Алгебра 7 класс
Тема: « Умножение одночлена на многочлен».
Тип урока (мероприятия, занятия): урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные: обобщение и систематизация изученного материала;
создание условий контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений
Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы:
обобщения, сравнения, выделения главного, развитию
математического кругозора, мышления, внимания и памяти.
Воспитательные: привитие интереса к математике, активности, организованности, умение общаться.
Задачи урока: повышение интереса к предмету, обобщение знаний и умений по теме «Одночлены и многочлены».
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ.
Знания, умения ,навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- умение пользоваться опорными знаниями для получения новых знаний;
- умение применять полученные знания при умножении одночлена на многочлен, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
- развитие ключевых компетенций само- и взаимоконтроля;
- приобретение компетенции самосовершенствования, саморазвития
Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа-проектор, мультимедиа презентация, раздаточный материал к уроку: сигнальные карточки, карточки-задания, карточки для рефлексии.
Дидактическое обеспечение урока : карточки-задания.
Мотивация
Эпиграфом к нашему уроку станут слова
выдающегося французского ученого Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
А, что может быть занимательнее путешествия? Вы любите путешествовать? Так вот, сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие в космос на планету М и Ф (Математика и Фантазия).
В путешествие лишнее не берут, поэтому у вас на партах (обратите внимание, пожалуйста, возьмите в руки): путевые листы, ручки, документы с заданием из Центра управления полётом. Отложите всё на край парты.
Любое путешествие планируется, давайте мы поставим цель путешествия.
Обратите внимание – это (слайд) - жители планеты МиФ. Что это за жители?
Дети: одночлены и многочлены. Учитель: Правильно. Вы знаете их, обычаи, законы, изучали их на предыдущих уроках и поэтому нам будет интересно с ними общаться!
Как командир корабля, я официально объявляю тему нашего урока – обобщения «Умножение одночлена на многочлен»
Запишите в путевых листах тему урока, подпишите каждый свой лист.
Следить за путешествием будет Цент управления полетами – это наши гости на уроке. В путешествие отправятся только те, кто пройдет комиссию.
Я – капитан корабля и именно я набираю команду.
1 Блиц-разминка (2 мин)
Перед полётом проведём блиц - разминку.
Даю инструкцию: отвечаете с места с помощью сигнальных карточек. «красный» - нет
«зеленый» - да «желтый» - сомневаюсь
Удачи!
Верно ли утверждение, определение, свойство?
Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей. (нет, произведение)
Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена. (нет, коэффициент это числовой множитель)
Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называются подобными членами. (да)
Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом. (да)
В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен. (нет)
При умножении одночлена на одночлен получается одночлен. (да)
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки. (да)
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», скобки надо опустить, изменив знак каждого члена, который был заключен в скобки. (да)
2 Операция «Компьютер» (5 мин)
У: И так, экипаж на борту, но у бортового компьютера требуется проверить «блок памяти».
Решив задания операции « Компьютер», их 9 (показываю) будьте внимательны. Тем самым мы исправим неполадки в его схеме. Решайте в документах ЦУПа, а ответы заносите в путевой лист в соответствующую графу (показываю на путевом листе).
Задание. Запишите в виде степени с основанием а. выполнив задание, расшифруете название нашей ракеты. Ответы записаны в кружках, которым соответствует определенная буква.
а4· а2
(а3)4
а9 · а2
(а5)2
а7 · а3 · а
(а2)6 · а
а10 · а4
(а4)2· (а2)5
а5 · а7
Внимание, сверьте свои ответы. А теперь определите как называется ракета на которой мы отправляемся в путешествие? (МНОГОЧЛЕН)
Если ваш ответ правильный, ставьте возле него +, если нет, -
Подведите промежуточный итог по операции компьютер, занесите число плюсов в графу путевого листа.
3.Операция. «Ракета». (5 мин -7 мин)
Мы в полете. Экипаж во время полета находится в ракете и выполняет текущие задачи.
Вам предоставляется выйти в открытый космос к доске.
Начали…
1. Среди следующих одночленов укажите подобные:
1) 9ас; 2) -17; 3) 9ху; 4) -17ас.
2. Какие из выражений не являются многочленами?
1) 3а + в; 2) 7а2 + в + 3; 3) 7а2 · в · 3
3. Запишите многочлен противоположный данному:
а) 8-2а
б) -3в3+4а
в) –св2 –авс +12а
4. Запишите многочлен а3 · а5 – 3а · а · а · + 7а2 в стандартном виде
5. Упростите, раскрыв скобки: 11 + (7а – 11).
6. Упростите: 9а – (3 – 5а).
7. Выполните умножение: 5(а + 1).
8. Выполните умножение: 3а2(7 – а).
ОПЕРАЦИЯ «ОЗЕРО НЕИЗВЕСТНОСТИ»
Итак открыв глаза, мы видим, что находимся на планете МиФ у «Озера неизвестности». В озере плавают «рыбы - уравнения». Их нужно «поймать» то есть решить. Ваши рыбки у вас под вашими космическими креслами!
Проверка ответов по слайду.
Операция. « Мозговой штурм» (самостоятельная работа)
У: Благополучно переплыв озеро неизвестности, мы встречаем новое задание. Чтобы благополучно вернуться домой каждый из нас должен выполнить задания и вернуться домой.
Разноуровневые задания:
Синий цвет | Зеленый цвет |
(7х – 4) – (1 – 2х) – 3х3 · ху2 2у(6х – у) 3а(а + 1) – а2 | (4ху – 3х2) – (- ху + 5х2) – 4 а2в · (- 1/2ав2) 12а(а5 – а4 + 2а3) 4. 2в3 + в2 – в(2в2 + 1) |
Красный цвет |
(7х2 – 5у2) – (х2 + ху – у2) – 14х · 0,5ху2 · (- ху) 3ху(2х4 – х2у2 + у5) 4 а3(а2 + а – 1) – а4(а -2) |
После выполнения ребята сдают бланки учителю для последующей проверки.
ИТОГИ УРОКА: повторили раскрытие скобок, умножение одночленов, умножение одночлена на многочлен
Д/3 п5.5 №908.906. 909 а) б)