СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМКД по философии для СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «ВГАВТ» для студентов очной формы обучения и составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  и на основании примерной  программы учебной  дисциплины «Основы философии» в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки. 

Просмотр содержимого документа
«УМКД по философии для СПО»



Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжская государственная академия водного транспорта»

(ФБОУ ВПО «ВГАВТ»)

Нижегородское речное училище имени И.П. Кулибина










Автор: Горячева Александра Павловна


Учебно-методический комплекс по дисциплине

Философия




Специальности:


  • 180405.51 – Эксплуатация судовых энергетических установок

  • 180411.51 – Эксплуатация внутренних водных путей







Утверждено на заседании

цикловой комиссии

Протокол № ______________

«___» ______________ 2014г.








г. Нижний Новгород 2014г.







Автор-составитель:

Горячева Александра Павловна, к.филос.н., преподаватель






Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «ВГАВТ» для студентов очной формы обучения и составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности: 180405.51 «Эксплуатация судовых энергетических установок»; 180411.51 «Эксплуатация внутренних водных путей». Философия относится к циклу «общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии НРУ.
























  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

Задача: студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающий должен:

Уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия;

- познания, ценностей;

- свободы смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

  Знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.



3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения – очная

Курс – 2, 180405.51 Эксплуатация судовых энергетических установок

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

62

Аудиторные занятия:

48

Самостоятельная работа (СРС)

14

Консультаций

-

Контрольная работа (количество)

-

Вид итогового тестирования

Зачет


Курс – 2, 180411.51 Эксплуатация внутренних водных путей

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

57

Аудиторные занятия:

48

Самостоятельная работа (СРС)

5

Консультаций

4

Контрольная работа (количество)

-

Вид итогового тестирования

Зачет


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Тематический план дисциплины «Основы философии»

Форма обучения очная

Наименование темы

Макс. кол-во часов

Самос.

учебная нагрузка

курсанта

(СРК)

Обязательная учебная нагрузка

всего

теория

практика

семинары

Лекционный курс

  1. Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества

2


2

2



  1. Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы мира

2


2

2



  1. Философия Древнего Востока

4

2

2

2



  1. Античная философия


2


2

2



  1. Философия эпохи Средневековья

2


2

2



  1. Философия эпохи Возрождения

2


2

2



  1. Философия эпохи Нового времени

2


2

2



  1. Европейская философия XVIII

2


2

2



  1. Немецкая классическая философия

4

2

2

2



  1. Марксистская философия

2


2

2



  1. Русская философия: ее проблемы и специфика

4

2

2

2



  1. Философия XX века

2


2

2



  1. Философия как учение о мире и бытии. Философское осмысление бытия (онтология)

2


2

2



  1. Образ природы в философии и науке

2


2

2



  1. Сознание и познание (гносеология). Философия сознания

4

2

2

2



  1. Философское учение о человеке. Основные проблемы философской антропологии

4

2

2

2



  1. Жизненный мир человека

2


2

2



  1. Человек и природа

2


2

2



  1. Человек в истории, общество и культура

4

2

2

2



  1. Человек и общество (социальная философия)

2


2

2



  1. Цивилизация и культура

2


2

2



  1. Духовная культура

2


2

2



  1. Идея бога и ее значение в жизни человечества

4

2

2

2



  1. Будущее человечества

2


2

2



ИТОГО:

62

14

48

48





2 пары в неделю Х 3 часа = 48 часов курс ( 16 уроков по 3 часа)

4.2 Содержание дисциплины

     Введение. (1 час) Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни, о мире в целом, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии.

Требования к знаниям: студент должен знать истоки философии,  ее функции, основной вопрос философии.

Раздел 1. Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы мира. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени (11 ч.).

Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение этой эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности.

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков (5 часов)

Требования к знаниям:  иметь представления о семи мудрецах, которые положили начало всей античной науке ( Фалес, учение о Дао, теорию о числах и геометрических фигурах Пифагора, знать понятие бытия у Парменида, сущность философии Сократа и Платона, киников, киренаиков, мегариков, стоиков. Студент должен знать содержание патристики и схоластики.

Требования к умениям: получить навык различать философские учения; рассуждать самостоятельно и работать с дополнительной литературой при подготовке к семинару.

        Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур), циники, стоики, скептики.

      Философия средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Самостоятельная работа студентов:

  1. подготовить рефераты «Философия в системе культуры», «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», «Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии»,  «Философия Византии».

  2. подготовка к семинару «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена» по плану:

  1. Гераклит и Парменид – два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.

  2. Сократ и Платон – учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.

  3. Древнегреческие циники, их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни. Скептицизм и его значение для человеческого познания.

Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени(6 часов)

Требования к знаниям: иметь представление о методе индукции Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта, основах немецкой классической философии, сущности материализма и диалектики, философии «пессимизма», теори о сверхчеловеке; русская философия XIX века, философия XX века.

Требования к умениям: получить навык анализа, сопоставления, определения мировоззренческого учения или позиции; работать с дополнительной литературой и  самостоятельно готовиться к семинарскому занятию; доказывать свою точку зрения на семинаре.

       Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).

        Пост классическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Русская философия 19-20 веков.

         Современная философия (Неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и пост структурализм).

Самостоятельная работа студентов:

  1. подготовить рефераты «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма  Шопенгауэра», «Гегель и Фейрбах: вершина и конец немецкой классической философии».

  2. подготовка к семинару «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» по плану:

  1. Философия нового времени. 17 век – утро рационализма.

  2. Эпоха просвещения – торжество рационализма

  3. Г.Гегель и Л. Фейербах: вершина и конец немецкой классической  философии

  4. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Раздел 2. Философия как учение о мире и бытии. Философское осмысление бытия (онтология). (14 часов)

Требования к умениям:  получить навыки, связанные с изучением человека: его происхождение, отношения, характеристики бытия. Получить информацию о том,что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания; иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям:  анализировать современные философские и научные представления о природе человека; вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д; Понимать связь между философским  учением о познании,  приемами познания наук.

Тема 2.1. Философское учение о человеке. Основные проблемы философской антропологии (6 часов)

Требования к знаниям: получить информацию о гипотезах происхождения человека; о категориях человеческого бытия.

Требования к умениям: привить навыки и умения самостоятельно определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью, уметь анализировать  природу человека, уметь понимать связь философии с естественными науками; самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.

       Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека:  к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: не сводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Самостоятельная работа студентов:

  1. подготовить рефераты «Современная наука и философия о проблеме происхождения человека», «Фундаментальные характеристики человека».

  2. подготовка к семинару  «Человек как главная философская проблема» по плану:

  1. Философия о происхождении и сущности человека.

  2. Основные отношения человека.

  3. Фундаментальные характеристики человека

  4. Основополагающие категории бытия.

Тема 2.2. Сознание и познание (гносеология). (4 часа)

Требования к знаниям:  представления о сознании, теории З.Фрейда и К. Юнга, современных научных проблемах сознания и подсознания.

Требования к умениям: уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоя-тельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Самостоятельная работа студентов:

  1. подготовить рефераты «Сознание, мышление, язык», «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»

  2. подготовка к семинару «Проблема сознания» по плану:

  1. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

  2. Идеальное и материальное.

  3. Сознание, мышление, язык.

  4. Сознание  и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

Тема 2.3.  Учение о познании (4 часа)

Требования к знаниям: получить информацию о природе познания, методах и формах научного познания.

Требования к умениям: уметь различать взгляды сенсуалистов, рационалистов, агностиков на природу познания, уметь анализировать  и определять свою точку зрения.

     Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм, научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

Раздел  3. Человек в истории, общество и культура ( 10 часов)

Требования к знаниям:  иметь представления об основных категориях научной картины мира, роли науки в современной жизни, соотношении веры и разума, месте и роли искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям:  соотносить место и роль науки с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

Тема 3.1. Философия и научная картина мира (4 часа)

Требования к знаниям:  категории научной  картины  мира, и философские интерпретации, философские представления о месте человека в космосе.

Требования к умениям: анализировать факты, использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, сопоставлять античные и современные представления о структуре мира.

       Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Самостоятельная работа студентов:

подготовить рефераты «Аристотель – энциклопедия античной философии», «Николай Коперник. Новые представления о мире», «Учение о Вселенной в трудах Джордано Бруно»

Тема 3.2. Идея бога и ее значение в жизни человечества (2 часа)

Требования к знаниям:  мировые религии, сущность религии и ее влияние на человеческое общество, знать современные точки зрения о  религиозном мировоззрении.

Требования к умениям: размышлять, сопоставлять, доказывать свою точку зрения и уметь оценивать позиции людей в данном вопросе.

        Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или…? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

Тема 3.3. Философия и искусство (4 часа)

Требования к знаниям:  функции искусства, проблема гения, психологическое и визионерское искусство, знать проблематику кризиса современного искусства.

Требования к умениям: анализировать предметы искусства, выражать свое отношение к ним, различать высокое и массовое искусство.

         Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодернизма.

Раздел 4. Человек и общество (социальная философия). (12 часов)

Требования к знаниям: основные концепции исторического развития; взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России; массовая культура; внутренняя и внешняя культура; философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: критически анализировать основные концепции исторического развития; понимать роль и место отдельного человека в истории; истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации.

Тема 4.1. Цивилизация и культура. Философия истории (4 часа)

Требования к знаниям:  современные концепции исторического развития; взгляды философов на развитие истории, историческая самобытность России.

Требования к умениям: использовать знания истории для анализа философских представлений о развитии человеческой цивилизации; выражать свою точку зрения и самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинарам.

       Философские концепции исторического развития: концепции прогрессивного однолинейного развития, концепции многолинейного развития, циклического развития. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

Тема 4.2. Общество и культура. (4 часа)

Требования к знаниям:  теории происхождения культуры, виды культур, кризисы культуры.

Требования к умениям: сопоставлять факты, анализировать культурное наследие России, вырабатывать свою точку зрения на проблематику культуры.

        Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контр культура. Основные контр культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Самостоятельная работа студентов:

подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество, о контр культурах современности.

Тема 4.3. Будущее человечества. Философия и глобальные проблемы современности (4 часа)

Требования к знаниям: иметь представления о глобальных проблемах современного общества; о влиянии науки на нашу жизнь, о путях развития мирового сообщества.

Требования к умениям: выражать свою гражданскую позицию, понимать свою ответственность перед поколением потомков, самостоятельно работать с дополнительной литературой.

       Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Самостоятельная работа студентов:

подготовить доклады о глобальном потеплении и его влиянии на будущее Земли, о глобальных проблемах человечества и путях их преодоления, о движении антиглобалистов.












































5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.I. Литература:

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М.: Проспект, 2009. – 215с.

  2. Марков Б. В. Философия. – СПб. : Питер, 2012. - 432 с.

  3. Жаров Л.В., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. -314 с.

  4. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2008. – 304 с.

  5. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. – Н.Новгород, 1998г.


Базы данных, информационно справочные и поисковые системы:

  1. Гуманитарное образование – федеральный портал высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. humanities. edu. ru.

  2. Российское образование – федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. edu. ru.

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2011. - Режим доступа: http: // www. chool – collection. edu. ru.




6. ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14 часов

в том числе:

  1. Составление электронной презентации по заданной теме

  2. выполнение творческой работы

  3. Составление конспекта

  4. составление вопросов для самопроверки

  5. Написание рефератов


3

2

3

1

5


Раздел 1. Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы мира.

Задание 1. Семь мудрецов

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:

Клеобул Линдский – «Мера важнее всего»

Хилон Спартанский – «Познай самого себя»

Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»

Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский – «Худших всегда больше»

Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»

Задание 2. Запомните ключевые слова: «философия», «мировоззрение», «идеализм», «материализм».

Задание 3. Проверьте свои знания:

- что изучает философия?

- каковы цель и предназначение философии?

- каково соотношение философии и науки?

- какими вопросами задается философия?

- в чем отличие и сходство материалистической и идеалистической философии?

Задание 4. Назовите основные функции философии и составьте цепочку преобразований, путем подбора необходимых слов:

Познавательная…˃мировоззрение…˃понимание и осмысление…˃формирование убеждений…˃основа философской культуры…˃общение и передача информации…˃оценка существующей реальности…



Задание 5. Задание: Предложите ваши размышления на тему: «Философия – это жизнь, а жизнь – это философия» и изложите их в тетради.

Задание 6. К каким философским направлениям относятся следующие философы:

Гоббс, Локк, Спиноза, Гольбах, Бэкон, Чернышевский________________

Юм, Кант_______________

Гегель__________________

Гельвеций_______________

Декарт__________________

Задание 6. Соотнесите буквы и цифры:

1. «Не разгребай огонь ножом»

2. «Не ешь сердца»

3. «Не разламывай хлеб надвое»

4. «Помогай ношу взваливать, а не сваливать»

5. «Что упало, не поднимай»

6. «По торной дороге не ходи»

а) не следуй мнениям толпы

б) не разрушай дружбы

в) перед смертью не цепляйся за жизнь

г) не задевай человека вспыльчивого

д) не удручай себя горем

е) поощряй людей не к праздности, а к труду

Задание 7. Тема: «Выдающие философы мира»

  1. Выполните в тетрадях задание по теме: «Великие философы» по предложенной вам форме

№/№

Имя философа

Годы жизни

Основные философские идеи, созвучные нашим сегодняшним духовным идеям



 


  1. Какие проблемы поставила философия перед естественными науками в XX веке?

  2. Как вы понимаете и воспринимаете следующие мысли японского философа – пророка Утимура Кандзо (1861-1930). «Я ищу истину, которая бы годилась для всех людей, высоких и низких, богатых и бедных, мудрых и немудрых, ищу свет, который светит каждому человеку независимо от расы, национальности, религии. Ценность человеческой жизни заключается в душе, которая достигает центра – Бытия… Человек, познающий Истину, становится универсальным, поднимаясь над собой, и над миром… Нация, как и человек, может быть великой при всей ее малости».

Задание 8. Идея человека

Взгляд на

Религия

Философия

Наука

Жизненный опыт

Сущность человека





Смысл человеческого существования





Отношение человека к миру





Проблема духовного





Задание 9. В общении между людьми существуют четыре позиции

  1. Я люблю себя и  люблю другого.

  2. Я не люблю себя, но люблю другого.

  3. Я люблю себя, но не люблю другого.

  4. Я не люблю себя и не люблю другого.

Какая из позиций самая приемлемая? Прокомментируйте остальные.

Подумайте и выполните в тетрадях следующее задание: Как взаимосвязаны совесть людей и их поведение?

Задание 10. Совесть


Помогает

Не позволяет

Предупреждает

В обществе




В семье




В отношениях между людьми




С самим собой

Задание 11.




Выполните задание в тетрадях:


Религия

Основные положения мировых религий

Общее в религиях

Чем отличаются

Буддизм




Христианство




Ислам


Задание 12.




Дополните предложения:

 Сознание представляет собой выражение отношения человек к своему_____________.

Раздел философии, изучающий проблемы познания называется___________________.

Существует такое направление в философии, которое отрицает познание_______________.

Немецкий философ_____________утверждающий, что предметы существуют объективно, и представляют собой «____________».

Агностики также делятся во взглядах на_________________и_____________. Всякий агностицизм есть________________.

Немецкий философ, который критиковал________________и разработал свою теорию______________познания.

Сторонники_________________не отрицают познаваемость мира.

В процессе практики человек создает новую реальность_______________и_______________.

Конечной целью познания являются_____________________.

Законы и категории__________________являются всеобщими формами познающего мышления.

Задание 13.

Составьте таблицу: «Критерии истины»

Критерий

В чем заключается

Недостатки

1. опыт



2. разум (рациональный)



3. практика





ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Философия в системе культуры.

  2. Философия и наука: родство и различие функций

  3. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.

  4. Сократ:  индивидуальное и неиндивидуальное в сознании

  5. Теория государства Платона

  6. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

  7. Философия Византии

  8. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.

  9. Декарт: Очевидность как критерий истины. «Мыслю -  следовательно, существую».

  10. Эпикур и его учение о счастье

  11. Стоическая философия об идеале мудрой жизни

  12. Моральная философия Канта.

  13. Философия пессимизма  А. Шопенгауэра.

  14. Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.

  15. Фундаментальные характеристики человека.

  16. Основополагающие категории человеческого бытия.

  17. Сознание, мышление, язык.

  18. Культ и культура.

  19. Проблемы  современной массовой культуры.

  20. Культура и контр культура, основные контр культурные движения.

  21. Проблема «конца истории».

  22. Сознание  и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

  23. Идеальное и материальное.

  24. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

  25. Талант и гений, соотношения гения и гениальности.

  26. Сознание, мышление, язык.

  27. Значение веры в жизни современного человека.

  28. Борьба за права человека.

  29. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

  30. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран.







ТЕСТ № 1

Контрольная работа по дисциплине «Основы философии» проводится в конце семестра по завершению изучения дисциплины. Контрольная работа представляет собой два варианта заданий в тестовой форме по 12 вопросов в каждом варианте. Тестовые задания составлены в соответствии с требованиями ГОС СПО к знаниям и умениям обучающихся по дисциплине «Основы философии» и охватывают следующие разделы:

  • Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы мира

  • Сознание и познание (гносеология). Философия сознания

  • Духовная культура

  • Человек и общество (социальная философия)

На выполнение контрольной работы отводится 15-20 минут. Ключ к тестам прилагается.

Критерии оценки:

  • «отлично» - 11-12 правильных ответов;

  • «хорошо» - 9-10 правильных ответов;

  • «удовлетворительно» - 6-8 правильных ответов;

  • «неудовлетворительно» менее 6 правильных ответов.



ТЕСТ


ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Предметом изучения философии является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) всеобщее в системе «мир – человек»

2) божественное откровение

3) физическая реальность

4) художественная реальность

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

Учение о бытии – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) гносеология

2) логика

3) аксиология

4) онтология

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

Оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей характерна для следующей функции философии…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) эвристической

2) эмпирической

3) методологической

4) аксиологической


ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Основоположником античной диалектики считается…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Фалес

2) Анаксимандр

3) Анаксимен

4) Гераклит

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

Основным принципом философской мысли Средних веков был…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) европоцентризм

2) антропоцентризм

3) теоцентризм

4) космоцентризм

ЗАДАНИЕ N 6 (выберите несколько вариантов ответа)

Основные проблемы философии Нового времени - это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) познание Бога

2) место человека в этом мир

3) познание мира человеком

4) духовное начало

ЗАДАНИЕ N 7 ( выберите один вариант ответа)

Ключевой проблемой русской философии в XIX веке является поиск…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) методов познания

2) направлений научного прогресса

3) законов диалектики

4) путей развития России


ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Слово _______ употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) индивид

2) гражданин

3) личность

4) субстрат

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите несколько вариантов ответа)

Методами деятельности познающего субъекта называются…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) мотивы

2) ресурсы

3) способы

4) приемы

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция _________ человека, его интеллекта. …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) привычек

2) природы

3) мышления

4) мышечной массы

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Философское направление, в соответствии с которым «познание невозможно, истина недостижима», называется…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) агностицизмом

2) рационализмом

3) атеизмом

4) эмпиризмом

ЗАДАНИЕ N 12 ( - выберите один вариант ответа)

Биологическое выживание человечества связано с решением проблемы…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) мира и войны

2) экологической

3) международного терроризма

4) энергоресурсной



ТЕСТ № 2


ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности, является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) философия

2) мифология

3) религия

4) искусство

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите несколько вариантов ответа)

Мировоззренческая функция философии способствует формированию…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) представлений о месте в мире человека

2) сомнений в познаваемости мира

3) абстрактного мышления

4) целостности картины мира

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

Основателем античного атомизма является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Платон

2) Аристотель

3) Демокрит

4) Фалес

ЗАДАНИЕ N 4 ( выберите один вариант ответа)

А.Августин проповедовал учение под названием…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  эклектика

2) атеизм

3) патристика

4) атомизм

ЗАДАНИЕ N 5 ( выберите один вариант ответа)

Эволюционная концепция возникновения человека предложена…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Ф. Энгельсом

2) Ч. Дарвином

3) Августином Аврелием

4) З. Фрейдом


ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

Одним из направлений протестантизма является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) суннизм

2) православие

3) лютеранство

4) буддизм

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) образования

2) инстинктов

3) общества

4) культуры

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Вопрос о смысле жизни человека – это ключевая ___________ проблема…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) метафизическая

2) научная

3) мировоззренческая

4) эстетическая

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите несколько вариантов ответа)

Категория «свободы» подразумевает специфический способ бытия человека, связанный с его способностью…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) иметь привычки

2) произвольного поведения

3) совершать поступки по приказу

4) совершать поступки в соответствии со своими целями

5) выбирать решение

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)

Сложность познавательного процесса можно отразить следующим образом…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в познании нет смысла

2) человек никогда не будет знать обо всем

3) наука может решить любые проблемы

4) “вещь в себе” принципиально не может быть познана

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Философское направление, в соответствии с которым «познание невозможно, истина недостижима», называется…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) эмпиризмом

2) агностицизмом

3) атеизмом

4) рационализмом

ЗАДАНИЕ N 12 (выберите несколько вариантов ответа)

Культура – это результат совокупности двух видов производства общества________и______…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) духовного

2) материального

3) природного

4) искусственного


ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:



      1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

      2. Основные функции философии

      3. Философия и мировоззрение

      4. Основные проблемы философии

      5. Философия Древнего мира

      6. Философия Средневековья

      7. Философия эпохи Возрождения

      8. Философия Нового времени

      9. Немецкая классическая философия

      10. Марксистская философия

      11. Русская философия: основные направления и особенности развития

      12. Философия XX века

      13. Категория бытия в философии

      14. Понятие материи и ее основных свойств

      15. Диалектика: ее принципы, законы и категории

      16. Сознание: его происхождение и сущность

      17. Теория познания, и ее основные проблемы

      18. Познание и практика

      19. Истина и заблуждение

      20. Знание и вера

      21. Формы и методы современного научного познания

      22. Биологическое и социальное в человеке

      23. Индивид и личность

      24. Смысл и цель жизни человека

      25. Понятие и природа ценностей

      26. Человек во Вселенной: взгляд науки

      27. Религиозные версии мироздания

      28. Человек и природа: современные проблемы экологии

      29. Понятие общества

      30. Основные сферы жизни общества

      31. Современные концепции исторического развития

      32. Проблемы современного информационно-технического общества (сущность НТР)

      33. Понятие культуры и ее состава

      34. Человек в мире культуры

      35. Восток-Запад – Россия: типы цивилизаций

      36. Массовая и элитарная культура

      37. Культура и религия

      38. Культура и цивилизация

      39. Основные виды духовной культуры: искусство, мораль, наука

      40. Мировые религии: их роль в истории

      41. Церковь и государство в России

      42. Религия и мораль

      43. Проблемы и перспективы современной цивилизации

      44. Происхождение государства и его сущность

      45. Политика и право

      46. Политические режимы и формы правления

      47. Искусство, его виды и функции

      48. Общественное сознание: идеология и общественная психология

      49. Основные социальные общности: род, племя, народность, нация, классы

      50. Закономерности и перспективы развития человечества











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!