1. Воспитательная:
-Развивать и формировать коммуникативные действия (умение договариваться в паре, эмоционально реагировать на высказывание партнера; уметь пользоваться правилами работы в группе и в парах) уметь планировать работу в группе; воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой.
2. Развивающая:
- научиться составлять алгоритм умножения на двузначное число, строить действия по поиску нужной информации для достижения поставленной задачи, развивать умения умножения на двузначное число.
- научиться применять новые знания алгоритма при решении примеров, уметь доказывать и вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- учебник «Математика», 3класс 3 часть Л. Г. Петерсон;
- мультимедийное пособие к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 1-4 класс»
Карточки с формулами и их формулировкой, геометрические фигуры.
Этапы урока и его цель | Содержание урока | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности. (1–2 мин) Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, самоопределение к учебной деятельности. | Прозвенел звонок. Начинается урок. - Какой у нас сейчас урок ? (Математика) - С каким настроением вы пришли сегодня в школу?( Весёлым…) Почему?( На улице весна, скоро мамин день, светит солнце, птицы поют…) Отгадайте ребусы: ЛИ100К 40А аи100, с3ж У3,О Музыкальная зарядка (давайте встретим утро песенкой «Утренняя песенка»). Утром солнышко встаёт, Всех на улицу зовёт. Выхожу из дома я. Здравствуй, улица моя! Я пою, и в вышине Подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути Ты скорей дружок расти … -Что мы изучаем на этом уроке?( Мы решаем примеры, уравнения, задачи…) - Зачем нам нужны эти знания? (Эти знания и умения нам пригодятся в жизни, для получения различных профессий…. ) -Тихо сели. Ну-ка, проверь, дружок: Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Вот здорово! К уроку все готово! -Открыли тетради, записываем дату. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе. Связь с окружающим миром. Развивается мышление Определение личностного смысла деятельности. Содействие воспитанию интереса к предмету и его популяризации. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования; формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, текста, таблиц; |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений (4–5 мин). Цель подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности построению нового способа действия. | 1. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. Какие цветы весной чаще всего мы дарим мамам на 8 марта? (Тюльпаны,…) - Определи закономерность, поставьте в порядке возрастания. Запиши. 18 38 ? 28 - Характеристика числа 87. Определи закономерность. Какое число следующее? а) 8706, 8708, 8710, 8712… б) 9327, 9325, 9323, 9321… 2.Арифметический диктант (взаимопроверка). -Запиши число, в котором:7 сот.6ед.,7дес.3ед.,5ед.первого класса и столько же единиц второго класса. -Запишите самое наибольшее четырёхзначное число. -Запишите самое наименьшее пятизначное число. -Вырази:630мм=… см,35т=…кг.65 мин=…ч…мин -Чему равна площадь прямоугольника ,если его длина равна 19мм., а ширина 8мм? 3. Решить уравнения устно. Расположить ответы в порядке возрастания самостоятельно. Кто сказочный герой? (Матроскин) Задание 13, с. 27. - Как быстро решить простые уравнения? (определить целое число) М – 3 К – 35 И – 60 А – 4 С – 28 Н – 76 О – 18 Р – 17 Т – 5 3 | 4 | 5 | 17 | 18 | 28 | 35 | 60 | 76 | М | А | Т | Р | О | С | К | И | Н | -Из какого произведения данный герой?( «Простоквашино» ) - Какими чертами характера он обладал? ( Он добрый,…., трудолюбивый…) - А кто старается быть таким? Почему?( Эти черты характера помогают дружить, помогать родителям, быть вежливыми и в школе на уроках.) Правильно. 3.Коллективная работа. Построим дом из геометрических фигур, в котором жил Матроскин с Шариком в деревне Простоквашино. Молодцы! - Какие геометрические фигуры использовали? - А какая фигура была в домашнем задании? (прямоугольник) - Что такое прямоугольник? ( Геометрическая фигура, у которой 4 вершины, 4 угла и 4стороны и попарные стороны равны). 4.Проверка домашнего задания стр. 23 №7.Найди площадь прямоугольника, разбивая фигуру удобным способом на части. -Какие полученные знания вам пригодились при выполнении д/з? ( знание формулы нахождения площади) - Как вы выполнили д/з? (80+2) · 37 = 80·37+2 · 37=3034 (см2); -С какой проблемой вы встретились при выполнении д/з? (мы не смогли сразу умножить двузначные числа ) - Как же вы вышли из этой ситуации? (мы представили одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых и тогда умножили… ) | Развивается умение анализировать. Развитие слухового восприятия. Проверка математических терминов. Связь с литературным чтением Развиваются личностные качества. Формирование нравственно-этических норм Проверка изученного геометрического материала . Самооценка выполненного д/з | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке ; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, текста, таблиц; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; |
3. Выявление места и причины затруднений с проговариванием во внешней речи. (3–4 мин). Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | - Кто помнит, как называется это свойство умножения? ( Распределительный закон умножения.) Вспомним, как выглядит формула распределительного закона умножения? Задание №1 .Используя рисунок, объясните смысл равенства: а b c На доске таблица с распределительным свойством умножения. а · (b + с) = а · b + а · с; 2. Ученики решают примеры самостоятельно в столбик. 295·60 6800 ·90 21·56 -Какие способы умножения я выбрала для повторения? (умножение на круглые числа) - Какой пример лишний? (21·56) -Почему? (Это задание для пробного действия. Это значит в нём что-то новое.) -Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнять, чтобы понять, чего мы ещё не знаем) -Верно. Найдите значение выражений. -Назовите результаты. - Почему результаты разные? -А кто не смог найти результат? (нам не достаточно знаний) - Поднимите руки те, кто не смог найти ответа. -Какие встретились трудности? - В чём же причина затруднения? Почему она возникла? (мы не умеем умножать на двузначное число в столбик) -A хотите ли вы этому научиться?( .Да) | Рассуждения детей Определение границ собственного знания. Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Проговаривание во внешней речи. | Познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (4–6 мин). Цель: постановка цели урока, выбор средств выхода из ситуации. | 1.Рассматривается и комментируется задание №2а) с. 25. Давайте с помощью распределительного свойства умножения найдём значение произведения. а · (b + с) = а · b + а · с; 21 · 56 = 21 · (50 + 6) = 21 · 50 + 21 · 6 = 1176. 2.Рассматривается и комментируется задание № 2б), с. 25. Объясните способ записи умножения на двузначное число в столбик: -Давайте думать. Вспомните общее правило умножения в столбик. - Что будем делать сначала?(умножим на единицы, умножим на десятки) -Что будем делать потом?(полученные результаты сложить) - Какие ошибки нас подстерегают? - Что в этом примере для вас было новым?( В записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево.) -Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая его отличает от предыдущих: в записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево, сложить полученные произведения. _ Значит, какую цель вам надо перед собой поставить?( научиться составлять алгоритм , умножать в столбик на двузначное число) -Назовите тему урока( «Умножение на двузначное число»). - Какой способ записи вам необходим? ( в столбик) Алгоритм умножения на двузначное число. 1.Записать двузначный множитель под данным числом так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками. 2. В записи сдвинуть число десятков на 1 разряд влево. 3. Умножить последовательно на единицы, а потом на десятки. 4.Сложить полученные произведения. Вывод: чтобы умножить любое число на двузначное, надо умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки, полученные произведения сложить. | Выбор и определение последовательности действий, ведущих к усвоению нового материала. Данная исследовательская работа создаёт условия для реализации целей, поставленных детьми. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Построить способ умножения на двузначное число Сопоставление выводов | Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей |
| ФИЗМИНУТКА для зрения. | | |
5. Реализация построенного проекта. (5 – 8 мин) Цель: Применять новый способ действий при решении поставленной задачи. Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | 1. Устно. Коллективный разбор. Комментирование. Задания 3 с. 26. В кинотеатре 18 рядов по32 места в каждом ряду. Сколько всего мест в кинотеатре? См. учебник. О чём всегда нужно помнить при использовании приёма умножения в столбик двузначного числа? 2.Задания 4 с. 26. Правильно ли дядя Фёдор решил и прокомментировал пример.? | Ученик читает 1 пункт алгоритма См. алгоритм Выполняют задания под руководством учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Метапредметные УУД Регулятивные: Целеполагание Планирование Прогнозирование Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней (4–5 мин) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. Цель: Организовать усвоение учащимися нового способа действия. | 1.Выполняется на доске с комментированием. Задание 5а), с. 26. 2.Выполняется в парах. Взаимопроверка. Действие по алгоритму Задание 5б), с. 26. 92· 89 138·56 906·15 2384·47 57·95 481·38 709·84 9051·72 34·17 296·23 608·76 4009·59 Так для чего же нужны математические законы?(чтобы их знать и не ошибаться) | Выполняют задания под руководством учителя. Работа в парах. | Метапредметные УУД Коммуникативные Регулятивные Контроль Коррекция Саморегуляция РегулятивныеУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД: учиться работать в парах, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3–5 мин). Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. (исполнительная рефлексия) | Работа в группе , сравнивают работу с эталоном. А) Найдите соответствие. Б) Выберите формулу, которая вам пригодится для решения задачи? (Формула пути) Задание 7, с. 26. 76 · 18 + 72 · 16 = 2520 (км). Ответ: поезд прошел 2520 км. | Работа в группах Ответы комментируются. Дети находят соответствие, сравнивают по эталону, выбирают нужную формулу для решения задачи, учатся работать в группе. Выполняют самооценку по алгоритму | Познавательное УУД Общеучебные Логически Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
| МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА | | |
8. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Границы применимости нового знания. | 1. Задание 6, с. 26. Разбор коллективный. (56 · 36) · 64 = 129024. Ответ: 129024 печатных знаков. 2. Задание 8, с. 26. Решение самостоятельное. Проверка в парах. 1) 36 : 2 = 18 (км/ч) – скорость на велосипеде. 2) 18 – 2 = 16 (км/ч) – уменьшенная скорость. 3) 16 · 3 = 48 (км) – вторая часть пройденного пути. 4) 48 + 36 = 84 (км) – весь путь. Ответ: почтальон Печкин проехал на велосипеде 84 км. 3. Задание 9, с. 26. Самостоятельно. 1) 50 · 2 = 100 (км); 2) 50 · 3 = 150 (км). Ответ: голубь успеет доставить донесение за 3 часа, а за 2 часа не успеет. 4. Работа в парах. Задание 10, с. 27. а) m – 17 = n; в) b – 92 = а; б) у : 8 = х; г) d : 5 = k. 5. Записать программу в виде выражения со скобками. Задание 12, с. 27. 1 3 5 2 4 (2488 + 4512) · 593 – (485830 – 37598) : 8 = 4094971 6. Самостоятельно. Задание 14, с. 27. Записать множество делителей и множество кратных числа 21. Множество делителей числа 21 = 1, 3, 7, 21. Множество кратных числа 21 = 21, 42, 63, 84, 105, 126, 147, 168, 189… | Выполняется с проговариванием вслух решения. Самостоятельная работа.Ответ комментируется. Взаимопроверка. Разбор коллективный. Решение на доске. Взаимопроверка. | Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: учиться работать в парах, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; Предметные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Итог уроков. -Чем вы занимались на уроке?( решали задачи, познакомились с алгоритмом умножения на двузначное число…;) -Что вам понравилось на уроке?( понравилось разгадывать ребусы…;) - Какую цель вы поставили на уроке?(построить способ умножения на двузначное число) - Достигли цели? Докажите.(…) - Какой способ решения вывели? – Как правильно записать умножение на двузначное число в столбик?( см. алгоритм) – Какие задания вызвали затруднения? - Как вы их преодолевали? - Скажите, какие качества вам помогли, а какие мешали при работе в паре, в группе? 2.Оценочный опрос: Смог ли я поставить цель к теме сегодняшнего урока? Усвоил ли я алгоритм новых действий? Инициативен ли я был в группе? Какую цель я достиг на уроке? 3.Домашнее задание Задание на дом. Задание 15, с. 27. | Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на следующем уроке. Конкретизация полученных результатов. Определяют меру своего продвижения вперед. запись в дневник | Метапредметные УУД Оценка Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |