СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уникальная планета Земля.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель- выявить условия существования жизни на Земле, её уникальность, место в Солнечной системе.

Просмотр содержимого документа
«Уникальная планета Земля.»

Уникальная планета Земля

Дидактическая – создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.

Образовательная – выявить условия существования жизни на Земле, раскрыв принципы уникальности нашей планеты, особенности ее расположения в Солнечной системе. Продолжить формирование умений наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять конспект урока.

Развивающая – создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся, умение работать с дополнительными источниками информации, желание проявления самостоятельности в выборе оптимального для себя вида учебной деятельности.

Воспитательная – воспитывать любознательность, самостоятельность, умение вести диалог, способность использовать знания, полученные на предыдущих уроках, в том числе по другим предметам; формировать экологическое сознание, понимание бережного отношения к природе своей планеты и ее защите.

Этапы урока

1. Организационный (приглашение к разговору).

2. Актуализация опорных знаний.

3. Целеполагание.

4. Осмысление новой информации.

5. Подведение итогов (контрольно-оценочный).

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

В течение урока заполняется каждым учеником маршрутный лист

Оборудование: учебник по географии для 5 класса. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. Москва. “Дрофа”. 2014 г.; иллюстративный материал: “Солнечная система”;

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Наша планета – одна из планет Солнечной системы. Сейчас нам хорошо известны космические соседи Земли. Но много веков назад ученые астрономы много думали, долго спорили, порой жертвовали своей жизнью, пытаясь постичь истину строения Вселенной.

Кто из ученых-астрономов прошлого первым создал систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится Солнце? В чем суть этой системы?

Предполагаемый ответ: Николай Коперник. 

Учитель.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшего астронома.

- Какие планеты и как расположены в Солнечной системе?

На Луне жил звездочёт 
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз, 
ВЕНЕРА - два-с, 
Три - ЗЕМЛЯ, 
Четыре - МАРС, 
Пять - ЮПИТЕР, 
Шесть - САТУРН, 
Семь - УРАН, 
Восемь – НЕПТУН.

Подводим итог, кто быстро и правильно справился с работой.

Учитель.

- В Солнечной системе 8 планет. На какие группы они делятся?

Предполагаемый ответ: на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Учитель.

- А сейчас мы займемся исследованием особенностей планет Солнечной системы.

Учащиеся выполняют задание по вариантам.

Первый вариант: назвать признаки планет земной группы.

Второй вариант: назвать признаки планет-гигантов

Самопроверка. Даются правильные варианты ответа для каждого варианта.

 I вариант. Жизнь.

 II вариант. Земля.

Учитель.

- Итак, в правильных вариантах ответов получились искомые слова – жизнь и земля. Какая связь существует между этими словами?  - Известны ли людям другие планеты, где есть жизнь?

Предполагаемый ответ: “Нет!”.

Учитель.

- Значит наша планета, какая?

Предполагаемый ответ: “Необычная, удивительная, уникальная!”

3. Итак, мы с Вами определили тему сегодняшнего урока: “Уникальная планета - Земля”.

Учитель.

- Если на Земле есть жизнь, а на Меркурии, Венере, Марсе нет, что нам с вами сейчас нужно сделать?

Предполагаемый ответ: “Объяснить, почему это так!”

Учащиеся выполняют задание в группах.

1 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Меркурии?”

2 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Венере?”

3 группа отвечает на вопрос: “ Почему нет жизни на Марсе?

Предполагаемые ответы:

1 группа: “ На Меркурии атмосфера отсутствует, температура днем – (+400?С), ночью – (-100?С). Жизнь невозможна!” 

2 группа: “На Венере атмосфера плотная из углекислого газа. Температура – (+500?С). Жизнь невозможна!” 

3 группа: “На Марсе атмосфера тонкая из углекислого газа. Средняя температура – (-70?С). Вода отсутствует. Жизнь невозможна!” 

Учитель.

- Итак, нам известно, что жизнь есть только на Земле. Значит, здесь есть все необходимые для этого условия.

- Какие же условия необходимы для существования жизни?

- Работаем с текстом §14, стр.71 (с первого абзаца сверху) и даем ответ на поставленный вопрос.

На работу 3 минуты.

По истечении указанного времени в процессе обсуждения определяются условия, необходимые для существования жизни на Земле.

1. Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Оптимальная температура.

3. Наличие атмосферы (кислород).

4. Наличие воды (3/4 части Земли).

5. Наличие почвы.

4. Осмысление новой информации.

Далее проводятся доказательства существования каждого условия с опорой на текст §14 (теоретически) и в результате проведенных опытов (практически).

Учитель.

- Найдите в тексте §14 ответ на вопрос: как вращение Земли вокруг своей оси позволяет создать оптимальные температурные условия для существования жизни? Стр.71.

Учитель.

- Следующим фактором существования жизни на нашей планете является наличие атмосферы. Ребята, но на других планетах также существует атмосфера? А в чем особенность земной атмосферы?

Предполагаемый ответ: “Наличие кислорода”. 

Учитель.

- Ребята! Кто знает, сколько воздуху нужно человеку в сутки?

- За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

Вывод: В атмосфере присутствует кислород.

А еще в атмосфере есть “озоновый слой” (Сообщение учащегося о существовании озонового слоя).

- В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

Учитель.

- Следующая особенность нашей планеты - наличие воды.

- Ребята, ведь вода существует и в атмосфере других планет! В чем же уникальность гидросферы на планете Земля?

- Я Вам продемонстрирую одно природное явление и покажу опыты, а вы объясните уникальность гидросферы на планете Земля?

Показываю пластиковую бутылку, в которой находится лед и вода.

Вывод: вода может находиться в твердом и жидком состоянии.

А теперь давайте проведем опыт.

Вывод: вода на планете существует в 3 состояниях (твердом, жидком и газообразном).

Учитель.

- Гидросфера необходима для жизни на Земле: вода входит в состав всех живых организмов, является средой обитания (примеры), обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

- Решите задачу: вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды. Вспомните примерно свой вес, разделите его на 3 и умножьте на 2. Сколько воды содержится в каждом из вас и во всей группе?

- Следующая особенность нашей планеты - наличие почвы. Как вы думаете, всегда ли была почва?

Предполагаемый ответ: “ Нет, не всегда”.

Учитель.

- Посмотрите на эти кадры. Что вы видите? 

Предполагаемый ответ: “Земля безжизненная, каменистая”.

Учитель.

- Давайте посмотрим на Землю современного природного облика.

Учитель.

– Почему изменился облик Земли?

Предполагаемый ответ: “Появилась почва, имеющая в своем составе все необходимые вещества для роста и развития растений. Зеленые растения поглощают минеральные вещества и воду из почвы, углекислый газ из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для жизни. В состав почвы входят минеральные вещества – песок, щебень, органические вещества – фрагменты насекомых, листьев и др.

Учитель: “Что еще входит в состав почвы?”

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Учитель: итак, какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока?

Предполагаемый ответ: неповторимость нашей планеты – это наличие жизни, для которой здесь есть все необходимые условия.

Учитель.

- 30-40 тыс. лет назад на Земле появился “человек разумный”. Сейчас, в наше время, он активно влияет на планету в целом, на климат, на состав атмосферы. Человеку даже под силу уничтожить Землю. И сейчас именно от человека зависит, решит ли он те экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование всего живого на Земле

Кадры о загрязнении планеты



Учитель.

- Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом”. 

Учитель.

- Как обычный человек, каждый из нас может беречь свою планету, не делать ей больно?

Далее идет беседа об охране природы.

Вывод. Необходимо каждому человеку помнить следующее правило: не покорять, а жить в гармонии с природой – вот главное

Учитель.

- Одним из вопросов, на который пока нет однозначного ответа, является вопрос о существовании жизни на других планетах. Ученые заняты поисками живых существ. К другим планетам запускают исследовательские аппараты, космос прослушивают при помощи огромных локаторов. Но пока никаких сигналов из космоса людям услышать не удалось. Но пройдут десятилетия, века и, возможно, будет так …

5. Подведение итогов (контрольно-оценочный этап урока).

6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу…

Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…

У меня получилось… Я смог… Я попробую…

Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

7. Домашнее задание.

1) §14 (пересказ);

2) дописать пункт № III в маршрутном листе;

3) по желанию: написать сочинение с иллюстрацией на тему: “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы” (о космической экспедиции на другие планеты).


1.Назовите признаки планет земной группы.

Ж) малые размеры

З) наличие колец

И) твердая поверхность

З) ближе расположены к Солнцу

Е) много спутников

М) атмосфера из водорода

Н) высокая температура днем

Л) большие размеры

Я) состоят из газов

Ь) атмосфера из углекислого газа. Ответ:


2. Используя знания темы «Вселенная», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий






Вывод :________________________________________________________________



3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________


4. Какуюроль играет вода в природе? Запишите не более 3-х пунктов о роли воды в природе?

1.Входит в состав_____________________________________________. 2.Является__________________________________________________________ 3. Обеспечивает процесс создания растениями_______________ и участвует в перераспределении___________________ на поверхности нашей планеты.

Итого плюсов

Оценка










Маршрутный лист

Маршрутный лист

1.Назовите признаки планет земной группы.

Ж) малые размеры

З) наличие колец

И) твердая поверхность

З) ближе расположены к Солнцу

Е) много спутников

М) атмосфера из водорода

Н) высокая температура днем

Л) большие размеры

Я) состоят из газов

Ь) атмосфера из углекислого газа. Ответ:


2. Используя знания темы «Вселенная» заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Венере.


Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Венера






Вывод ________________________________________________________________-



3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________


4. Какуюроль играет воздух в природе?

1.Воздушная оболочка важна для_____________________________________________. 2.В ней содержится__________________________________________________________

3. В атмосфере есть _______________, который задерживает___________________ 4. Атмосфера защищает_______________________________________________ и предохраняет________________



Итого плюсов

Оценка







Маршрутный лист


1.Назовите признаки планет-гигантов.

Ж) малые размеры

З) наличие колец

И) твердая поверхность

З) ближе расположены к Солнцу

Е) много спутников

М) атмосфера из водорода

Н) высокая температура днем

Л) большие размеры

Я) состоят из газов

Ь) атмосфера из углекислого газа. Ответ:


2. Используя знания темы «Вселенная» заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Марсе.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Марс






Вывод ________________________________________________________________________-



3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________



4.Каково значение почвы для жизни на Земле?

1. Почва это________________________________________________________

2. Содержит вещества, необходимые для___________________________________ , а растения образуют вещества________________________________________




Итого плюсов

Оценка






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!