СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Умники и умницы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра между участниками групп первого курса 

Просмотр содержимого документа
«"Умники и умницы"»

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

КИРСАНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УВАРОВЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА













Методическая разработка конкурса знатоков русского языка "Умники и умницы".





Учитель Ларина Марина Викторовна





Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

"Социально-экономические и естественнонаучные дисциплины"

Протокол № ___ от ____________

Председатель ПЦК _____________ / И.А.Емельянов/







Цель:

  • обобщение знаний учащихся по основным разделам русского языка

Задачи:

обучающая:

  • проверить уровень знаний учащихся по основным разделам русского языка;

развивающие:

  • развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать общую языковую культуру учащихся;

воспитательная: способствовать пробуждению интереса к русскому языку.

Тип урока

  • урок-конкурс

Дидактические материалы:

  • вопросы для отборочного тура;

  • карточки с заданиями разного уровня сложности,  в зависимости от выбранной цветовой дорожки;

  • три цветовые дорожки (красная – на 2 вопроса, желтая – на 3 вопроса, зеленая – на 4 вопроса), выполненные из клейкой ленты;

  • оценочные листы для жюри; задания для желтой, красной, зеленой дорожек;

  • задания для участников конкурса, дающие право выбора цветовой дорожки;

  • медали и памятные призы участникам и победителям конкурса.

Оформление доски:

1. Разделы русского языка: «Морфология», «Фразеология», «Фонетика», «Стилистика», «Словообразование», «Лексика».

2. Высказывания: 

  • «Язык обогащается вместе с развитием идей и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов». В.В. Виноградов

  • «В России словесные науки не дадут никогда прийти в упадок российскому слову».  М.В.Ломоносов

  • «Язык есть вековой труд целого поколения».  В.И.Даль

План и хронометраж урока

п/п

Этапы урока

Минуты

1

Организационный этап

1

2

Основной этап

58

2.1

Вступление, объявление темы, участников, жюри

3

2.2

Отборочный тур

10

2.3

Агон отборочный

15

2.4

Агон 1

10

2.5

Агон 2

10

2.6

Агон 3

10

3

Заключительный этап

11

3.1

Определение победителя, награждение

5

3.2

Игра с теоретиками

5

3.3

Заключительное слово

1

 

Итого

70 (1 час 10 мин.)

Ход урока

1. Организационный этап (перекличка учащихся, постановка целей и задач урока)

2. Основной этап

2.1  Вступление, объявление темы, участников, жюри

Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Я приветствую вас на конкурсе знатоков русского языка

«Умники и умницы».

Как будто целый мир тебе знаком, 
Когда владеешь русским языком! 
Вот почему всем близок чистый, ясный, 
Народа русского язык прекрасный.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы.

Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем иной.

Наш конкурс будет проходить по принципу игры «Умники и умницы». Прежде всего представлю жюри нашего конкурса:

1.

2.

2.2   Отборочный  тур

Всем участникам конкурса предлагаю ответить на вопросы отборочного тура (таблица 1). 

Таблица 1

Вопросы для отборочного тура

Вопросы

Ответы

1. Доскажи пословицу:

Слово не воробей –

Взялся за гуж –

Ум – хорошо –

Кто грамоте горазд -

 

вылетит, не поймаешь

не говори, что не дюж

а два лучше

тому не пропасть

2. Где ошибка?

У рыбей нет зубей,
У рыбов нет зубов,
У рыб нет зуб.

Ты с каната лучше слазь
И не делай сальту: 
Все на свете отродясь
Ходят по асфальту!

Я в ванну залез со смаком, погрузившись до самых уш.
Надо мной вопросительным знаком 
Изгибается тонкий душ.

 

У рыб нет зубов

 

Сальто

 

 

Ушей

4. О каком правиле идет речь?

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил Благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица Не не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. И они пошли вместе.

Правописание НЕ с глаголом

5. Назовите все части речи.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие (12)

6. Как превратить большой дом в маленький?

При помощи суффикса –ик- : дом - домик

7. Из чего состоит текст?

 Из предложений

8. Эта морфема стоит перед корнем.

Приставка

9. С помощью этой морфемы изменяется слово.

Окончание

10. Член предложения, служит для обозначения действия.

Сказуемое

11. Что это: первые буквы имени и отчества.

Инициалы

12. С немецкого языка это слово переводится как «хлеб с маслом».

Бутерброд

13. Замените словосочетания одним словом:

Приспособление для сиденья -

Заросли высокой травы -

Чистый отвар из мяса -

 

скамья, стул, и т.д.

бурьян

бульон

14.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

Антонимы

16. Мать – овца, а детеныш?

Ягненок

17. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род?

Это существительные общего рода

18. О каком правиле правописания идет речь в предлагаемом стихотворении. Сформулируйте его.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало…
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

Гласные и, ы после ц

19. Как превратить слова ай и но в местоимения?

Прочитать справа налево: яон

По ходу проведения отборочного тура я предлагаю жюри заполнить следующий оценочный лист:

Ф.И. учащихся

Ответ на вопрос

Общее кол-во ответов

 

 

 

 

 

 

1 место –

2 место –

3 место -

Таким образом, по результатам отборочного тура участниками  конкурса «Умники и умницы» становятся:    1)…,  2)…, 3)…

Остальные участники становятся теоретиками и занимают места в зрительном зале. А для наших трех финалистов – Агон отборочный для того, чтобы получить право выбрать дорожку.

2.3   Агон отборочный

Нашим трем участникам я предлагаю выполнить два задания.

1 задание. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в предложении:

Под легк_м дун_вением взволнова(н,нн)_го ветерка море вздраг_ва_т покрыва_т(?)ся мелк_й (н_)чаянной рябью осл_пительно ярко отр_жающ_й солнце  и улыба_т(?)ся голубому небу тыс_чами серебр_(н,нн)ых улыбок.

А пока наши участницы готовятся – почитаем стихи. Я начну, а вы продолжите:

1. Я любимец всех детей,
Добрый доктор….(Бармалей) Айболит.

2. Всех быстрей бегу от страха,
Я – большая…(черепаха) Зайчиха.

3. Нос большой и деревянный,
Я ……(солдатик оловянный) Буратино.

4. Смолой пропитанный мой бок,
Я, конечно, …..(колобок)  Соломенный бычок.

2 задание для наших участников называется: «Сражение  в красноречии». Вы должны, подумав минуту, рассказать о значимости русского языка.

В это время предлагаю жюри проверить первое задание.

Представляем участникам слово для защиты.

А сейчас жюри подведет итоги всего конкурса, заполнив следующий оценочный лист конкурса:

Дорожка

Ф.И. участницы

Агон 1

Агон 2

Агон 3

Место

Красная

(без ошибок)

 

 

 

 

 

Желтая

(1 ошибка)

 

 

 

 

 

Зеленая

(2 ошибки)

 

 

 

 

 

По результатам Агона  отборочного предлагаю нашим участницам выбрать цветовую дорожку.

А сейчас я хотела бы познакомить с правилами нашего конкурса: первое - каждая участница выбирает раздел русского языка (разделы указаны на доске) и отвечает на вопрос по этому разделу (приложение 1, приложение 2, приложение 3);  второе -   на красной дорожке  нельзя ни разу ошибиться, на желтой  – допустима одна ошибка, на зеленой  дорожке  можно ошибиться два раза; правило третье - если участник не отвечает, ответить могут теоретики и заработать жетон.

Жюри я попрошу  следить внимательно и отмечать того, кто первый поднимет руку.

2.4   Агон 1. Задания  для участников.

2.5   Агон 2. Задания  для участников.

2.6    Агон 3. Задания для участников.

3  Заключительный этап

3.1 Определение победителя, награждение.

3.2  Предлагаю теоретикам  ответь на оставшиеся вопросы для цветовых дорожек. Тот, кто наберет наибольшее количество жетонов будет награжден.

3.3 Заключительное слово

Вот и закончилась наша игра, но не закончилось изучение, познание  русского языка. И наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.С.Тургенева «Русский язык»:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Всем спасибо! До свидания!
















































Приложение 1

Задания для красной дорожки



Раздел

Вопрос

Ответ

«Морфология»

1. Как будет совершенный вид от глаголов: ловить, приходить?

2. Могут ли существительные вода, грязь, масло употребляться во мн.ч.?

1. Поймать, прийти.



2. Минеральные воды, лечебные грязи, технические масла.

«Фразеология»

1.Объяснить смысл фразеологизма: Вилами на воде писано.

2. Объяснить смысл фразеологизма: Семь пятниц на неделе.

1. Очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы – «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия. Выражение означает неясное, сиюминутное, исчезающее столь же быстро, как круги на воде.

2. Это образное выражение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т.е. о человеке, на которого нельзя положиться. Почему именно пятница? Дело в том, что некогда пятница была (и не только у славян) базарным днем, а потом и днем исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующую пятницу отдать полагающиеся из него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано иносказательно, что у них семь пятниц на неделе.

«Фонетика»

1.Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

2. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами?

1. Четыре.




2. Лебедятами [т].

«Стилистика»

1.Объяснить значение слова: лавировать.

2. Объяснить различие следующих понятий: щепотка – горсть – пригоршня.

1. Двигаться с частыми переменами курса.


2. Щепотка - большой указательный и средний пальцы, сжатые вместе концами; горсть – ладонь и согнутые пальцы, сложенные так, что в них можно что-нибудь положить или что-нибудь ими зачерпнуть; пригоршня – ладонь или обе ладони, сложенные горстью.

«Словообразование»

1.Одинаковы ли по звуковому составу корни в словах: дело, делать, делить, деление?

2. Объяснить различия в значении следующих пар слов: подергивать и поддергивать.

1. В словах дело, делать – звук д – твердый, а в словах – делить, деление – мягкий.



2. Подергивать – дергать слегка, с перерывами;

поддергивать – дернуть, поднять.

«Лексика»

1. Назовите антонимы:

В шутку сказано, да всерьез задумано.

Худой мир лучше доброй ссоры.

2.Подобрать к старославянизмам русские соответствия: власы, драгой.

1. В шутку – всерьез.


Худой – доброй.

2. Волосы, дорогой.



Приложение 2



Задания для желтой дорожки

Раздел

Вопрос

Ответ

«Морфология»

1.Определить род существительных. Подобрать к ним прилагательные: тюль, эскимо.

2. Образовать прилагательные от указанных слов: сестра, птица, яблоня.

3. Как будет совершенный вид от глаголов: говорить, брать?

1. Красивый тюль, вкусное эскимо.




2. Сестрин, птичий, яблочный.




3. Сказать, взять.


«Фразеология»

1.Объяснить смысл фразеологизма: (жить) на большую ногу



2. Объяснить смысл фразеологизма: Нить Ариадны


3. Объяснить смысл фразеологизма: Как пить дать

1. В 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута (около 45 см), барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. Поэтому по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо «жить на большую ногу» стали говорить «жить на широкую ногу», т.е. богато, не считая денег.

2. Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта. Переносное значение данного выражения – средство выйти из затруднения или руководящее начало.

3. По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно

«Фонетика»

1.Есть ли одинаковые звуки в словах: горячий бульон?

2. Как, не изменяя ни одного звука, изменить значения слов: выходить, пахнуть?

3. Какими и сколькими звуками различаются в произношении слова: сторожка, старушка?

1. [й]


2. Выходить, пахнуть



3. Различаются двумя звуками: [а], [у]

«Стилистика»

1.Объяснить значение слова: вычурный.

2. Найдите ошибку в предложении: Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.

3. Подберите синонимы к слову: большой.

1. Излишне затейливый, нарочито усложненный, замысловатый.


2. Нас настиг сильный ливень, когда мы подошли к дому.




3. Огромный, гигантский, масштабный, ….

«Словообразование»

1. Заменить одним словом: музыкант, играющий на трубе; болтливая девочка

2. Объяснить различия в значении следующих пар слов: подразнить и поддразнить.

3. Одинаковы ли приставки в словах: подобрать, подобреть.

1. Трубач, болтушка.




2. Подразнить – в некотором. роде дразнить;

поддразнить – слегка подразнить.


3. Нет.

«Лексика»

1. Назовите антонимы:

Быль что смола, а небыль - что вода..

Добрая слава лежит, а худая бежит

2. Найдите омонимы:

Не хочет косой косить, говорит: «Коса коса».

3. Подобрать к старославянизмам русские соответствия: злато, ланиты.


1. Быль – небыль;


добрая – худая.



2. Коса, коса.



3. Золото, щеки.



Приложение 3

Задания для зеленой дорожки



Раздел

Вопрос

Ответ

«Морфология»

1.Заменить слова одним словом – прилагательным: поделки из бересты, гнездо утки.

2. Образовать глаголы от указанных слов: вина, мир, труд.

3. Как изменить наклонение глаголов ходите, держите, носите не меняя ни одной буквы?

4. Образуйте прилагательные от указанных слов: солдат, зверь, память.

1. Берестяные поделки, утиное гнездо.



2. Винить, мирить, трудиться.


3. Поставить ударение в повелительном наклонении.



4. Солдатский, звериный, памятный


«Фразеология»

1.Объяснить смысл фразеологизма: Во всю Ивановскую.



2. Объяснить смысл фразеологизма: Перемывать косточки





3. Объяснить смысл фразеологизма: Ни кола, ни двора


4. Объяснить смысл фразеологизма: Спустя рукава. Засучив рукава.

1. Во всю Ивановскую можно громко кричать, голосить и т.д. А связано это выражение с Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем хорошо это слышно, дьяк читал очень громко, читал во всю Ивановскую.

2. Фразеологизм является синонимом глаголов: сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. Этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия его останки (т.е. кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел и т.п. Таким образом, выражение «перемыть кости» первоначально имело самый прямой смысл и только со временем было образно переосмыслено.

3. В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 м). «Не иметь кола» означало: не иметь и маленького клочка земли. Выражение «ни кола, ни двора» означает наивысшую степень бедности.

4. Выражения зародились в далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее – 130-140 см. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. О людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава.

«Фонетика»

1.Назвать слова, в которых звуков было бы меньше, чем букв.

2. Как, не изменяя ни одного звука, изменить значения слов: трусить, сведение

3. Какими звуками различаются в произношении слова: бидон и бетон?

4. Назвать слова, в которых звуков было бы больше, чем букв.


1. Конь, лень.


2. Ударением: трусить, сведение.


3. Различаются двумя звуками: [д], [т].


4. Яма, еж, елка.

«Стилистика»

1.Объяснить значение слова: бахрома.

2. Найдите ошибки в предложении: В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, белок, львов и других хищников. Исправьте её.


3. Подберите синонимы к слову: маленький

4. Объясните различие следующих понятий: связи – знакомства – дружба.

1. Тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей.


2. Нас настиг сильный ливень, когда мы подошли к дому.





3. Мизерный, малюсенький, крошечный…


4. Связи – отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;

знакомства – отношения между людьми, знающими друг друга;

дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Словообразование»

1. Какой части речи соответствуют окончания: -ый, -ого, -ому?

2. Объяснить различия в значении следующих пар слов: поделка и подделка

3. Одинаковы ли приставки в словах: вскормить, вскочить?

4. Замените предлагаемые слова синонимами, представляющие собой сложные слова: высотный дом, блондин, усердный.

1. Прилагательному


2. Поделка – изготовление;

подделка – подделывание, изготовление чего-то фальшивого.

3. Нет


4. Многоэтажка, светловолосый, добросовестный.

«Лексика»

1. Уточнить значение омонимов: стекло – стекло.

2. Как правильно писать:

дерматин – дермантин;

интриган – интригантка;

компрметировать – компроментировать.

3. Подобрать к старославянизмам русские соответствия: здравый, драгой.

4. Подберите синонимы с удвоенными согласными: скорый поезд, помещение в школе, вид плавания.

1. Стекло – существительное; стекло – глагол.

2. Первый вариант – правильный.





3. Здоровый, дорогой.

4. Экспресс, класс, брасс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!