СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Употребление дефиса. Употребление кавычек".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок-обобщения и систематизации ранее изученного материала по теме "Употребление дефиса. Употребление кавычек" на материале, повествующем  о проблемах устойчивого развития. Это создание условий для воспитания социально активной личности, способной к осознанному нравственному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Употребление дефиса. Употребление кавычек".»


Тема урока: «Употребление дефиса. Употребление кавычек»

Класс: 11


Тип урока: урок обобщения и систематизации


Цель: обеспечение обобщения и систематизации ранее изученного материала: употребление дефиса при приложении, употребление кавычек; формирование представлений об устойчивом развитии; создание условий для воспитания социально активной личности, способной к осознанному нравственному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями; содействие развитию речи, умений анализировать, сравнивать, систематизировать.


Задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке дефиса и употреблении кавычек,

- развивать пунктуационные и орфографические навыки по данным темам,

- ввести понятие «устойчивое развитие»,

- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов,

- проконтролировать степень усвоения знаний учащимися, овладение умениями, определенными в целях урока,

- создать условия для формирования гражданской ответственности и социальной активности средствами образования в интересах устойчивого развития.


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-коллективная, парная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, частично-поисковый, практический, устный.


Прогнозируемый результат:

- учащиеся должны знать правила постановки дефиса и кавычек,

- учащиеся должны уметь ставить дефис в сочетаниях с однословными приложениями, кавычки в предложениях с чужой речью, с некоторыми названиями,

- часть учащихся принимает понятие «устойчивое развитие» как руководство к действию.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной и продуктивной образовательной среды на уроке

Слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу

Ориентировочно-мотивационный

Через создание проблемной ситуации вводится понятие «устойчивое развитие» и ведется подготовка к целеполаганию.

Должны быть вставлены четыре предложения

  1. Мыслить глобально – действовать локально.

  2. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей как ныне живущих людей, так и будущих поколений.

  3. Может ли стать идея-мечта о прекрасной и процветающей стране с устойчивым развитием реальностью?

  4. Принципом справедливости, принципом сохранения природной среды, принципом целостности – основными принципами устойчивого развития руководствуются главы многих стран и государств для решения социально-экономических задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природного потенциала.

Учитель предлагает найти смысловую общность всех предложений и высказать своё понимание данной темы.

Учащимся предлагается найти четвертое «лишнее» с точки зрения правил пунктуации и попробовать определить тему сегодняшнего урока.

Через актуализацию знаний учащиеся определяют тему урока и ставят перед собой цель.

Обобщение и систематизация (блок 1).







Контроль и самоконтроль.





Формулировка выводов по изученному материалу

Учитель предлагает таблицы «Дефис при одиночном приложении»

(Приложение 1)

Учитель предлагает выполнить задание по теме «Употребление дефиса»

  1. Капельки (рубины)

  2. Великаны (липы)

  3. Река (Преголя)

  4. Чижевский (биолог) – изучал воздействие солнца и вселенной

  5. Неро (озеро)

  6. Птица (воробей)

  7. Бабочка (крапивница)

  8. Одуванчик (недотрога)


Учитель предлагает учащимся воспользоваться ответами, представленными на слайде, и провести взаимопроверку (работа в парах).

В процессе проверки учитель выступает в качестве модератора.


После окончания работы на данном этапе учитель подводит промежуточный итог работы и подводит к новому блоку работы.


В качестве перехода к новому блоку учитель предлагает придумать и записать по одному предложению с использованием записанных словосочетаний с приложениями. Условием для предложений будет наличие в них кавычек.

В качестве примеров предлагается (в слабом классе) вариант такого предложения, которое выведено на слайд с фотографией достопримечательности, о которой говорится в предложении. Например:


Озеро Плещеево считается «жемчужиной» Залесья, жемчужина Верхней Волги.


Анализируют таблицу, систематизируют ранее полученные знания.

(индивидуально-групповая работа с раздаточным материалом)

Пользуясь ответами, представленными на слайде, учащиеся проводят взаимопроверку.

Учащиеся составляют предложения по заданным критериям.

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

Участвуют в проведении физкультминутки

Обобщение и систематизация (блок 2)

Коррекция

Учитель диктует предложения, которые учащиеся записывают в тетрадь. Работают у доски по очереди несколько человек.


  1. В заповеднике «Басеги», расположенном в Пермском крае, небольшие солнечные батареи (как возобновляемые источники энергии) используются на лесных кордонах.

  2. По словам Михаила Пришвина, «охранять природу – значит охранять Родину».

  3. Нефть называют «чёрным золотом», хлопок – «белым золотом», а электроэнергию воды – «белым углём».

  4. «Много людей во множестве маленьких городов и деревень, делая много маленьких дел, изменят мир», – гласит народная мудрость.

Учителем проводится коррекция записанных предложений.

Запись предложений в тетрадь и на доске с последующим анализом орфографии и пунктуации предложения, а также употребления кавычек.















Участвуют в коррекции предложений. Корректируют собственные знания по данным темам, используя схемы и материал параграфа учебника.


Контроль и самоконтроль

Раздаёт тесты и контролирует самостоятельность выполнения.

Проводит коррекцию выполненной работы.

Учащиеся выполняют задания теста и проводят самоконтроль полученных результатов в соответствии с ключами.

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы учащихся.

Домашнее задание:

  1. Записать по предложению с использованием разных вариантов использования дефиса при приложениях и постановки кавычек

  2. Написание эссе на тему « Что я могу предложить для устойчивого развития своего города»

Задание выбирается учащимися самостоятельно.

Подведение итогов урока. Выставление отметок

Подводит итоги урока совместно с учащимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока.

Участвуют в подведении итогов урока.

Рефлексия

Учитель задает вопросы для определения эмоционального и психологического состояния учащихся.

Благодарит за сотрудничество на уроке.

Характеризуют своё состояние во время работы, отвечая на вопросы учителя.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дефис при одиночном приложении ставится


Ставится

Не ставится

нариц. – нариц.

река-кормилица

=прилаг.

нариц. – нариц.

=красивая

красавица мальва



Собств.(геогр.)-нариц.

Свислочь-река

нариц. Собств. (геогр.)

река Свислочь

Собств.(имя) – нариц.

Вернадский-учёный

нариц. Собств(имя)

академик Сахаров

термины

жук-плавунец

род вид

нариц. нариц.

гриб подосиновик


гражданин сущ.

товарищ

гражданин фининспектор













ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест (самоконтроль)

  1. Пишутся через дефис приложение и определяемое слово:

  1. лиса(плутовка)

  2. город(Суздаль)

  3. великан(лось)

  4. птица(филин)

  5. мышь(полёвка)

  6. девушка(белоруска)

  7. Нёман(река)

  8. матушка(Земля)

  9. гражданин(судья)

  10. учёный(эколог)


  1. Кавычки на месте всех пропусков ставятся в предложениях:

1._Научить человека быть счастливым нельзя, – писал А. С. Макаренко, – но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно_.

2. – _Воспитание – великое дело. Им решается участь человека_, – говорил В. Г. Белинский.

3. И. П. Павлов считал, _наука требует от человека всей его жизни_.

4. По мнению Гёте,_природа – творец всех творцов_.

5. – _Что вам дала наша сегодняшняя экскурсия?_ - _Теперь я имею представление о строении всей этой местности_.

  1. Слова с помощью кавычек выделяются в предложениях:

  1. Певец русской природы А.И. Куинджи написал картину Лунная ночь на Днепре.

  2. В тройку лидеров самых посещаемых театров Москвы вошли Октябрь, Москва и Каро.

  3. В бассейне реки Попигай в Сибири находится метеоритный кратер, делящий четвёртое место в мире по размеру.

  4. Стихи и проза Марка Шагала были опубликованы в сборнике Ангел под крышами.

  5. Франциск Скорина родился в Полоцке, в семье купца средней руки.


Ответы к тесту

  1. Капельки-рубины

  2. Великаны липы

  3. Река Преголя

  4. Чижевский-биолог изучал воздействие солнца и вселенной

  5. Нарочь-озеро

  6. Птица воробей

  7. Бабочка-крапивница

  8. Одуванчик-недотрога



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!