Урок математики
6 класс
Тема «Умножение и деление десятичных дробей»
Цели:
создать условия для формирования умений умножать и делить десятичные дроби
способствовать формированию умения работать в паре, развитию самооценки учащихся
создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к водным ресурсам
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий
Техническое обеспечение: урок проводится в компьютерном классе
Оборудование: карты для самооценки, презентация, записи на доске, капли вырезанные из клейкой бумаги
Технологическая карта урока
Название этапа урока и его продолжи- тельность | Ожидаемый результат | Формы, методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование и учебные материалы |
1.Организационный момент. Целеполагание, мотивация (1 мин) 2.Повторение правила умножения, устный счет (4мин) 3.Проверка ответов устного счета. Знакомство с числовыми характеристиками водных ресурсов страны. (5 мин) 4. Повторение правила деления. Отработка этого правила (7мин) 5. Мотивация на тему водо-сбережения. Закрепление умений выполнения умножения и деления при решении задач (5мин) 6. Зарядка для глаз (1 мин) 7. Решение задач Самопроверка решений (15 мин) 8. Итоговая оценка за урок. Рефлексия (3мин) 9. Подведение итогов по теме водо-сбережения Домашнее задание (4 мин) | Готовность учащихся к уроку. Определение и принятие цели урока Повторение правила умножения десятичных дробей. Применение этого правила в устных упражнениях Осуществле-ние учащимися проверки заданий устного счета, осознание ценности водных ресурсов страны Повторение правила деления десятичных дробей. Применение этого правила в задании на определение объема капель Готовность учащихся решать задачи, используя умения умножения и деления десятичных дробей Снятие напряжения глаз Умение учащихся решать задачи Оценка учащимися своей работы на уроке, выяснение причин ошибок Формулировка правил водо-сбережения | Словесный индивидуальная и фронтальная форма Словесные методы, индивидуально-фронтальная форма работы Фронтальная и парная форма работы за компьютером Фронтальная работа за компьютером Парная работа за компьютером Индивидуальная работа Фронтальная работа | В ходе беседы сообщает учащимся тему и цель урока Организует повторение правила, работу с устными упражнениями Организует проверку ответов к устным заданиям и выставление соответствующей суммы баллов в оценочную карту. Знакомит учащихся с числовыми характеристиками водных ресурсов страны. В ходе беседы подчеркивает красоту и ценность водных богатств Беларуси Организует повторение учащимися правила деления и выполнения задания на отработку этого правила. Поясняет, как осуществлять проверку ответов, используя игру в презентации «Сложи рисунок» и оценивать свою работу В ходе беседы подводит учащихся к выводу о необходимости беречь водные ресурсы. Разбирает вместе с учащимися задачу. Через её содержание показывает некоторые приемы сбережения воды Называет упражнения Организует работу в парах, поясняет, как использовать «подсказку», в случае затруднений консультирует. Организует проверку решения и самооценки Организует выставление отметки в оценочную карту Предлагает учащимся сформулировать правила водосбережения в домашних условиях. Задает домашнее задание. Предлагает учащимся уходя с урока прикрепить символические капельки возле утверждений, записанных на доске | Участвуют в беседе с учителем, определяют тему и цель урока Рассказывают правило или повторяют его, используя текст слайда, выполняют устные задания Проверяют ответы, полученные в ходе устного счета. Оценивают свою работу. Знакомятся с числовыми характеристиками водных ресурсов страны и некоторыми вида озер Беларуси Рассказывают правило деления. Выполняют задание на определение объема капли. Работают в парах. По ходу решения осуществляют проверку правильности выполнения деления, используя игру в презентации «Сложи рисунок», оценивают свою работу Делают выводы о необходимости сбережения воды. Предлагают план решения задачи. Решают её и записывают. Знакомятся с некоторыми приемами сбережения воды Выполняют упражнения Решают задачи, проверяют их решение, оценивают свою работу. Через содержание задач знакомятся с приемами экономии воды Оценивают свою работу на уроке с помощью оценочной карты. Еще раз просматривают задания, в которых они допустили ошибки. Сдают оценочные карты Формулируют правила водосбережения. Записывают домашнее задание. Прикрепляют капельки возле утверждений, записанных на доске | слайд 1,2 презентации Слайд 3, оценочная карта Слайды 4,6,7, оценочная карта Слайды 5, 8-14, 26, оценочная карта Слайд 14,15,16 Слайды 17-22, оценочная карта Слайд 23, Оценочная карта Слайды 24,25, записи на доске, капли вырезанные из клейкой бумаги |
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на тему «Умножение и деление десятичных дробей».
Ребята, я думаю, что вы согласитесь, что в жизни каждого пригодится хорошо считать – это именно то, чему мы сейчас учимся, изучая действия с десятичными дробями. На предыдущих уроках мы разобрали правила выполнения умножения и деления десятичных дробей. Цель сегодняшнего урока: уметь применять действия умножения и деления с десятичными дробями при решении примеров и задач. Вспомним, как выполняется умножение и посчитаем устно.
Повторение правил умножения. Устный счет.
Учащиеся считают устно, в тетрадь пишут только ответ:
1)10,4 • 2
2) 9060 • 0,01
3) 0,5 • 20
4) 8 • 0,25
5) 199•0,4
6) 537•0,1
Возникновение кнопки для перехода к слайду с ответами происходит через промежуток времени, который отводится на выполнение заданий устного счета. Рекомендуемое время – 3 минуты. (Для быстрого просмотра презентации установлено время 4с)
Проверка ответов устного счета. Знакомство с числовыми характеристиками водных ресурсов страны.
Ответы показаны на слайде. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу по оценочной карте. Затем к ответам появляются комментарии, характеризующие водные ресурсы страны. Их озвучивает учитель: ответы – это не просто числа, а за каждым из них скрывается информация, характеризующая водные богатства Беларуси
1)10,4 • 2 = 20,8 тыс в Беларуси рек и ручьев
2)9060 • 0,01 =90,6тыс км составляет общая длина белорусских рек
3) 0,5 • 20 = 10 тыс озер на территории нашей республики
4) 8 • 0,25 = 2 тыс кв км составляет их общая площадь
5) 199•0,4 =79,6 кв км – площадь наибольшего из озер Беларуси – озера Нарочь
6) 537•0,1 =53,7 м – глубина самого глубокого озера Долгое
Повторение правила деления. Отработка этого правила.
Громадные массы воды, которые характеризуют полученные в ответах числа, складываются из маленьких капель.
Вычислите: Сколько капель в 1л = 1000см³, если объём капли может быть равен
1) 0,01см³
2) 0,02см³
3) 0,005см³
4) 0,25см³
5) 0,016см³
6)Из неисправного крана вода капает со скоростью 1 капля в 10 секунд. За какое время из крана вытечет 6л воды, если объем капли равен 0,5 см³?(1л = 1000 см³)
Правила выполнения какого действия вам нужно вспомнить в этом задании? Повторение правил деления (устно). Ответы:1)100000,2)50 000,3)200000,4)40000 5)62 500, 6) 2000мин≈33ч
Сверка ответов в парах по ходу решения. Используя игру в презентации «Сложи рисунок», проверка полученных ответов (выбор ответов в таблице на слайде, получение рисунка). Самооценка
5. Мотивация на тему водосбережения. Закрепление умений выполнения умножения и деления при решении задач
Ребята, в начале урока мы говорили озерах и реках. А в последнем задании сказано о воде из водопроводного крана. В чем здесь связь? (учащиеся и учитель в короткой беседе выясняют, что воду, которую мы используем, берем из озер, рек и других водоемов, сберегая каждую каплю, мы сохраняем наши водные богатства.) Самый убедительный язык – это язык цифр, поэтому мы вспомнили о бережливости именно на уроке математики. Что же именно нужно делать, чтобы сберечь водные ресурсы страны, подскажут задачи.
Решение с коллективным разбором: учащиеся предлагают способ решения задачи, на слайде постепенно появляется решение, которое учащиеся записывают в тетрадь.
Задача 1
Вася чистит зубы в течение 7 минут каждый день. Он выполняет все правила чистки: около 40 раз медленно и аккуратно обрабатывает поверхность каждого зуба. Но, к сожалению, забывает на это время выключить воду. Сколько воды расходует Вася напрасно за 1 день? За неделю? За год (52 недели)? Скорость вытекания тонкой струи из крана равна 4,5 л/мин. (Сравнение за неделю больше в 1,5 раза, чем полная ванна. За год - это 3 ванных комнаты.)
Зарядка для глаз: 1)Переведите взгляд в окно на Западную Двину (урок проводится в классе с видом на Зап. Двину), воду которой использует наш город ( повторите 2-3 раза)
2) переведите взгляд на классную доску, «напишите» на ней взглядом слово «вода» (2-3 раза)
3) Закройте глаза и представьте красивый пейзаж на берегу водоема
Откройте глаза, продолжаем работу
7. Решение задач Самопроверка решений
Другие способы экономии воды вы узнаете из следующих задач, которые будете решать самостоятельно. В случае затруднений используйте «кнопку» с подсказкой. ( Те кто раньше справится с задачами, получают задание, составить памятку о способах экономии воды в домашних условиях).
Задача2
Традиционно в Беларуси хозяйки моют посуду под струей воды. Энергичная белорусская хозяйка моет посуду после ужина в течении 11 минут. В Великобритании, где давно принято экономить, хозяйка моет посуду после ужина в раковине, дважды наполняя её водой. Объем воды в раковине 8,5л. Скорость вытекания воды из крана 7,5 л/мин. Стоит ли белорусской хозяйке перенять этот опыт? Если она установит в квартире прибор учета воды, сколько денег она сэкономит за месяц, зная, что средняя стоимость одного кубометра тёплой воды равна 2000р? Решение самостоятельное с последующей сверкой решения на слайде.
Экономить воду можно не только, не расходуя её напрасно, но и используя водосберегающие приборы.
Задача 3
Ученик 6 класса Дима решил убедить маму и папу экономить воду, принимая не ванну, а душ с энергосберегающей насадкой. Сколько денег сэкономит семья Димы в месяц, если душ они принимают в течение 20 минут в день при скорости вытекания воды из душа с энергосберегающей насадкой 9,5 литров в минуту (сравните: обычный душ – 26 л/мин), а объем ванны равен 150 л? Средняя стоимость 1м³ воды равна 2000 руб с учетом частичного нагрева и слива.
Проверка решений задач: сравнение с решением на слайде. (Переход к проверке решения задач скрыт на рисунке с изображением душа) Самооценка
Итоговая оценка за урок. Рефлексия.
Карточка самооценки
Фамилия Имя | Умножение (устный счет) | Деление (определение числа капель) | Решение задач №2 и №3 | Итоговая оценка |
6 заданий, без ошибок - 2 с 1-2 ошибками – 1,5 с 3-4 ошибками -1 с 5-6 ошибками – 0,5 | 6 заданий, без ошибок - 2 с 1-2 ошибками – 1,5 с 3-4 ошибками -1 с 5-6 ошибками – 0,5 | За каждую самостоятельно верно решенную задачу – 3 За каждую верно решенную задачу с использованием подсказки – 2 За каждую задачу, решенную с ошибкой – 1 За нерешенную задачу – 0 | Найдите сумму баллов и округлите до единиц |
| | | | |
9. Итоги по теме водосбережения. Домашнее задание
Итак, ребята, что же каждый из вас может делать для экономии водных ресурсов? (учащиеся рассказывают о способах экономии воды в домашних условиях из составленных ими памяток)
на экране примерная памятка:
Я экономлю воду, если я…
1) Слежу за исправностью кранов
2)Выключаю воду во время чистки зубов
3) Мою посуду в раковине, а не под струёй
4) Использую водосберегающие устройства и приборы учета воды
Выполняй эти правила - и за год сможете сэкономить около 120000 м³, которой хватит на 10 бассейнов.
Домашнее задание: составить и решить задачу на действия с десятичными дробями с водосберегающим содержанием из опыта своей семьи. Повторить правила действий с десятичными дробями
В конце урока учащимся предлагается при выходе из класса прикрепить символическую капельку воды возле одного из утверждений, записанных на доске, которое после проведенного урока кажется им наиболее правильными.
Утверждения:
Экономить воду нужно всем гражданам нашей страны
Беречь воду экономически выгодно каждой семье
Я сегодня сберегу некоторое количество воды