)
  • лягу
  • хотим
  • езжу
  • лягте
  • вылезай
  • надень (на себя)
ПРОБА ПЕРА.  ОЗАГЛАВЬТЕ ТЕКС И ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.   … свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.  И.А.Гончаров

ПРОБА ПЕРА. ОЗАГЛАВЬТЕ ТЕКС И ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.

… свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров

ВЕТЕР.   Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.  И.А.Гончаров

ВЕТЕР.

Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров

Составьте из двух простых предложений сложное, употребив в нем глагол в условном  наклонении:   Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу.  2. В случае затруднения написания слов ты обращаешься к словарю. Твоя грамотность  повышается.

Составьте из двух простых предложений

сложное, употребив в нем глагол в условном

наклонении:

  • Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу.

2. В случае затруднения написания

слов ты обращаешься к словарю.

Твоя грамотность

повышается.

Ь в глаголах-? В начальной форме глагола: стират ь печ ь жеч ь В глаголах 2 лица ед. числа: стира ешь печ ешь жже шь В глаголах  повелительного наклонения: отреж ь познаком ь те

Ь в глаголах-?

В начальной

форме глагола:

стират ь

печ ь

жеч ь

В глаголах 2 лица

ед. числа:

стира ешь

печ ешь

жже шь

В глаголах

повелительного

наклонения:

отреж ь

познаком ь те

Сравните! Пусть всегда будет солнце! Расскажи-ка об этом подробнее. Да здравствует свобода! Замолчи! Принеси-ка мне книгу,  пожалуйста.

Сравните!

  • Пусть всегда будет солнце!
  • Расскажи-ка об этом подробнее.
  • Да здравствует свобода!
  • Замолчи!
  • Принеси-ка мне книгу,

пожалуйста.

Глаголы повелительного  наклонения могут выражать просьбу приказ призыв

Глаголы повелительного

наклонения могут выражать

просьбу

приказ

призыв

ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ Составить 5-8 предложений  на  одну из тем:  «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт».

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составить 5-8 предложений на

одну из тем:

  • «Как не потерять друга»,
  • «Советы книголюба»,
  • «Мой фирменный рецепт».
Упражнение 563.

Упражнение 563.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!