СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УО Чтение 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УО Чтение 8 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию г. Барнаула‌‌

МБОУ "СОШ №24"







УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ "СОШ №24"

________________________

Е. В. Виниченко

Приказ №93-осн от «25» 08 2023 г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ. ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

8 класс (вариант 1)

на 2023 2024 учебный год

















Барнаул‌ 2023‌



Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г.. № 1026, является компонентом содержательного раздела ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)


Личностные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

  • Формирование читательской самостоятельности школьников.

  • На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.


Предметные результаты:

класс

Достаточный уровень

Минимальный уровень

8 класс

Читать целыми словами без искажения звукового состава слова (по слоговое чтение трудных слов); чтение про себя ранее проанализированные тексты; чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам; краткий пересказ прочитанных фрагментов по плану с учётом индивидуальных особенностей детей; пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям; выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи; выборочное чтение простых по содержанию текстов по усмотрению учителя, с учётом возможностей учащихся;

деление текста на части (с помощью учителя), групповое придумывание заголовков к выделенным частям; учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя; выделение непонятных слов, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);

участвовать в уроках внеклассного

Читать вслух правильно, выразительно, целыми словами.

Читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно.

Пересказывать отдельные части произведения, доступны по изображаемым событиям;

Выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;

Выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);

Находить в тексте незнакомые слова, учится их объяснять, опираясь на текст (с помощью учителя);

Учить стихотворения наизусть (объём текста с учетом учебных возможностей учащегося).

Участвовать в уроках внеклассного чтения. Выполняя доступные задания по прочитанному тексту.


чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.


Формы и методы контроля.

Устный опрос, письменные самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые формы контроля.


Описание места предмета в учебном плане школы.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.


Содержание учебного предмета.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

  • стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).



п/п

Наименование тем, разделов

Всего часов

1

Устное народное творчество

15

2

Русская литература 19 века

57

3

Произведения русских писателей 1-й половины 20 века

35

4

Произведения русских писателей 2-й половины 20 века

29


Итого

136


Тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, уроков

Кол-во часов

Дата


Устное народное творчество

15


1

Сказка как один из видов устного народного творчества.

1


2

«Волшебное кольцо». Русская народная сказка. Чтение и анализ содержания прочитанного.

1


3

«Волшебное кольцо». Русская народная сказка. Чтение, пересказ содержания прочитанного.

1


4

«Волшебное кольцо». Русская народная сказка. Чтение. Определение главной мысли сказки.

1


5

Пословицы и поговорки. Чтение и анализ по вопросам.

1


6

Понятие о балладах. Обсуждение характерных признаков, содержания баллад.

1


7

В. А. Жуковский «Перчатка» (повесть). Чтение и анализ содержания. Характеристика главных героев, их поступков.

1


8

И. З. Суриков «Нашла коса на камень». Чтение и анализ текста. Чтение по ролям. Выделение главной мысли

произведения.

1


9

Былины. Понятие о своеобразии вида устного народного

творчества. «Былины» ИКТ 1ч

1


10

«Садко». Былина. Чтение и анализ произведения.

Словарная работа.

1


11

«Садко». Былина. Чтение и анализ произведения.

1


12

«Садко». Былина. Чтение, характеристика главных героев,

их поступков.

1


13

Обобщающий урок по теме: «Устное народное

творчество». ИКТ 1 ч

1


14

Внеклассное чтение по теме «Устное народное

творчество». Былины, сказания, сказки. ИКТ 1ч

1


15

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1



Русская литература 19 века.

57



16

Знакомство с биографией А. С. Пушкина. М. Я. Басина

«Публичное испытание». Чтение и анализ по вопросам

произведения. Подтверждение ответов примерами из текста.

1


17

И. И. Пущин «Записки о Пушкине». Чтение и анализ по вопросам.

1


18

И. И. Пущин «Записки о Пушкине». Чтение, пересказ по составленному плану.

1


19

А. С. Пушкин «Памятник». Чтение и анализ по вопросам.

1


20

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд». Чтение и

анализ по вопросам.

1


21

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Чтение и анализ

стихотворения. Отрабатывание норм литературного чтения.

1


22

А. С. Пушкин Стихотворения посвящённые друзьям: «И. И. Пущину», «19 октября 1827». Чтение, анализ по

вопросам.

1


23

А. С. Пушкин. Стихотворения о любви: «Няне»,

«Сожжённое письмо», «Я вас любил». Чтение, определение настроения стихотворений.

1


24

А. С. Пушкин. Стихотворения о любви: «Няне»,

«Сожжённое письмо», «Я вас любил». Чтение, анализ по вопросам. Заучивание наизусть.

1


25

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Чтение и анализ прочитанного.

1


26

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Чтение текста. Характеристика главных героев.

Определение отношения автора к героям сказки. ИКТ 1ч

1


27

Внеклассное чтение. Творчество А. С. Пушкина. ИКТ 1ч

1


28

Обобщающий урок по произведениям А.С.Пушкина.

1


29

Биография М. Ю. Лермонтова. Чтение и анализ по вопросам. ИКТ 1ч.

1


30

М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта» (Отрывок). Чтение,

деление на части, анализ по вопросам.

1


31

М. Ю. Лермонтов. Стихи о любви к Родине: «Родина».

Чтение и анализ прочитанного.

1


32

М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна». Чтение и анализ

прочитанного, определение настроения стихотворения.

1


33

М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна». Чтение и анализ

прочитанного. Заучивание наизусть.

1


34

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Чтение 1 части. Анализ по вопросам.

1


35

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 2 части. Характеристика главного героя.

Определение главной мысли части.

1


36

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 3 части. Пересказ по плану.

1


37

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

1




молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение отрывков. Словарная работа.



38

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Чтение отрывков, пересказ. ИКТ 1ч.

1


39

Обобщающий урок по произведениям М.Ю.Лермонтова.

ИКТ 1ч.

1


40

Внеклассное чтение. Творчество А. Р. Беляева («Золотая

гора», «Прыжок в ничто»). Обсуждение прочитанного. Составление отзывов. ИКТ 1 ч

1


41

Биография И. А. Крылова. Чтение, пересказ. Определение смысла творчества русского баснописца. ИКТ 1ч.

1


42

И. А. Крылов «Волк на псарне». Чтение и анализ текста

басни по вопросам. Объяснение смысла аллегории. Чтение по ролям.

1


43

И. А. Крылов «Осёл и соловей». Чтение и анализ

произведения. Определение морали басни. Заучивание наизусть отрывка.

1


44

И. А. Крылов «Муха и пчела». Чтение и анализ басни. Чтение по ролям. Характеристика героев. Объяснение смысла морали.

1


45

Обобщающий урок по произведениям И.А.Крылова. ИКТ

1ч.

1


46

Биография Н. А. Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Чтение и анализ по вопросам с использованием

слов и выражений текста.

1


47

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».

Чтение и анализ стихотворения. Выделение главной мысли.

1


48

Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос». Чтение и анализ по вопросам.

1


49

Н. А. Некрасов «Русские женщины». Выразительное чтение. Обоснование своего отношения к действующим лицам произведения.

1


50

Обобщающий урок по произведениям Н. А. Некрасова.

ИКТ 1ч

1


51

О жизни и творчестве русского поэта И. С. Никитина.

«Русь» . Чтение и анализ по вопросам. Совершенствование норм русской орфоэпии.

1


52

И. С. Никитин «Русь». Чтение и анализ по вопросам. Заучивание наизусть.

1


53

И. С. Никитин «Утро на берегу озера». Чтение и анализ произведения. Деление на части. Озаглавливание.

1


54

И. С. Никитин. «Утро на берегу озера». Совершенствование техники чтения.

1


55

И. С. Никитин «Утро на берегу озера». Составление плана к прочитанному.

1


56

Обобщающий урок по произведениям И.С.Никитина. ИКТ 1ч.

1


57

Внеклассное чтение: творчество В. П. Астафьева («Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с

1




малиной» и др.). Обсуждение прочитанного. Составление отзыва.



58

Знакомство с биографией И. С. Тургенева. «Муму».

Чтение 1 отрывка. Анализ. Характеристика главного героя.

1


59

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 2 отрывка. Анализ.

Пересказ прочитанного по плану.

1


60

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 3 отрывка. Анализ. Чтение

по ролям.

1


61

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 4 отрывка. Анализ

описываемых событий, переживаний главного героя.

1


62

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 5 отрывка. Анализ

описываемых событий, переживаний главного героя.

1


63

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 6 отрывка. Анализ текста.

Характеристика героев.

1


64

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 7 отрывка. Анализ.

Пересказ по плану.

1


65

И. С. Тургенев «Муму». Чтение 8 отрывка. Анализ.

Оценивание поступка главного героя.

1


66

Обобщающий урок по произведению И.С.Тургенева

«Муму».

1


67

Биография Л. Н. Толстого. Чтение и анализ по вопросам.

«После бала». Чтение и анализ отрывка.

1


68

Л. Н. Толстой «После бала». Чтение и анализ

произведения. Составление характеристик героев.

1


69

Л. Н. Толстой «После бала». Чтение отрывков. Пересказ

по плану.

1


70

Обобщающий урок по произведению Л.Н.Толстого «После бала». ИКТ 1ч.

1


71

Внеклассное чтение. Творчество А. П. Чехова («Толстый и

тонкий», «Унтер Пришибеев»). Обсуждение прочитанного. Составление отзыва. ИКТ 1ч

1


72

Обобщающий урок по теме «Русская литература 19 века»

1



Произведения русских писателей 1-й половины 20 века

35


73

Знакомство с биографией А П. Чехова. Чтение и анализ по

вопросам. «Лошадиная фамилия». Чтение рассказа.

1


74

А П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чтение и анализ по

вопросам.

1


75

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям.

Сатира в тексте.

1


76

Биография В. Г. Короленко. Чтение и пересказ по плану.

«Слепой музыкант». Чтение 1 части.

1


77

В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». Чтение 1 части. Анализ по вопросам.

1


78

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение и анализ 2 части. Характеристика главных героев.

1


79

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение и анализ 3 части. Пересказ по плану. Чтение отрывка по ролям.

1


80

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение и анализ 4 части. Пересказ по плану. Чтение отрывка по ролям.

1


81

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 5 части. Анализ по вопросам.

1



82

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 6 части. Анализ по вопросам.

1


83

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 7 части.

Анализ. Пересказ по плану.

1


84

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 8 части.

Анализ. Пересказ по плану.

1


85

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение и анализ 9

части. Пересказ прочитанного по вопросам.

1


86

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение и анализ 10

части. Пересказ прочитанного по вопросам.

1


87

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 11 части,

эпилога. Сравнительная характеристика героев.

1


88

Обобщающий урок по произведению В.Г.Короленко

«Слепой музыкант». ИКТ 1ч.

1


89

Биография М. Горького. «Макар Чудра». Чтение отрывка и

пересказ по плану.

1


90

М. Горький «Макар Чудра». Чтение и анализ

прочитанного.

1


91

М. Горький «Макар Чудра». Чтение текста. Краткий

пересказ содержания рассказа по плану.

1


92

М. Горький «Макар Чудра». Чтение отрывков текста,

пересказ.

1


93

Внеклассное чтение. Творчество С. А. Есенина.

Обсуждение прочитанного. Составление отзыва. ИКТ 1 ч

1


94

С. А. Есенин. Биография. Чтение и пересказ. «Спит

ковыль». Чтение стихотворения.

1


95

С. А. Есенин. «Спит ковыль». Чтение стихотворения, анализ. Объяснение образных слов.

1


96

С. А. Есенин «Пороша». Чтение и анализ произведения. Объяснение образных слов.

1


97

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая». Выразительное чтение, анализ.

1


98

Обобщающий урок по произведениям С.А.Есенина. ИКТ 1ч.

1


99

Биография А. П. Платонова. Чтение, анализ по вопросам.

«Разноцветная бабочка». Чтение отрывка. Анализ.

1


100

А. П. Платонов «Разноцветная бабочка». Чтение и анализ. Пересказ по плану.

1


101

Знакомство с биографией А. Н. Толстого. Чтение и анализ по вопросам. ИКТ 1ч.

1


102

А. Н. Толстой «Русский характер». Чтение 1 части. Анализ текста. Озаглавливание.

1


103

А. Н. Толстой «Русский характер». Чтение и анализ 2

части. Озаглавливание. Пересказ.

1


104

А. Н. Толстой «Русский характер». Чтение и анализ 3

части. Озаглавливание. Пересказ по плану.

1


105

Обобщающий урок по произведению А.Н.Толстого

«Русский характер». ИКТ 1ч.

1


106

Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Чтение и анализ

произведения. Выделение главной мысли.

1


107

Обобщающий урок по теме «Произведения русских

1




писателей 1-й половины 20 века»




Произведения русских писателей 2-й половины 20 века.

29


108

Знакомство с биографией К. Г. Паустовского.

«Телеграмма». Чтение и анализ 1 части. Пересказ по плану.

1


109

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Чтение отрывков.

Заучивание отрывка наизусть.

1


110

К. Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении). Чтение и анализ 2 части. Озаглавливание. Выделение главной

мысли произведения.

1


111

Внеклассное чтение по творчеству В. А. Каверина («Два

капитана»). Составление отзыва о прочитанном. ИКТ 1 ч

1


112

Знакомство с биографией Р. И. Фраермана. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Чтение и анализ 1 части. Озаглавливание.

1


113

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Чтение и анализ 2 части. Озаглавливание.

Определение настроения главных героев с использованием слов и выражений из текста.

1


114

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о

первой любви». Чтение и анализ 3части. Озаглавливание. Объяснение чувств главной героини.

1


115

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о

первой любви». Чтение и анализ 4 части. Озаглавливание.

1


116

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Чтение и анализ 5 части. Озаглавливание.

Пересказ по плану о чувствах героев произведения.

1


117

Обобщающий урок по произведению Р.И.Фраермана

«Дикая собака Динго…». ИКТ 1ч.

1


118

Знакомство с биографией Л. А. Кассиля. «Пекины бутсы».

Чтение и анализ 1 части. Озаглавливание.

1


119

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Чтение и анализ 2 и 3 частей.

1


120

Внеклассное чтение по творчеству К. М. Симонова. Стихотворения. Составление отзыва о прочитанном. ИКТ 1 ч

1


121

Знакомство с биографией А. Т. Твардовского. «Василий Тёркин» «Гармонь», чтение отрывка. Деление на части по

плану. Характеристика главного героя.

1


122

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» «Кто стрелял?», «В наступление». Чтение и анализ текста. Словесное иллюстрирование черт характера главного героя строками

из текста.

1


123

В. М. Шукшин «Гринька Малюгин». Чтение 1 части.

Анализ. Озаглавливание. Краткий пересказ по плану.

1


124

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Чтение 2 части.

Анализ. Составление словесного портрета главного героя.

1


125

В. М. Шукшин «Гринька Малюгин». Чтение 3 части.

Анализ. Оценивание поступка главного героя.

1


126

Внеклассное чтение по творчеству В. М. Шукшина

1




(«Сильные идут дальше», «Сны матери»). Составление отзыва о прочитанном. ИКТ 1 ч.



127

Знакомство с творчеством В. П. Астафьева. «Далёкая и близкая сказка». Чтение и анализ текста. Деление на части.

Озаглавливание.

1


128

В. П. Астафьев «Далёкая близкая сказка». Чтение

отрывков. Анализ. Пересказ по плану.

1


129

Знакомство с биографией Р. П. Погодина «Альфред».

Чтение и анализ 1 части. Составление характеристик главных героев.

1


130

Р. П. Погодин «Альфред». Чтение и анализ 2 части. Характеристика героев. Пересказ по плану.

1


131

Р. П. Погодин «Альфред». Чтение и анализ 3 части. Деление на смысловые части. Озаглавливание

1


132

Р. П. Погодин «Альфред». Чтение и анализ 4 части по вопросам.

1


133

Р. П. Погодин «Альфред». Чтение и анализ 5 части. Оценивание поведения главных героев с использованием

строк из текста.

1


134

Знакомство с биографией А. А. Суркова. «Родина». Чтение

и анализ текста. Выделение главной мысли. Определение отношения автора к родной природе.

1


135

Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 2-й половины 20 века».

1


136

Урок-викторина по изученному материалу. ИКТ 1 ч.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!