Урок :«Умножение и деление десятичных дробей».
Цель: Повторить и обобщить изучаемый материал по теме «Умножение и деление дробей».
Задачи:
Образовательная: отработка умений и навыков умножения и деления дробей, а также сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Воспитательная: воспитывать умение внимательно выслушивать мнения других; уважительно относиться к ответам одноклассников.
Развивающая: развивать память, внимание, познавательные способности учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход урока.
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш с вами урок, попробуйте отгадать следующую загадку. (Слайд1)
Правильно, дробь! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. (Слайд 2).
Цель нашего урока – повторить и обобщить изучаемый материал по теме умножения и деления дробей
У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие «Путешествие в страну дроби». А что нужно для путешествия? Конечно же, багаж! В нашем случае – багаж знаний. Давайте с вами вспомним некоторые определения и правила, необходимые для нашего путешествия.
- Какую дробь называют правильной?
- Какую дробь называют неправильной?
- Как найти дробь от числа?
- Сформулируйте, пожалуйста, правило сложения дробей
- Правило умножения дробей
- Правило деления дробей
- Какие числа называют взаимно обратными?
Обобщить наши знания о дроби поможет следующее стихотворение. (Слайд 4)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Дробь на дробь просто умножить:
Надо числители и знаменатели перемножить!
Не сложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью, ей обратной –
И для нас приятной.
А девизом нашего путешествия возьмем следующее высказывание: (Слайд5)
Для любого путешествия необходим путеводитель или карта. Вот и мы с вами возьмем в дорогу карту. Путешествие будет проходить по некоторым знаменитым местам. Первое – Лавка древности. В ней собраны старинные материалы о дробях. Затем по тропе скорости мы минуем замечательный уголок – Лукоморье. И потом по Дорожке здоровья поднимемся к конечной точке нашего путешествия – Контрольному пункту
Итак, первая остановка – Лавка древности (Слайды 7 – 10).
А сейчас мы с вами проходим Полянку Устную. Здесь нам необходимо поупражняться с действиями над обыкновенными дробями. (Слайды 11- 13).
(Отметить тех учеников, которые хорошо работали при устном счете)
А вот и Тропа скорости. Здесь само название говорит за себя. Мы должны действовать быстро, но при этом не растерять свой багаж знаний по пути. (Слайды 15 – 17)
Верно ли, что при умножении дробей множители нужно приводить к общему знаменателю?
Верно ли, что при сложении дробей слагаемые нужно приводить к общему знаменателю?
Можно сократить дробь, числитель которой оканчивается цифрой 5, а знаменатель – цифрой 0.
Можно сократить правильную дробь со знаменателем 17.
Можно сократить дробь, числитель которой оканчивается цифрой 8, а знаменатель цифрой 0.
Верно ли, что можно сократить неправильную дробь с числителем 19?
Отметить учеников, которые активно работали, правильно отвечали. А также поторопить в пути и тех учеников, которые не успевали.
Ой, какой замечательный уголок нам встретился на пути – Лукоморье!
(Процитировать знаменитые строчки Пушкина) Какую же нам задачку приготовил ученый кот?
Про себя, наверное.
Кто пойдет к доске ее решить? (Слайды 19 – 21)
от рассказанных сказок, и количество песен составляет количества прибауток. Сколько песен и прибауток мог спеть кот?
А теперь немного пройдемся по Дорожке здоровья. Совсем немного нам осталось времени, близится конец пути. А что нам говорил о здоровье древнегреческий ученый Сократ? «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто».
Учебная неделя школьника предполагает обязательное классное занятие, которое составляет 1/2 от числа 60. Сколько это часов?
На самостоятельную работу ученик тратит 5/40 от числа 120. Сколько времени в неделю уходит на самостоятельную работу?
А вот и конечный пункт. А на страже – Сфинкс.
В Греции была всего одна легенда про Сфинкс. Не удивляйтесь, это не опечатка, просто в Греции сфинкс была женского пола, и имя ее звучало скорее как Сфинга, что означает разрывательница.
Сфинга имела тело льва, крылья орла, а так же лицо и грудь женщины. Ее родителями по разным источникам являлись либо Тифон и Ехидна, либо дети этой парочки Орт (двуглавый пес) и Химера. В любом случае, Сфинга родилась у двух существ с не самой приятной наружностью, которые кроме этого были братом и сестрой. Если сравнивать с остальными членами этой семьи, то у нее еще была довольно красивая внешность. Наверное, именно поэтому она предпочла провести большую часть своей жизни в одиночестве в пустыне. Пока откуда ее не призвала Гера.
Гера приказала ей жить около Фив и задавать всем проходящим мимо один единственный вопрос, а всех кто не ответит на него разрывать на части. Нас, конечно, никто на части разрывать не будет, но вот наши знания проконтролирует. (Слайды 32 – 34)
А теперь давайте проверим, проконтролируем себя, ничего не потеряли по пути?
(Самостоятельная работа выполняется на двух листочках, под копировку. В конце работы один листок сдается учителю) (Слайд 35)
Поднимите, пожалуйста руку, кто безошибочно ответил на все вопросы? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки? Кто вообще не справился с заданием?
Подведем итоги урока (Слайды 36 – 37):
Продолжите фразу:
« Сегодня на уроке я узнал … »
«Сегодня на уроке я познакомился … »
« Сегодня на уроке я повторил … »
« Сегодня на уроке я закрепил … »
« Сегодня на уроке я научился … »
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
И в конце урока, позвольте процитировать замечательные слова Льва Николаевича Толстого.
«Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинство человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе.»
Урок закончен. До свидания! (Слайд 39)